Конспект занятия "Чем пахнет весна?"
план-конспект занятия по логопедии

Конспект занятия с использованием нейропсихологических приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chem_pahnet_vesna.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

(конспект организованной образовательной деятельности  в старшей  группе  – логоритмика с использованием инновационных технологий и ИКТ)

Цель: преодоление  речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку, с использованием ИКТ и инновационных технологий.

Коррекционно – образовательные задачи:

Обобщение и систематизация знаний о весне, признаках и приметах весны, весенних растениях и цветах, пробуждении весенней природы и животного мира;

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна».

        Коррекционно – развивающие задачи:

Активизация развития связной речи и навыков общения, слухового внимания и чувства ритма;

Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу;

 Совершенствование общей и ручной моторики;

 Воспитание интонационной выразительности речи;

 Развитие просодики (дыхания, силы голоса, артикуляции).

Осуществление здоровьесбережения,  путём использования хвойных и цветочных  аромамасел: активизация работоспособности, профилактика простудных заболеваний.

Здоровьесбережение через применение инновационных технологий: биоэнергопластики, кинезиологии, проведение массажа, зрительной гимнастики, релаксации с применением музыкотерапии.

        Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности речевых высказываний, умения действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы.

Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

        Оборудование:

  Аромалампа и аромамасла кедра, можжевельника,  жасмина; маска пчелы; маски диких зверей (медведя, волка, лисы, белки, лягушки, зайца, ежа);  массажные мячики Су-Джок; указка с картинкой жука для проведения зрительной гимнастики;  презентация о весне,  схема активизации точек на ушах

    Ход :

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1.Орг. момент.

(Звучит музыка. Дети входит в зал).

-Ребята, разогреем наши ручки, потрем ладошки. Затем вытянем ручки вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»

Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:

«Здравствуй, небо ясное!»

Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»

Опустим руки вниз, потянемся к земле:

«Здравствуй, матушка - Земля!»

Обнимем себя ручками крест - накрест: «Здравствуй, я!»

Поменяем ручки: «Здравствуй, я!»

Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»

Покажем на своих друзей со словами: «Здравствуй, ты, ты, ты!».

Покажем на себя и скажем: «Здравствуй, я, я, я!»

Возьмемся за руки и скажем: «Здравствуйте, мы!»

А теперь споем: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, всем говорим!»

Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!

.

2. Мотивация, объявление темы занятия: 

Логопед: - Давайте, сегодня,  пригласим в гости Весну и посмотрим – какое настроение у весны, какие краски у весны, чем она пахнет?

                            К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.                                

  1. Основной этап:

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

3. Лексико-грамматическое упражнение, развитие связной речи:

Приглашаю вас в весеннее путешествие. Дети, а какие  признаки весны вы знаете? (дети называют признаки весны по памяти, из собственных наблюдений)

Затем включается презентация «Что такое весна?»

(Приложение 1)

Какие приметы, признаки весны  вы запомнили? (дети называют) Молодцы!

4.Ароматерапия.

(Звучит пение птиц)

Логопед:- Давайте заглянем в волшебный лес – почувствуйте, как пахнет весенний лес… (Дети встают в круг)

(Использую ароматерапию – сосна, кедр – через аромалампу со свечой – заранее приготовлен водно-ароматический раствор).

5. Ритмическая разминка.

 Логопед: - А сейчас мы с вами изобразим, как встречают весну лесные жители.

 (Звучит музыка для ритмической разминки, дети выполняют движения по тексту)

Логопед.         Долго шла весна тайком

                         От ветров и стужи,           

 (Ходьба по кругу со слегка согнутыми  коленями крадущимся шагом)    

  А сегодня прямиком

                          Шлепает по лужам.                    (Маршировка) 

                          Мишка из берлоги темной

   Выбрался на белый свет.  (Идти, раскачиваясь, широко расставляя ноги; руки разведены в стороны—вниз)

                          Волк весне-красе огромный

   Посылает свой привет.   (Ходьба широким шагом; на каждый шаг руки поочередно выдвигаются вперед)

                           Еж лесной тропой шагает,

                           Радостно весну встречает.      (Мелкий топающий шаг)

                           Всякая лесная птица

                           И поет, и веселится.      

 (Ходьба «стайкой» на носках, руки в стороны)

6.  Упражнение на психогимнастику, с использованием разного настроения музыки.

А с каким настроением лесные жители встретили весну? Давайте в волшебном лесу на некоторое время превратимся в зверей и  посмотрим, что происходит…                                

Логопед: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и растревожил лесных  зверей.

Волку это не понравилось                          (раздражённый, хаотичный фагот),

медведь сонный – зевает и головой трясёт (звучат низкие, басистые  звуки), 

лиса удивилась                                  (звуки с повышением тональности),

белка забеспокоилась и запрыгала с ветки на ветку,

    (беспокойная музыка, вверх-вниз)

            заяц испугался,                                  (тревожная музыка, немного нервозная)

лягушки удивлённо беззвучно открывали ротики, (очень тихая музыка)

ёжик прислушался: кто там?».                  (любопытная музыка)

(Дети выполняют мимический этюд).

Логопед: Не беспокойтесь, звери - Весна-красна добрая – приласкает солнышком, разбудит ручейки, травкой позеленит лес – будет и еда, и питьё для вас! Занимайтесь своими лесными делами!

7. Лексико-грамматическое упражнение с использованием Презентации: 

«Дикие звери наших лесов и их детёныши»                                    

(Логопед приглашает детей сесть  на стульчики перед экраном для презентации )

 Логопед: Весной у лесных зверей появились детёныши – давайте назовём их и порадуемся за мам лесных малышей.

у бельчихи - …, у волчицы - …, у медведицы - … и т.д.

8.Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики:

Логопед: - Весна приготовила вам задание- выполнить артикуляционную гимнастику,

 чтобы хорошо работал  наш язычок и губки.

- Свои губки округляю, весеннюю лужицу изображаю (бублик);

 - свои губки, прямо к ушкам, потяну я, как лягушка (улыбка);

 - губки хоботком тяну, подражаю, комару (хоботок);

- узкий язычок тяну – любопытную изображ);у змею (любопытная змейка);

- хомячок надует щёчки – у него зерно в мешочке;

- на пригорке, да на горке (язык горочкой) прыгали зайчата (качели);

 а на дереве пищали, сильно ротик раскрывали малые скворчата (упражнение открываем-закрываем рот);

- это к нам пришёл апрель – захватил с собой капель (упражнение гармошка-лошадка).

9. Логоритмическое упражнение «Весна идёт»:

Логопед:- Как меняется природа с приходом весны, мы уже посмотрели, а теперь давайте покажем под музыку?

(Дети в кругу выполняют движения на слова-повторы.)

               От сосулек — звон, звон!         

(Резко от плеч поднимать руки вверх,   пальцы рук разводить в стороны)

               Просыпайся, клен, клен!

                                   (Руки поднять вперед, затем развести в стороны)

               Растопился снег, снег.

                                    (Потирать ладонь о ладонь)

               Ручейки — в бег, в бег

(Волнообразные движения руками перед собой)

               Гром шагает: топ, топ.

                                    (Топать ногами)

               Почки слышно: хлоп, хлоп.

                                    (Разжимать сжатые в кулаки пальцы  правой, затем  левой руки)

10. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеёк»

         Логопед:- Вот и ручейки проснулись…. (Дети в кругу)

(Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка)

«По камешкам — динь-динь-динь (движение мелкими шажками на носках), 

  по корягам — буль – буль - буль         (движения с подпрыгиваниями), 

  по осоке — ш – ш – ш – ш»        (скользящий шаг).

11. Пальминг, ауриколотерапия. 

Логопед: - Чтобы хорошо выполнить следующее задание – давайте разомнём наши ушки , чтобы они хорошо слушали, погреем ладошки, наложим их на наши уши. А теперь помассируем точки на ушках вкруговую. (Логопед показывает схему активизации точек на ушах.)

12.. Упражнение на развитие слухового внимания, воображения: 

(Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, треск лопающихся почек, звуки весенней грозы и дождя. (Презентация))

Логопед: -Угадайте и назовите, какие звуки весны вы слышите?  

13. Самомассаж  с использованием су-джок терапии. 

Логопед: - Посмотрите, кто это спрятался? (Презентация) Это еж. Он хочет поиграть с вами. Возьмём его деток, погладим в ладошках, поупражняем пальцы.

Жи – жи – жи – в гости к нам пришли ежи.

Жа – жа – жа – весной погода так свежа!

Ёжику потрём бока,

надо их размять слегка

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко,

А теперь почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка,

Ёж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал

14. Кинезиологические упражнения.

Логопед: - Попрощались с ёжиком и встретили весёленьких лягушек. (Презентация)

– Посмотрите на них, какие они? Весёлые лягушки научат нас полезному упражнению (гимнастика мозга)                                             (включается аудиозапись – лягушки)

«Лягушки» - (Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от края стола.)

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают по лужам,

Только брызги вверх летят.

Логопед:- Лягушки голодные, пытаются комариков поймать, а комарики летают, за ушко да за нос кусают:  «Ухо – нос – хлопок»  - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».  

15. Фонопедическое упражнение «Насекомые» 

Логопед: - А тут и другие насекомые в лесу проснулись (Презентация)

                       Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззз... (показ картинок)

                           Чуть громче звенит муха: зззззз...

                          Еще громче звенит пчела: зззззз...

                Громко жужжит жук: жжжжжжжж……

                           А самым низким голосом звенит шмель: жжжжжжж...

(Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.)

   16. Зрительная гимнастика.

Логопед:- Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте послушаем стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза. (Логопед водит в воздухе палочкой, на которой прикреплена картинка жука, выполняя движения по тексту):

-Инструкция: наблюдаем за полётом жука, не поворачивая головы – двигаются только ваши глаза.)

Вдруг в окошко жук влетел.

Закружился и запел;

«жу- жу- жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Вот он вправо полетел -

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел -

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет,

К Маше на нос сесть он хочет.

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук с ладошки улетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно;

Хлоп, хлоп, хлоп,

Улетай скорей, жучок.

17. Развитие дыхания, применение цветочных аромамасел:

 Логопед: - Раз проснулись насекомые, значит,  уже расцвели весенние цветы.

 Приглашаю вас на лужайку (цветы на ковре) – возьмите цветы, вдохните аромат цветов, выдохните и  на одном выдохе произнесите: «Ах, какой аромат!», «Ах! Какой чудесный аромат!»,

«Ах! Какой чудесный весенний аромат!»

18. Подвижная игра «Пчела и цветы».

 (включается фонограмма жужжание пчелы)

Логопед:- А сейчас возвращаемся на лужайку. (На ковре лежат цветы)

 Выберете цветок, который больше всего понравился..

(Дети произвольно рассаживаются по залу, держа цветы над головой. Один ребенок — «пчела» — летает между «цветов» и поет песенку)

С утра жужжу,

Цветок бужу.

Кружу, гужу.

Кого разбужу?

(«Пчела» подлетает к «цветку» и дотрагивается до него. «Цветок» поднимается и говорит: «Ты разбудила цветок мак!» Игра продолжается до тех пор, пока не проснутся все «цветы».)

III. Итоговая часть

19.Логопед

-Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла Весна

(Выходит Весна)

Мы играли, пели, веселились и изображали всё, что связано с прекрасным временем года Весной. Весна благодарит вас и улыбается! Она дарит вам памятные подарки.

(Весна раздает подарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Чем пахнет весна?" (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)

Занятие по логоритмике с использованием инновационных технологий предназначено для детей подготовительной группы, посещающих логопедические занятия...

Модель ООД по теме:"Приходи, весна1"

Модель организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы«Приходи, Весна!»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Там русский дух, там Русью пахнет»

Цель: развитие  навыков диалогического  общения через ознакомление с историей народных традиций.Задачи:Познавательное развитие –Формировать представление об облике русской избы.Познако...

Конспект "Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой"

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой...

Конспект занятия по рисованию "Чем пахнет лето".

Конспект занятия по рисованию «Чем пахнет лето».Задачи:Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы;  Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средс...

Конспект интерактивного занятия для детей дошкольного возраста "Здесь русским духом пахнет"

Конспект интерактивного занятия для детей дошкольного возраста "Здесь русским духом пахнет" Цель: - Познакомить детей с предметами быта и утварью русского народа, приобщать к народ...