Приключения веселого язычка в стране РРРычалии
план-конспект занятия по логопедии

Спирочкина Людмила Александровна

Конспект подгруппового занятия по постановке и уточнению артикуляции звука [Р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3628.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методики постановки и уточнения артикуляции звука [Р]

Цель: постановка звука (Р) механическим способом, смешанным способом и по подражанию.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • подготавливать к правильному восприятию и воспроизведению звука [р];
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание
  • закрепить кинестетический образ звука [р].

Коррекционно-развивающие:

  • выработать навык формирования направленной воздушной струи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать умение действовать согласно инструкции педагога;
  • воспитывать интерес к освоению материала посредством игровой деятельности;
  • воспитывать умение концентрироваться, внимание, усидчивость.

Оборудование: зеркало, мячик су- джок, счетные палочки, ватные палочки профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Ход занятия:

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Давайте говорить красиво,

Четко, медленно и внятно,

Чтобы было всем понятно.

Букв не будем обижать,

Звуки будем называть.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у вас этот звук. В любом деле главное-подготовка. Наш язычок так много всего умеет: он и в чашечку может превратиться, и в змеиное острое жало, и спрятаться за заборчиком, и прыгать по бугоркам, и качаться на качелях. Давайте покажем друг другу, что умеют наши язычки и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.

3. Артикуляционная гимнастика.

Расскажу я вам сказку про непоседу- язычок. Проснулся язычок рано утром, открыл окошко( рот широко открыт , упражнение «Окошко») огляделся вокруг (выполняем круговые движения язычком, сначала в одну сторону, потом в другую).

Посмотрел язычок на небо (язык поднимается вверх и опускается вниз, упражнение «Качели»), а потом решил съездить в гости к своей подружке. Сел он на лошадку и поскакал (цокаем языком, упражнение «Лошадка»),сначала медленно он скакал, потом быстрее, потом совсем быстро- галопом( дети ускоряют выполнение упражнения «Лошадка») По дороге язычку встретился огромный красивый гриб-Боровик. Остановился язычок и стал гриб рассматривать (дети присасывают язык к верхнему небу «Упражнение «Грибок»), потом наш веселый язычок обнаружил, что он забыл дорогу, и стал искать, кого бы спросить. Откуда ни возьмись- дятел! Стучит по дереву, как молоточком Д_Д_Д (выполняем упражнение «Дятел»)Узнал у него язычок дорогу и поскакал дальше (выполняем упражнение «Лошадка») А потом вдруг как остановится –Тпру! Чуть мимо не проехал(выполняем вибрацию губами –ТПРУ, упражнение «Кучер»).Добрался, наконец, язычок до своей подружки, а она во дворе индюков кормит( выполняем упражнение «Индюк»),помог ей язычок, ведь вместе всегда быстрее дело делается, и пошли они пить чай с вкусным вареньем(выполняем упражнения «Чашечка» и «Варенье»).Язычок подкрепился и стал сильным-сильным (на язычок кладется ватная палочка, края языка нужно поднять, как для упражнения «Чашечка», тем самым не давая упасть палочке).

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

- Отлично, ребята, вы молодцы, и язычки у вас самые веселые на свете!

Давайте вы внимательно посмотрите, как я произношу звук р, а теперь обратите внимание на эту картинку, на ней показано, что должны делать ваши губки, зубки и язычок, чтобы произнести звук р.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую вибрацию)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

А теперь ребята, посмотрите, какой у меня есть замечательный мячик-ежик! Он называется су-джок. И сегодня мы будем с ним играть

«Здравствуй , мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

(Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки).

Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не отпускает.

(Крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони).

Только брату отдаёт:

Брат у брата мяч берёт.

(Поочерёдно передают мячик из одной руки в другую руку).

«Чистый ёж»

Дождик вылился из тучки,

(дети берут мячик в любую руку и «прыгают им по ладони другой руки, затем меняют руки).

Вымыл ёжику колючки.

Ёж доволен – сыт, умыт!

(катают мячик в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями).

На кроватке сладко спит.

(дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик левой ладонью).

3. Упражнения на дыхание.

-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.

Упражнение – «Фокус».Положи на носик соседу маленький кусочек ватки и попробуй сдуть его с носа, язычок при этом принимает форму чашечки.

«Снежинка». Открой рот, широко улыбнись, язычок положи на нижнюю губу. А на язык положи бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

- Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

Ребята, вы не боитесь жуков? Давайте с вами немножко пожужжим. Открой широко ротик,и жужжи протяжно: «ЖЖЖЖЖЖЖ», пока жужжите, язычок наш на месте не сидит, он скользит к задней стенки ваших зубов(В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

Ну, если вы жуков не боитесь, то уж комариков-то точно не испугаетесь!

Помните, какой неприятный звук издают эти назойливые насекомые? Скажем вместе: ЗЗЗЗЗ.

Теперь откройте ротик широко, язычок комариков боится, поэтому он спрячется у нас глубоко в ротик, но комарик не сдается и пищит: З-ЗИ, З-ЗИ. Но волшебная соска снова нас выручит, она комарика прогонит! (соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, прогоняем комарика, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

Уффф, ребята! Давайте –ка мы уедем от всех этих жучков и комариков, но для этого нам нужно завести моторчик нашей машинки.Для этого нам понадобятся ваши чистые пальчики.

Откройте ротик пошире,язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Нужно с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево, т. Е завести наш моторчик. Если все правильно заведете- обязательно уедете! У кого мотор самый громкий? (Дети выполняют упражнение)

При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

5.Развитие фонетического слуха.

- Хлопни в ладошки если услышишь звук Р

а; о ; и; у; р; г; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: ма-ра-ка-вы-ры-дра-два.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: крокодил ; ключ; кровать; клюв; грузовик, автобус, клей; вертолет, речка; ракета, такси.

- Разложи картинки по этажам домика, определив место звука Р в словах .

#1047;акрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем, заводим моторчик)

Заключительный этап.

7. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

А теперь ребята, давайте возьмем разноцветные счетные палочки и выложим букву Р. Ведь именно ей и звуку [р] посвящено наше сегодняшнее занятие.

8. Домашнее задание

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.

Литература:

  1. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004.
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Т. А. Куликовская: Издательство: ГНОМ и ДГод:2007 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЕЛОГО ЯЗЫЧКА (В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ)

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА•Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.Я хочу представить Ва...

Логопедическое занятие "Приключение веселого язычка"

Задачи:1.     Закрепление знаний об основных органах артикуляционного аппарата.2.     Развитие слухового внимания, речевого слуха, силы и высоты голоса, мелкой ...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Презентация: Артикуляционная гимнастика "Приключение веселого язычка"( в помощь родителям)

Занятия артикуляционной  гимнастикой позволяет всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,четко и красиво....

"Приключения Веселого Язычка"

Обучающающие карточки по артикуляционной гимнастике для дошкольников...

Проект в группе компенсирующей направленности на тему :"Сказка о приключении веселого язычка"

Проект в группе компенсирующей направленности на тему :"Сказка о приключении веселого язычка"...