Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Там русский дух, там Русью пахнет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горянина Ольга Алексеевна

Цель: развитие  навыков диалогического  общения через ознакомление с историей народных традиций.

Задачи:

Познавательное развитие

Формировать представление об облике русской избы.

Познакомить с предметами русского старинного быта (прялка, самовар)

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства.

Речевое развитие –    

 Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы. 

Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.                                                                              

  Обогатить словарь детей народными пословицами, частушками, новыми словами (изба, прялка, каравай)                                                                                                             

  Развивать связанную речь, как средство общения.                                                  

 Содействовать налаживанию  диалогического общения детей в совместных играх и занятиях.

Словарная работа: изба, калач, рушник, самовар, веретено, прялка.

 Социально-коммуникативное развитие

Пробудить интерес к изучению родной истории, культуры.

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Физическое развитие

Содействовать развитию двигательной деятельности в сочетании с музыкой.

Методы и приемы:

словесный – вопросы, беседы, пояснения;

игровой – игры, хороводы.

Приемы оценки и самооценки: поощрение.

Оборудование и материал: мультимедийный проектор, компьютер, флешка, русские платки, рушник, скамейки 2шт, самовар, предметы прикладного искусства: прялка, веретено, ложки деревянные, ковш, тарелки, шерстяные клубки, вязанные коврики, глиняные горшки.

Виды деятельности:

v Музыкальная – русская народная музыка, частушки.

v Познавательно – исследовательская–исследование предметов старины: самовар, прялка, веретено.

v Игровая – игра «Ровным кругом», хоровод «Каравай», «Звонарь»

 

Ход занятия:

Дети заходят в избу   Марья(хозяйка избы) с дочкой Алёнкой встречают гостей

Алёнка: здравствуйте, гости дорогие!

 Гость на порог — хозяину радость. 
Прошу вас, будьте как дома.
Приглашаем, в гости проходите! 

Рада буду видеть вас, друзья.

Настроение лучшее возьмите,

Помните, в гостях скучать нельзя.
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Марья: вот и самовар вовремя согрелся. Ребята, а вы знаете, что такое самовар?                                                                                                                     

   Ответы детей        

Марья: садитесь поуютнее, вокруг нашего самовара, да послушаем весёлые частушки  про самовар.

Частушки

1.Ребёнок: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
2.Ребёнок:  Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
3. Ребёнок:Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!

Марья: в стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был, есть свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Ответы детей

Марья: а как вы чувствуете себя дома?

Ответы детей

Марья: почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?

Ответы детей

Марья: еще в глубокой древности человек стремился создать уют в своем доме. Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы понимаете пословицу?

Ответы  детей

Марья: простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! В избу входили, кланяясь. Вы знаете почему?

Ответы детей

Игра «Ровным кругом»

(Дети, взявшись за руки, рит­мично идут по кругу, читая сти­хотворение)

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавлива­ются и повторяют движение, ко­торое показывает воспитатель, например поворачиваются, накло­няются, приседают и т.п.

Марья: по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом – солью. Такого хозяина называли хлебосольным.

Выходит ребёнок, одетый в русский народный костюм

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук.

Марья:  русский дом всегда славился гостеприимством, хлебосольством. На стол ставили хлеб каравай, пироги с грибами, с капустой, разносолы: огурцы, помидоры, капусту квашенную. Ребята, а какие вы пословицы и поговорки знаете о еде?

Ответы детей

Игра

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Марья: в старину говорили «Хлеб, да каша пища наша». Как вы думаете почему?

Ответы детей

Конкурс.

Дети делятся на подгруппы. Стоят кастрюльки игрушечные с крупой (гречкой, горохом, рисом, пшеном, перловкой)

Задание: 1.дети выбирают крупу, называют.

                2. подбирают ингредиенты для приготовления каши

(соль, сахар, масло сливочное, масло подсолнечное, вода, молоко)

После как дети набрали ингредиенты, дети говорят какую кашу «сварили». Отвечая на вопрос: Какая каша?

Звучит песня протяжная

Марья: долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивалапосиделки с песнями и плясками, играми.  Ребята, как это называлось одним словом?

Ответы детей

Марья: названия, каких игр, песен, хороводов вы знаете?

Ответы детей

Марья: я хочу вас познакомить с новой игрой, которая называется «Звонарь».

 

 

Игра «Звонарь»

Дети становятся по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятсярядом со звонарём и говорят слова: «Дили – дон, дили – дон, отгадай, откуда звон!».  «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется несколько раз.

Марья: я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Марья  вместе с Алёнкой на прощанье угощает гостей бубликами и сушками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tam_russkiy_duh.pptx785.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В России Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I , но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. В России родиной самоваров считают Тулу , однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну . В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время бытует мнение об одновременном начале производства самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака на Руси» с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)

Закрепление представлений о весеннем русском народном празднике «День рыбака на Руси».Совершенствование знаний о весенних русских народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.За...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе. Тема: русская народная потешка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе.Тема: Русская народная потешка <<Сорока-сорока>>.Цель: Приобщение детей к национальной культуре.Интеграция образовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»

Программное содержание:1.Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание сказки, сопереживать ее героям.2.Развивать умение драматизировать эмоциональные отры...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...