Конспект занятия по дифференциации сонорных звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Титова Нина Михайловна

Индивидуальное занятие по дифференциации сонорных звуков "Р" - "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_differentsiatsii_sonornyh_zvukov.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Дифференциация сонорных звуков [р]-[л]»

Автор:

Титова Н.М., учитель-логопед

г. Нижнекамск

 

Дата

 

Тема

«Дифференциация сонорных звуков»

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

6-7 лет(подготовительная к школе группа)

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие

Форма проведения

Индивидуальная работа

Цель

  Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Л] - [Р] в слогах, в словах, во фразе.

Развивающие

- Развитие координации мелкой и общей моторики рук.

- Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие целенаправленной воздушной струи.

- Развитие навыков звукового анализа слов.

- Развитие умения словообразования путем замены звуков.

Воспитательные

- Воспитывать самоконтроль.

- Воспитывать культуру поведения на занятии.

Образовательные

-дифференцировать звуки [р] -[л]    изолированно, в открытых слогах, в словах в разных позициях, в словосочетаниях;

-продолжать учить новое слово при одного звука другим;

-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

- закрепить характеристики звуков.
-закрепить умение определять место звука в слове.

Планируемый результат

 различает и правильно произносит звуки [л] - [р]   изолированно, в открытых слогах, в словах в разных позициях, в словосочетаниях;

- определяет позицию звука в слове;

- образовывает новое слово, заменяя один звук на другой.

Методы и приемы

Здоровьесберегающие ( пальчиковая гимнастика, динамическая пауза).

Игровой (сюрпризный момент).

Наглядные (картинки, карточки для заданий).

Информационно-коммуникационные (презентации, игры).

Словесные (объяснение, рассказ, вопросы, пояснения).

Практические (упражнения, задания).

Наглядные средства обучения

ИКТ: компьютер.

Презентации, картинки, карточки для заданий (картинки на дифференциацию звуков [р] -[л]), удочка, муляжи рыб, два ведерка, емкость с водой, кораблик, зеркало.    

Организация детей

   1 часть. Педагог с ребенком возле стола, на котором тазик с водой для  выполнения дыхательных упражнений.  

  2 часть.  Педагог с ребенком за столом с настенным зеркалом.            

  3 часть. Выполнение заданий на компьютере.

  4 часть. Динамическая пауза на ковре.

  5 часть. Выполнение заданий на компьютере.

  6 часть. Педагог с ребенком возле стола, на котором тазик с водой для  выполнения  игры “Рыбалка”.  

  7 часть. Педагог с ребенком на ковре возле мольберта с картинками.

Словарная работа

 Кораблик, звук, волк, рысь, вертолет, ракета, ворона, воробей, мухомор, муравей, ромашка, корова, божья коровка;  лом-ром, лак-рак, лоза-роза; рожки – ложки , работа – лопата , краб – клад , крот – клоп;  лось, белка. елка, волк, фиалка, лодка,  пчела, голубика; мармелад, горло, журнал, берлога ; проволока, крыло, рыболов, кларнет; зеркало, рулон, крокодил; астра, ромашка, фиалка, роза; кровать, стул, полка, стол; вертолет, барабан, пирамидка, кукла; свекла, помидор, баклажан, лук;  игла, ледокол, пластилин, орел, рыболов, рука; налим, лещ, камбала, ерш, карась, красноперка; Рома,   Кристина, Марат, Слава, Клава, Милана.

Предварительная работа

 Артикуляционные и дыхательные упражнения, знакомство с артикуляционным профилем и характеристикой сонорных звуков, постановка сонорных звуков.

Структура ОД

1. Организационный момент.

2.  Дыхательное упражнение “Кораблик”.

3.  Артикуляционные упражнения.

4.  Уточнение артикуляционного уклада звуков [л]-[р].

5.  Упражнение «Самолет летит, мотор рычит».

6. Игра «Бабочки».

7. Игра «Букет для Бараша”.

8. Игра “Шарики”.

9.  Упражнение “Помоги  Крошу найти предметы со звуком [р]”.

10.  Упражнеие   “Помоги Лосяшу найти предметы со звуком [л] ” .

11.  Игра “Замени звук в слове”.

12. Упражнение “Произнеси цепочку слов”.

13. Упражнение  “Повтори за Карычем слова”.

15. Упражнение “Повтори за Лосяшем слова ”.

16. Упражнение “Повтори за Барашем слова ”.

17. Динамическая пауза.

18. Игра  «Четвертый лишний» .

19. Упражнение «Найди место звука [л] в слове».

20. Упражнение «Найди место звука [р] в слове».

21. Упражнение «Посчитай крокодилов».

22. Игра «Рыбалка».

24. Упражнение “Кто живет в доме?”

25. Итог.

Ход ОД

1. организационный момент

2.  Дыхательное упражнение “Кораблик”

3. Артикуляционные упражнения

 

4.  Уточнение артикуляционных укладов звуков.

 

5. Упражнение «Самолет летит, мотор рычит».

6. Игра «Бабочки»

7. Игра «Букет для Бараша”

8. Игра “Шарики”

9.  Упражнение “Помоги  Крошу найти предметы со звуком [р]”

10.  Упражнеие  

“Помоги Лосяшу найти предметы со звуком [л] ”

11.  Игра “Замени звук в слове”

12. Упражнение “Произнеси цепочку слов”

13. Упражнение  “Повтори за Карычем слова”

15. Упражнение “Повтори за Лосяшем слова ”

16. Упражнение “Повтори за Барашем слова ”

17. Динамическая пауза.

18. Игра  «Четвертый лишний»

 

19. Упражнение «Найди место звука [л] в слове»

20. Упражнение «Найди место звука [р] в слове»

21. Упражнение «Посчитай крокодилов»

22. Игра «Рыбалка»

23. Упражнение «Доскажи словечко»

24. Упражнение “Кто живет в доме?”

25. Итог.

    Здравствуй, Кирилл. Сегодня нас ждет много интересных заданий, игр. Давай посмотрим, что здесь в коробочке лежит.

-Кораблик.

-Да. Я знаю одну игру. Нужно подуть на этот кораблик так, чтобы он поплыл. Попробуем? Без сильного ветра наша лодка не поплывет. Давай подуем на лодку и доберемся до другого берега реки (ребенок выполняет дыхательное упражнение).

А теперь мы с тобой  выполним артикуляционные упражнения. Садись удобно, спина ровная.

1.«Заборчик»:  улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти  

 2.«Окошко»: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.  

3. «Лопаточка»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
4. «Вкусное варенье»: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз. 
 5. «Маляр»
( поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку).
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

6. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Выполнение: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

7. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Выполнение: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
 8. «Грибок»
( укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку).
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
9. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.

10. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

- Посмотри на картинку. Кто это?

- Волк.

- Правильно. А какой третий звук в этом слове?

- Звук Л.

- Правильно. Дай ему характеристику. Какой он?

- Согласный, звонкий, твердый.

- Хорошо. Давай вспомним уклад этого звука.
Где находится язычок, когда мы произносим звук Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

-А на этой картинке кто изображен?

- Рысь.

- Какой первый звук в этом слове?

- Звук р.

- Расскажи об этом звуке. Какой он?

- Согласный, звонкий, твердый.

- Давай вспомним где находится язычок, когда мы произносим звук Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.. 

-Молодец.  Сегодня с тобой будут играть смешарики. Они приготовили для тебя задания. Что ты видишь здесь?

- Самолет. Правильно. Сейчас самолет полетит, а ты должен произносить звук «л» пока он летит (выполнение).

- Хорошо. А еще что ты видишь здесь?

- Мотоцикл.

-Правильно. У мотоцикла есть мотор и он рычит. Нужно будет произносить звук «р» пока мотоцикл будет ехать (выполнение).

- Бараш предлагает тебе повторить слоги. При правильном выполнении тебя ждет сюрприз (бабочки летят на цветы).

     - ла-ра  

  ло-ро  

  лу-ру  

  лы-ры  

  ра-ла-ла  

  ро-ло-ло

 лу-ру-ру

 ры-лы-ры

- А теперь нужно собрать букет для Бараша. Если ты их правильно будешь повторять за мной цепочку слогов, то у Бараша в руках будет появляться цветок. Слушай внимательно и повторяй.

      - ал-ар  

 ол-ор  

 ул-ур  

 ыл-ыр  

ар-ал-ал

ор-ол-ол

ул-ур-ур

ыр-ыл-ыр

- Справился. Молодец.  А сейчас для тебя задание приготовила свинка. Цепочка слогов будет посложнее.   Слушай и повторяй.

лар  

 лор  

лур  

лыр  

лар-лор-лыр

лор-лур-лар

лур-лыр-лор

лыр-лар-лур

- Называй картинки и щелкай мышкой по ним (вертолет, ракета, ворона, воробей, мухомор, муравей, ромашка, корова, божья коровка).

 - Называй картинки и щелкай по ним мышкой (лось, белка. елка, волк, фиалка, лодка,  пчела, голубика).

- Сейчас мы с тобой попробуем поиграть еще в одну игру. Я буду называть слова, а ты в этом слове звук «л» поменяешь на звук «р». Интересно, что из этого получится…:

- Вместе с Кар Карычем произнеси цепочку слов:

Щелкни мышкой на треугольник и назови картинки:

 рожки – ложки

работа – лопата

краб – клад

крот - клоп

- Повтори за Карычем слова.  

Щелкни  мышкой по фигуре и назови картинки:

 мармелад, горло, журнал, берлога

- Повтори за Лосяшем слова.  

Щелкни  мышкой по фигуре и назови картинки:

 проволока, крыло, рыболов, кларнет

- А сейчас назови картинки, которые приготовил тебе Бараш:

 зеркало, рулон, крокодил

- Настало время отдохнуть. Поставь левую ладошку возле левого уха. Указательным пальцем правой руки дотронься до носа, а теперь до указательного пальца левой руки (так по очереди до всех пальцев). А теперь это задание выполни с закрытыми глазами.

- Сейчас поиграем в игру «Найди лишний предмет».

1)  астра, ромашка, фиалка, роза;

2) кровать, стул, полка, стол;

3) вертолет, барабан, пирамидка, кукла;

4) свекла, помидор, баклажан, лук.

- Кто здесь нарисован?

- Где находится звук [л]? На какой квадратик будем нажимать?

- Где находится звук [л] в слове лама? В слове козел где находится звук [л]?

- Кто здесь нарисован?

- Тигр.

Где находится звук [р] в этом слове? На какой квадратик будем нажимать?

- Где находится звук [р] в слове жираф? В слове рысь где находится звук [л]?

- Кого ты видишь на остове?

- Крокодилов.

- Давай их посчитаем. Сколько крокодилов?

- Пять крокодилов (считает от 5 и до 1).

- Молодец, справился. А сейчас я предлагаю тебе поиграть в игру «Рыбалка». Нужно выловить всех рыбок. Но раскладывать их нужно в разные ведерки. Если в названии рыбы ты встретишь  звук [р], то ее нужно положить в ведро с буквой Р, а если там есть звук [л], то с буквой Л. Бери удочку. (выполнение задания)

- Хорошо. А теперь подойди к доске. Я буду произносить предложения, а ты должен будешь закончить его. Картинки на доске помогут тебе найти верный ответ.

Чтобы играть, нужна игра.

Чтоб шить, нужна ....(игла).

Пожаловался нам Лука,

что у него болит ....(рука).

Лена, Рита и Марина лепят всё из ...(пластилина).

Уж горы льда он расколол,

 корабль этот — ....(ледокол).

Царём зверей считаем льва,

 а птиц царём зовём ....(орла).

Чтоб хорошим был улов,

 долго ловит ....(рыболов).

- Посмотри на эти дома. Что-нибудь ты заметил необычного? Вместо номеров на них буквы. Нужно расселить детей и дать им имена. Как ты думаешь: кто будет жить в этом доме?

- Дети, в имени которых есть звук [л]. А здесь те, в имени которых есть звук [р].

- Правильно. Давай попробуем дать им имена.

- Рома, Кристина, Марат.

- Слава, Клава, Милана.

- Молодец. Понравилось тебе занятие? Что мы с тобой сегодня выполняли, чем занимались? Что ты запомнил?

Мне очень понравилось, как ты занимался. Ты справился с задания и очень порадовал смешариков. Думаю, что они с удовольствием придут еще раз с тобой поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация сонорных звуков Р-Л у у детей старшего дошкольного возраста

Одним из необходимых этапов логопедической работы является дифференциация автоматизированных звуков с целью предотвращения ошибок в письме. Предлагаемый материал используется мной на занятиях для разл...

Картотека по автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Картотека будет полезна учителям-логопедам ДОУ и воспитателям логопедических групп...

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков в слове (в начале, ...

Игры-перекладки для автоматизации и дифференциации сонорных звуков позднего генеза "Весёлые раскраски"

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой...

"Ромины поплавки" Дифференциация сонорных звуков во фразе.

Игра для детей 5-7 лет. Правила игры - на фон прикладывается карточка и проговаривается: "Рома ловит рыбу на поплавок с .......(приклеивается на липучку картинка к поплавку)...сыром"...

"Воздушные шарики" Дифференциация сонорных звуков во фразе.

Правила игры - на фон прикладывается карточка и проговаривается: "У Ромы жёлтый шарик с ..., а у Милы розовый шарик с...(на фон поочереди прикладываются карточки: с жёлтым контуром-Роме, а с розо...

Педагогическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР Тема: «Дифференциация сонорных звуков»

Разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР в форме игры-сказки....