Творческий проект по развитию связной речи «Сказки - добрые друзья»
проект по развитию речи (старшая группа)

Пунейко Леся Николаевна

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Один из действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад» № 10 «Золотая рыбка»

Творческий проект

по развитию связной речи

«Сказки – добрые друзья»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Пунейко Л. Н., воспитатель

г. Мегион

2020 г

АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Один из действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

«Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает ознакомление детей с изобразительно - выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Проект «Сказки – добрые друзья» способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок.

Данный проект способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы в группе, а также использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Тип проекта: творческий

Сроки реализации: краткосрочный

Участники проекта: дети группы, воспитатель

Цель проекта:  Формирование у детей связной монологической речи.

Задачи:

  1. Формировать умение творчески импровизировать небольшие по содержанию знакомые сказки.
  2. Учить придумывать продолжение сказок, видоизменять их посредством введения дополнительных персонажей, волшебных предметов.
  3. Развивать желание самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки).

Предполагаемый результат: У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, русскими народными сказками, пословицами, закличками, скороговорками.

5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.

2 ЭТАП

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА:

  1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
  2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия.
  3. Разработать конспекты для непосредственно - образовательной деятельности детей, консультации и памятки для родителей.
  4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  5. Составить перспективный план – схему реализации проекта.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Во время подвижной игры «Гуси - лебеди», дети предложили заменить гусей курочками, детям очень понравились преображения. Воспитатель предложила продолжить эти превращения в русских народных сказках.

3 Этап

Реализация проекта:

Образовательная область «Речевое развитие»

Формы работы

Программное содержание

Беседа «Моя любимая сказка»

Формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

Беседа «Где живут книги»

Уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке.

Рассказывание русской народной сказки «Морозко»

Учить замечать звучность, ритмичность, красоту сказки, учить пересказывать сказку частями, используя языковое богатство сказки.

Заучивание С. Маршак. «Тает месяц молодой...».

Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения, четко проговаривать каждое слово.

Разучивание колядок «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…».

Продолжать знакомить с новым видом устного народного творчества, учить повторять колядки за воспитателем, объяснить смысл колядок.

Пересказ сказки «Снегурочка»

Формировать умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения как с опорой на наглядную модель, так и по памяти.

Чтение и рассказывание сказки Сутеева «Кто сказал «Мяу».

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.

НОД Развитие речи

Тема: пересказ рассказа К.Д.Ушинский «Ветер и солнце»

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, способствовать умению детей понимать и чувствовать настроение произведения. Воспитывать чувство доброты, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание сказки и сказочных героев на заданную тему»

Учить детей самостоятельно придумывать сказку, и сказочных героев на заданную тему по плану ; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета. Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения. Учить составлять предложения. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Словесная игра«Кто больше слов скажет»

Называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Словесная игра «Придумай рассказ»

Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, переносить их в связное высказывание.

Словесная игра«Слова друзья»

Упражнять в подборе синонимов.

Викторина «Герои любимых сказок»

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам. Развивать память, выразительность речи. Воспитывать желание слушать сказки, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Формы работы

Программное содержание

Театрализация по сказке «Лиса и кувшин»

Учить детей понимать идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте, выделять эпитеты и сравнения, развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

Театрализация по сказке «Морозко»

Учить моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивать различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый. Развивать пантомимическую и речевую выразительность. 

Театр по сказке «Рукавичка»

Формировать умение рассказывать сказку по ролям. Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Развивать все компоненты устной речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками. Воспитывать интерес к совместным играм-драматизациям.

Театрализация по сказке «Репка»

Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной деятельности; развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально - театральной деятельности; совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов; развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору; продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок; формировать умение  находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Учить передавать в рисунке различные черты характера героев сказок: добрый – злой, грустный - веселый. Закреплять технические умения и навыки работы с различным изобразительным материалом. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Аппликация Тема «Царевна-лягушка»

Учить задумывать содержание своей работы. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами. Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления.

«Изготовление книжки-малышки»

Проявлять интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно - выразительными средствами. Развивать мелкую моторику. Формировать умение подбирать соответствующий материал. 

Настольный театр «Три поросенка»

Учить видеть образ в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Пополнять словарь эмоционально – оценочной лексикой.

Муз. д/и «Узнай сказочного героя по его песенке»

Развивать музыкальный слух, память.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Формы работы

Программное содержание

Творческая игра «У медведя во бору»

Помочь детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Учить самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

«Вечер загадок»

Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устанавливать связи, отбирать необходимый и достаточный набор признаков для составления загадки.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формы работы

Программное содержание

Д/и «Кто, где живёт и чем питается?»

Закреплять знания детей о местах обитания животных Развивать внимание, память, речь. Формировать интерес к диким животным

Д/и «Отвечай быстро»

Развивать у детей быстроту и гибкость мышления. Упражнять в классификации предметов.

Д/и «Узнай и назови сказку по первым строкам»

Развивать память, внимательность, чувство товарищества.

Образовательная область «Физическое развитие»

Формы работы

Программное содержание

Русская народная игра «Гори – гори ясно»

Повышать речевую и двигательную активность детей, развивать быстроту реакции на сигнал. Формировать умение выступать в качестве водящего и ведущего игры.

Русская народная игра «У дядюшки Трифона»

Учить выразительно проговаривать текст игры, упражнять в умении ходить хороводным шагом, повторять движения за ведущим. Воспитывать интерес к русским народным играм.

П/и «Два мороза»

Учить детей выступать в роли судей, оценивать соответствие действий игроков правилам игры. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, поддерживать интерес к подвижным играм.

Взаимодействие с родителями

Формы работы

1. Консультации:

– «Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

– «Рецепты составления домашней библиотеки»;

– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

2. Круглый стол «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

3. Игровой тренинг «Чему учит сказка»

4 ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка»

2. КВН «В гостях у сказки»

3. Пополнение библиотеки группы русскими народными сказками, пословицами, закличками, скороговорками и т.д.

4.Уголок ряжения добавлю маски и костюмы героев сказок.

Список литературы:

1. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа. М.,2016 стр. 86

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» подготовительная группа ФГОС

4. О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.

5. Т.Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности

6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.6-7 лет.

7.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»стр.66)


Приложение 1

Консультация для родителей на тему:

«Первые книги ребёнка»

Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое впечатление осталось навсегда в вашей жизни. Очень важно, какой будет первая книга вашего ребенка. Она, с одной стороны, вызовет у ребенка потребность общения с книгой, с другой – будет развивать художественный вкус, речь, словарный запас, умственные способности. Ребенок знакомится с литературой в раннем возрасте, когда еще не может построить развернутый и связанный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как помочь ребенку?

Условно в детской литературе можно выделить два направления.

Первое – художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именно к книге за нужными сведениями. Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. Взрослый может спросить: «О ком этот рассказ? Что они делали?» Детям постарше задают вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?». Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Если вы прочитали рассказ об осени, обсудите, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь найти его в книге. Нужно не только поддерживать, но и подпитывать первое естественное любопытство ребенка. Ему интересно абсолютно все. Кроме того, дороги минуты особой близости со взрослыми, совместные переживания.

Когда ребенок подрастет, можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, атлас и расскажите, как и что на нем обозначено. Покажите карту звездного неба и поговорите о том, какие звезды можно увидеть над крышей вашего дома. Конечно, такие беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся интересом ребенка.

Второе направление художественной литературы –художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их. Это происходит прежде всего в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивает игрушечных зверей перед теремком. В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей – драматизации русских народных сказок. Можно и дома создать условия для самореализации ребенка. Разные виды театров можно сделать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки, настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.

1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.

8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.

Консультация для родителей на тему:

“Роль художественной литературы в развитии речи детей”

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Работая по этому проекту, дети проявляли свое творчество и инициативу. Они с удовольствием слушали, пересказывали, сочиняли, рисовали и т. д. Но больше всего детей заинтересовало составление книги сказок "Новогодние истории". Каких только историй не насочиняли дети вместе с родителями. Эти сказки, к окончанию нашего проекта, дети запомнили наизусть. Теперь они стали настольной книгой нашей группы.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Если  речь ребенка недостаточно сформирована,  то   у него не будут развиты воображение и творческие способности, слабее мотивация к обучению в школе. Развитие в дошкольном периоде...

Проект по развитию связной речи «Сказка с тобой очень интересно!»

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи детей.  На сегодняшнем этапе жизни современного общества чтение сказок родители заменяют просмотро...

Подвижные игры с целями по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"

Картотека подвижных игр по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...

Проект по развитию связной речи "Здравствуй сказка"

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Сказкотерапия является одним из методов арт-терапии. «Сказка – это первые и блест...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Программа по развитию речи "Сказки -добрые друзья".

Программа по развитию речи "Сказки - добрые друзья" разработана с целью нравственного воспитанимя дошкольников и развития познавательного интереса ребят к художественной литературе....