ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Если  речь ребенка недостаточно сформирована,  то   у него не будут развиты воображение и творческие способности, слабее мотивация к обучению в школе. Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются необходимыми компонентами образованности и успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iif_2014.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МДОУ - детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухов

Если  речь ребенка недостаточно сформирована,  то   у него не будут развиты воображение и творческие способности, слабее мотивация к обучению в школе. Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются необходимыми компонентами образованности и успешного обучения в школе.

Использование дидактических игр творческого характера  пробуждает познавательный интерес, позволяет решать широкий спектр образовательных и воспитательных задач, является важнейшим стимулом  формирования навыков творческого рассказывания. В системе обучения словесному творчеству предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, на воспитание образной, интонационно-выразительной речи. Умения и навыки по составлению творческих рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми с ОНР.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями.

Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Нами создан и успешно реализуется проект по использованию игр творческого характера в работе с детьми с ОНР. Его высокую  результативность подтверждают результаты мониторинга.

Предлагаем ознакомиться с  используемым нами перспективным планированием игр творческого характера в старшей логопедической группе.

Сентябрь

  1. «Хвосты»

Цель: формировать умение видеть целое раньше частей (основной механизм воображения), развивать дивергентное мышление.

2. Составь предложение

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Октябрь

1. Что  общего?

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

2. Исключи  лишнее слово

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

 Ноябрь

1. Поиск аналогов

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

2. «Противоположные» предметы

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше признаков другого предмета

Декабрь

1. Найди  предмет по заданным признакам

Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

2. Соединительные звенья

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Январь

1. Как использовать предмет?

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

2. Расскажи какие

Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним  мысленным взором   охватывать разновидности одного и того же предмета.

Февраль

1. Ох, уж эти причины!

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

2. Сократи рассказ

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.

Март

1.  "Сказка по вопросам".                                                                

Цель. Учить детей отвечать на вопросы, продолжая сюжет общей истории.

2. «Придумай и расскажи»

Цель. Учить детей поиску причин событий, развивать навыки творческого рассказывания.

Апрель

1.Придумай сказку.

2. Придумай сказку (№ 2)

Цель. Развивать творческое мышление  детей, учить придумывать рассказы, истории или сказки  с использованием  определенного набора слов.

Май

1. «Перевертыш»

Цель. Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо".         

2. Что  произойдет, если ...

Цель. Развивать творческое мышление  детей, учить придумывать продолжение к началу фразы

При правильной организации работы по речевому развитию у детей с ОНР интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей.     Устная речь достаточно логична, стройна, интересна по своему содержанию, их рассказы творчески разнообразны, один рассказ не похож на другой.

Список литературы

1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов. - М. АРКТИ, 2004г.

2.  Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] / Н.А. Стародубова. - М., 2006г.

3.  Ушакова, О.С. Развития речи дошкольников. [Текст] /  - О. С. Ушакова. - М., 2001г.

4. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / О. С. Ушакова.  М. ИПТ, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

Консультация для воспитателей "Использование приемов ТРИЗ-педагогики в развитие связной речи детей"

Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач.  Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина. Занимающаяся проблемами развития техники.  О...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...