конспект занятия по дифференциации гласных звуков
консультация по логопедии (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Ласточка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации гласных звуков (младший дошкольный возраст)

Учитель-логопед: Павловская Е.Л.

г. Шадринск

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации гласных звуков (младший дошкольный возраст)

Оборудование: фитбольный и массажный мячи, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик), музыкальная колонка и фонограммы песен Ю.Робилко, сухой бассейн, камни с изображение артикуляционных упражнений, салфетки, машинки, шишки, кубики, изображения персонажей и символы гласных звуков (маленький и большой красные кружки), магнитная доска.

Орг. момент (приветствие)

Задачи:

⁃ создание эмоционального настроя на занятие;

⁃ изучение частей тела на себе;

Ход выполнения:

Специалист пропевает песню, одновременно выполняя движения с помощью массажного мяча (прокатывая мяч по называемым частям тела ребенка).

Малыш ложись на спинку, хочу с тобой сыграть.

В игру в которой мячик я буду катать.

Это стопа, твоя стопа, это стопа, твоя стопа.

Это твои стопы, стопы твои,

Это твои стопы, стопы твои.

Это нога, твоя нога, это нога, твоя нога.

Это твои ноги, ноги твои,

Это твои ноги, ноги твои.

Это живот, твой живот, это живот, твой живот.

Это рука, твоя рука, это рука, твоя рука.

Активность 1

Задачи:

- развитие артикуляционного и пальцевого праксиса.

Ход выполнения:

Ребенок находит в сухом бассейне камни с изображением бегемота и слоника и выполняет данные артикуляционные упражнения.

Активность 2

⁃ развитие слухового внимания;

⁃ активизация слов «да» и «нет»;

⁃ развитие слоговой структуры слова;

⁃ уточнение и закрепление артикуляции звука А.

Ход выполнения:

Специалист звенит или не звенит в колокольчик и спрашивает «Был звук?»,

побуждая ребёнка отвечать «да» или «нет». Если звук был, то ребёнок наступает на следующий ортопедический коврик и произносит звук А, пока звенит колокольчик.

Активность 3

Задачи:

⁃ дифференциация звуков А и У на слух;

⁃ развитие слоговой структуры слова;

⁃ активизация слов «да», «нет».

⁃ отработка слова «бах».

Ход выполнения:

Перед ребенком две машинки. Специалист показывает на каждую, говоря: «А,

У. Где А?» Ребёнок выбирает машинку и катит ее вперед, проговаривая «туда».

Потом ребёнок со специалистом сталкивает машинки, проговаривая «бах».

Активность 4

Задачи:

⁃ развитие речевого слухового гнозиса (дифференциация слов, схожих по

звуковому составу);

⁃ уточнение и закрепление артикуляции звуков А, У.

Ход выполнения занятия:

На доске висят изображения:  мишка, мышка, Аня, Ваня, папа, бабушка. Специалист спрашивает поочередно про каждого персонажа: «Где папа? Папа скажет: «УУУУ». А где баба? Баба скажет: «АААА», дает ребёнку ротики-символы звуков, ребёнок проговаривает их и примагничивает к персонажу.

Активность 5

Задачи:

- развитие ротового выдоха;

- долгое пропевание звуков А, У.

Ход выполнения:

Специалист пропевает песню, одновременно катая ребенка на фитбольном мяче

На мячике лежу, ротиком дышу.

На мячике лежу, ротиком дышу.

А, а, Громко пою.

А, а, Громко пою.

На мячике лежу, ротиком дышу.

На мячике лежу, ротиком дышу.

У, у, Громко пою.

У, у, Громко пою.

Активность 6

Задачи:

⁃ развитие механизма упреждающего синтеза;

⁃ развитие пальцевого праксиса;

Ход выполнения:

Ребёнок выкладывает визуально-ритмический ряд 1:1 (шишка, кубик)

Далее чередует позы на пальцевый праксис: кубик - указательный палец, шишка - кулак.

Активность 7

Задачи:

⁃ уточнение и закрепление артикуляции звуков А и У;

⁃ дифференциация музыкальных звуков.

Ход выполнения:

У специалиста два музыкальных инструмента. Если ребёнок слышит один

инструмент, то говорит А. Если слышит другой, то говорит У.

Активность 8

Задачи:

⁃ развитие слоговой структуры слова;

⁃ развитие общего и пальцевого видов праксиса;

⁃ развитие направленности речевого выдоха;

Ход выполнения:

Ребенок отрывает от рулона салфетки, проговаривая «тяну». Далее скручивает шарик и дует на него.

Ритуал прощания с ребенком.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорию и связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

на тему: «Путешествие к Снежной Королеве»

Учитель-логопед: Павловская Елена Леонидовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Ласточка» г. Шадринск

Цель: Развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование навыков словообразования, словоизменения.
  • Составление сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы».
  • Составление предложений с предлогом «за».
  • Обогащение словаря синонимами, антонимами.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие умения отвечать на вопросы полным ответом.

Развивающие:

  • Формирование пространственного восприятия.
  • Развитие памяти,  внимания.
  • Развитие наглядно-образного мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство дружбы; взаимовыручки.
  •  Воспитывать у детей выдержу, терпение, усидчивость;
  • Воспитывать умение оценивать свои результаты и результаты деятельности сверстников.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

  • Презентация «Путешествие к Снежной Королеве»
  • Льдинки с изображением букв (Д, Р, У. Ж, Б, А)
  • Рюкзак
  • Демонстрационные картины «Прятки», «Дом Снежной Королевы»
  • Мольберт, магниты.

Раздаточный:

  • Прозрачный квадрат В.В. Воскобовича (3 комплекта);
  • Игра «Путешествие»
  • Схемы фигуры лесного оленя.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
  • Развивающие игры с прозрачным квадратом В.В. Воскобовича.
  • Дидактические игры «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»
  • Изучение предлога  ЗА, союза «ЧТОБЫ».

Место проведения: группа.

Количество детей: 12 человек

Содержание НОД

  1. Мотив – Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но будет оно необычным. Мы отправимся в сказку.

В далекие времена жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё плохое выступало ещё ярче.

  Ученики тролля бегали повсюду с зеркалом, вдруг оно выпало и разбилось на множество осколков. (Слайд 2: изображение троллей, играющих с зеркалом)

Они разлетелись по белу свету, стали попадать людям в глаза, и их сердца превращались в кусок льда. В большом городе жили по соседству двое бедных детей — Кай и Герда. (3 слайд: на экране – картинка детей). Они были как брат и сестра. Однажды, сидя возле кустов и читая книгу, Кай вскрикнул: ему что-то попало в глаз и кольнуло в сердце. Это были осколки того самого зеркала. Сердце Кая превратилось в кусок льда.

Как-то раз Кай пошёл на большую площадь кататься на санках. Внезапно там появилась Снежная королева. (4 слайд: изображение Снежной Королевы) Кай привязал к её санкам свои и поехал. Снежная Королева завернула Кая в свою шубу, поцеловала мальчика, и он забыл про Герду и всех домашних.

2. Постановка цели

 Герда решила отправиться на поиски Кая. Поможем ей в этом?

Дети: Да!

3. Основная часть.

Бабушка Герды спрашивает, (5 слайд: бабушка) «А что же можно взять с собой в наше путешествие?». Отвечая на этот вопрос, используйте слово «чтобы»

Дети: Варежки, чтобы не мерзли руки. Лыжи, чтобы быстрее добраться. Шапку, чтобы не замерзли уши. Рюкзак, чтобы положить туда еду.

Вы отлично справились с первым заданием! Бабушка дает вам эту льдинку. Ну что ж возьмем ее, наверное она нам пригодится в будущем. Мы положим ее в наш рюкзак.

Нашей милой девочке повстречался ворон,(7 слайд: изображение ворона) он рассказал Герде о том, что Снежная Королева пролетала над лесом и распугала всех лесных обитателей. Давайте поможем Герде отыскать зверей и птиц? (Игра «Прятки»)

Дети: Зайчик спрятался за пеньком. Кабан сидит за избушкой. Лиса притаилась за снеговиком. Лось спрятался за снежной крепостью.

Ребята, а какое маленькое слово встретилось нам во всех этих предложениях?

Дети: ЗА.

Ворон благодарит Герду и отводит к своим знакомым: принцу и принцессе. (8 слайд: Принц и принцесса). Но и здесь беда, принц и принцесса никак не могут прочитать заколдованные предложения. Ребята, а давайте им поможем.

Улице идет снег на.

Дети: На улице идет снег.

Падают неба снежинки с.

Дети: С неба падают снежинки.

На лежит деревьях снег.

Дети: На деревьях лежит снег.

Тихо лесу в.

Дети: В лесу тихо.

Принц и принцесса благодарят Герду, дарят золотую карету и льдинку, и вот она уже мчится на поиски Кая.

Но в дороге ее ждет опасность, на нее напали злые разбойники. Хорошо, что у дочери предводительницы местной шайки оказывается доброе сердце, она знакомит Герду с лесными голубями. (9 слайд: голуби)

Голуби просят Герду рассказать о людях «с ледяным сердцем». Какие они? Дети: злые, равнодушные, неприветливые.

А какие люди с «золотым сердцем»?

Дети: добрые, ласковые, заботливые.

И у голубей нашлась льдинка для маленькой отважной девочки.

Познакомила разбойница Герду и со своим оленем. (10 слайд: изображение оленя) И даже обещала, что отпустит его с Гердой на поиски Кая, но для этого Герда должна собрать оленя из льдинок.

Дети собирают из льдинок прозрачного квадрата В.В. Воскобовича фигуру оленя.

Молодцы! Отлично справились! Разбойница и ее олень дарят нам еще по одной льдинке.

На пути Герде встречается лапландка.(11 слайд: изображение лапландки) Она хочет, чтобы мы с ней немного поиграли.

Вьюга веет над полями, над лесами и горами. (Дети встают на носочки, поднимают руки, покачиваются в разные стороны)

Вправо, влево посмотри. Сидят на ветках снегири. (Руки на пояс, повороты головы вправо, влево)

Птичкам холодно зимой, очень хочется домой! (дети «ежатся от холода»)

Мы покормим снегирей, птичкам станет веселей! (хлопки в ладоши)

Затем на пути Герды встретилась финка. (12 слайд: финка) Она показала девочке вдалеке дом Снежной Королевы, и  попросила подробно его описать. Давайте поможем нашей героине.

-Что находится в середине дома?

Дети: В середине дома находится дверь и крыльцо.

- Что вы видите справа и слева от крыльца?

Дети: справа и слева от крыльца - окна.

- Что находится над  одним из окон?

Дети: Над правым окном находится балкон.

-Что свисает с крыши?

Дети: С крыши свисают сосульки.

Финка поблагодарила Герду за чудесные ответы и подарила ей свою льдинку.

Герда добралась до дома Снежной Королевы, там она нашла Кая. (13 слайд мальчик собирает льдинки) Он собирал из льдинок слово «вечность», за это злая и коварная волшебница обещала сделать мальчика свободным. Но ему не хватало каких-то льдинок. А у Герды как раз много льдинок, которые ей подарили друзья. Может быть из этих льдинок и получится необходимое слово? (Дети достают из рюкзака льдинки с изображением букв, составляют слово «дружба»).

 Когда Кай увидел слово «дружба», он вспомнил про их дружбу с Гердой. Мальчик расплакался, а от слез у Кая выпали все осколки страшного зеркала и его сердце снова стало живым и добрым. Кай и Герда вернулись в свой родной город.

(14 слайд: изображение детей)  

4. Итог.

Какие задания вам понравились больше всего?

Что показалось трудным?

Вы большие молодцы! Помогли Герде отыскать мальчика Кая, и расколдовать его.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста.

Речевая функция это не самостоятельный процесс, как например, память, а результат деятельности всех психических функций, таких как мышление, восприятие, память. Специалисты делят речь на пассивную — то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи и активную — то, что человек говорит.

 Развитие пассивной речи малыша — очень важный момент, которому необходимо уделять особое внимание, ведь пассивный словарный запас пока не говорящего или только начинающего говорить ребенка становится фундаментом для развития его речи в дальнейшем.

С ребенком надо много говорить, проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, купание, еда, прогулка), различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка и др.), эмоционально комментируя игры с игрушками и картинками.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы, не требуя от малыша немедленного ответа: взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.

Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь и выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик».

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящим; сам произносит слова.

Исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи. Средние  данные: к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов, к концу 2-го года – 300 слов, к 3 годам – около 1000слов.

К концу второго года жизни формируется элементарная  фразовая речь. Сначала ребенок выражает свой желания, просьбы одним словом, потом примитивными фразами без согласования, затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если у ребенка к 2,5 годам не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

  Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Если у малыша есть проблемы в речевом развитии, в семье зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но нельзя забывать, что при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи. Как следствие, развитие активной речи вновь тормозится.

Если речь идет о речевом развитии ребенка 1–3 лет, который еще не пользуется активной речью, необходимо приложить усилия, чтобы в семье был единый подход к развитию речи малыша: с одной стороны, не нужно слишком напористо требовать от ребенка активной речи и в случаях речевых затруднений надо помогать, с другой стороны, надо создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным, чувственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Мяч бросай, слово верно называй!»

У детей с тяжелым нарушением речи в той или иной степени нарушен грамматический строй. Это проявляется в неправильном словоизменении по падежам, в трудностях при словообразовании уменьшительно-ласкательных форм, в неверном согласовании прилагательных и существительных и т.д.

Развивать грамматический строй лучше всего в игровой, доступной для детей форме. Оптимальным решением для данной задачи являются игры с мячом. Взрослый дает задание и кидает мяч ребенку, а он, отвечая на вопрос, возвращает мяч. Мяч можно просто бросать в руки; перебрасывать  с ударами об пол; прокатывать, сидя на ковре.

Преимущество этих игр в простоте использования. Проводить их можно как в помещении, так и на свежем воздухе. Игры не займут много времени и средств. От вас требуется только мяч и отличное настроение!

Игра «Один — много» Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры: Взрослый бросает мяч, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Стол – столы, двор — дворы и т.д.

Игра «Веселый счет» Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять». Один стол - пять столов один слон — пять слонов.

    Игра «Животные и их детеныши» Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие внимания.

Ход игры: Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

У тигра – тигренок, у льва — львенок, и т.д.

Игра «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры:  Взрослый, бросая мяч ребенку, называет слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет это слово ласково (шарик).

 Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, с реальными предметами, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Игра «Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова!

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

 Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры.Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья.

       

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект занятия "В стране гласных звуков"

ТЕМА: «В стране гласных звуков». ЦЕЛЬ: формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания....

Конспект занятия по теме Гласные звуки А, У, О.

Закрепление понятий звук, буква, слово....

Конспект занятия по теме: "Гласный звук [а] и буква А,а"

quot;Гласный звук [а] и буква А,а"  в ДОУ...

Конспект занятия по дифференциации сонорных звуков

Индивидуальное занятие по дифференциации сонорных звуков "Р" - "Л"...

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....

Конспект занятия "Знакомство с гласным звуком [А]"

Конспект занятия по знакомству с гласным звуком А....