Рабочая программа логопедического сопровождения детей с ЗПР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Жильцова Анна Сергеевна

Рабочая программа логопедического сопровождения детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_zpr_moya.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

        

Принято:                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Заседание педсовета                                                                       Заведующая МК ДОУ «Сказка»

МК ДОУ «Сказка»                                                                          Аргинбаева Т.Б. ____________

Протокол №____                                                                             «____»___________20____г.

От «___» __________ 2023г.                                                      

Программа

логопедического сопровождения ребенка с ЗПР

как часть адаптированной образовательной программы

                                                                                                    Разработала:

                                                                                                учитель – логопед

                                                                                                  Жильцова А.С.

с. Звериноголовское,

2023г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Основные задачи коррекционного обучения.
  4. Возрастные особенности дошкольников с ЗПР.
  5. Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
  6. Формы и методы организации коррекционной работы.
  7. График организации образовательного процесса.
  8. Методическое обеспечение программы.
  9. Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного процесс
  10. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Основная образовательная программа  МК ДОУ "Сказка";
  • Адаптированная образовательная программа.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

  1. Цель программы.

Ранняя коррекция психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  1. Основные задачи и принципы коррекционного обучения.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие фонематической стороны речи;

- развитие психических процессов;

- развитие моторики;

- познавательное развитие;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанницы и сотрудниками ДОУ.

Принципы:

- гуманно-личностного отношения к ребенку;

- онтогенетический принцип;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;

- признания ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;

- интеграции усилий специалистов.

  1. Возрастные особенности дошкольников с ЗПР.

Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и физическом развитии. Выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. ети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах.

Практически не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию речи значительно сужен. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа: «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля»; дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом; затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов.  Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию; им недоступно творческое рассказывание.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливают несформированность навыков самообслуживания: многие дети испытывают затруднения при использовании ложки, в процессе одевания.

Детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
     В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами . Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
     Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
     Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины.        Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

  1. Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
  • Коррекция нарушений звукопроизношения,  искажений звуковой структуры слова.          
  • Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами.
  • Формирование морфологической и синтаксической системы языка.
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  • Формирование анализа структуры предложений.
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

  1. Формы и методы организации коррекционной работы.

Форма организации непосредственной образовательной деятельности (НОД)-

индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Длительность занятия 20 минут.

Индивидуальные занятия направлены на развитие высших психических функций, формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий ,развитие связной речи.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования (графические приемы, схемы). Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов.

Методы

Приёмы

Наглядный

наблюдения, просмотр презентаций, кинофильмов, рассматривание рисунков, картин, макетов

показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий; показ образца выполнения заданий; артикуляции звуков, символов звуков; мнемотехника

Словесный

рассказ, беседа, чтение

словесный образец, повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи; сказкотерапия

Практический 

упражнения, игры и моделирование

показ образца действий; конструирование из различных элементов; упражнения; моделирование; кинезиологические упражнения; самомассаж; артикуляционная гимнастика; развитие тонких движений кистей рук

Игровой

использование различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, сюрпризных моментов; инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала); обыгрывание артикуляционных движений или поз, сочетаются с объяснением, показом, указаниями и вопросами

  1. График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

с 01.09. – 15.09

Диагностика речевого развития ребенка. Заполнение речевой карты

документации

с  16.09 -15.05

Индивидуальны занятия с ребенком

15.05 – 31.05

Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития ребенка.

Заполнение документации.

  1. Методическое обеспечение программы.

Раздел

Название

Диагностические

материалы

Пособия:

Логопедические технологии О.И. Азова,…

Альбом для логопеда О.Б. Иншакова;

Набор карточек для обследования и развития фонематического восприятия от Мерсибо

Формирование

правильного

звукопроизношения

Пособия:

Самоучитель по логопедии М.А. Полякова

Артикуляционная гимнастика Е. Краузе

Забавная артикуляционная гимнастика

Уроки логопеда Н.С. Жукова

Уроки логопеда Е.М Косинова

Логопедическая энциклопедия Т.А. Ткаченко

Автоматизация и дифференциация звуков

Пособия:

Автоматизация звука Л.А. Комарова

Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, С, З, Ц

Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков Н.В. Нищева

Выпуск 1 С, Сь, З, Зь, Ц;

Выпуск 2 С, З, Ш, Ж;

Выпуск 3 С,Сь, Щ, Ть, Ц;

Выпуск 4 Л, Ль, Р, Рь;

Выпуск 5 Р,Рь, Л, Ль.

Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах Н.В. Нищева

Выпуск 2 Ш, Ж, С, Сь, Ц, Ч, Ть

Автоматизация и дифференциация в четверостишьях

Печатные материалы на автоматизацию разных звуков

Звуковые истории Мерсибо

Дидактические игры:

Звуковые ходунки на звуки: Рь, Р, Л, Ж, С, Сь,

Лото по Т.А. Ткаченко

Звуковая улитка Р, С, З, Ц, Л (печатный материал)

Тренажер логопедический «Домик»

Рыбалка

Формирование

фонематического

восприятия.

 Развитие звукового

анализа и синтеза.

 Обучение грамоте.

Дидактические игры:

Я учу буквы

Прочитай по первым буквам

Веселый алфавит

Формирование

лексико-грамматических

категорий и

навыков.                              

Логопедические игры И. Скворцова

Лексическая тетрадь № 1 Е.М. Косинова

Человек и его мир ( семья, имена, лицо и тело, дом и его части, посуда, продукты, одежда, обувь, головные уборы

Лексическая тетрадь № 2 Е.М. Косинова

Транспорт, профессии, мир растений(транспорт, части транспорта, кто управляет транспортом, профессии6 строительные профессии, профессии людей искусства, спортивные профессии, овощи, как выращивают овощи, как собирать урожай, овощной магазин, фрукты, ягоды, деревья, части дерева, какой бывает лес, цветы, грибы  

Лексическая тетрадь № 3 Е.М. Косинова

Звери, птицы, насекомые, рыбы, времена года (домашние животные, дикие животные, животные холодных и жарких стран, дикие птицы, домашние птицы, насекомые, рыбы, времена года, месяцы.

Грамматическая тетрадь № 1 Е.М Косинова

Простые предложения, глаголы во множественном числе, существительные

Грамматическая тетрадь № 3 Е.М Косинова

Сложные предлоги, приставочные глаголы, числительные

Картинный материал:

Животные наших лесов

Животные Африки

Животные Арктики и Антарктики

Речные рыбы

Азбука здоровья

Обобщающие понятия 2

Профессии

Лексические открытки (обобщающие понятия) Мерсибо

Карточки транспорт

Домашние животные

Дикие животные

Птицы

Посуда

Овощи

Фрукты

Один – много, большой - маленький

Дидактические игры:

Мамы и детки

Одежда по сезону

Помоги маме

Разложи по родам

Кто плывет, прыгает, идет, летит, спит

В воздухе, на земле, в воде

Времена года 3

Найди: все овощи, посуду, домашних и диких животных, морских обитателей, одежду, музыкальные инструменты, водный и воздушный транспорт

Что едят зверята

Дикие и домашние животные

Помоги гномам (из чего продукты питания)

Профессии

Кислое, сладкое соленое, горькое

Кто что ест

Чей хвостик? (печатный материал)

Чей хвостик? (фетр)

Какой сок

Разложи вещи в шкаф, холодильник

Игры на магнитах:

Одевашка

Мишка и его профессии

Мой дом

Времена года 2

Как мы живем

Поваренок

Падежные окончания

Подбери по смыслу

Овощи, фрукты

Игры на липучках:

Атлас животных

Игрушки:

Набор фермерских животных

Машинки: ДПС, Скороя помощь, БМП, Урал ракета, пожарная

Игровой набор «Доктор»

Набор посуды

Набор фруктов и овощей

Формирование

связной речи

Пальчиковый театр:

«Колобок»

«Три медведя»

Перчаточная игра «Три поросенка»

Перчаточная кукла заяц

Дидактические игры:

«Расскажи – ка»

Развитие мелкой

моторики и графо-моторных навыков

Пальчиковая гимнастика (печатный материал)

Планшет магнитный для рисования

Мозаика «Дошкольник»

Шнуровка «Гусеничка»

Шнуровка «Ёжик»

Шнуровальный планшет

Магнитная мозаика «Город»

Искалочки 3 шт

Лего россыпь

Развитие высших

психических

функций

(мышление,

внимание, память,

воображение)

Дидактические игры:

Найди тень (печатный материал)

Разрезные картинки

Подбери заплатку

Составь портрет

Подбери картинку

Подбери по цвету (крышки)

Аквариум (форма предмета)

Найди одинаковые (новый год)

Развивающий кубик

Рекомендации родителям

Рекомендации логопеда родителям дошкольников Н.А. Червякова, Л.П. Воронина

Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке средняя, старшая, подготовительная группы Н.В. Нищева

Развитие всех компонентов речи и высших психических функций

Пособие из велкроткани

  1. Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного процесса.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Комплексный подход к профилактике и устранению речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

К таким условиям относятся:

  • речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
  • организация таких форм деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
  • обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
  • систематическое развитие предпосылок речевого развития;
  • развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течении занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

  • закрепление речевых навыков;
  • преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии;
  • повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Взаимодействия учителя - логопеда с психологом:

  • обследование (два раза в год) воспитанников с ЗПР и выявление динамики развития;
  • обследование (три раза в год) детей – инвалидов и выявление динамики развития;
  • составление индивидуальных маршрутов развития детей;
  • разработка специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной сферы);
  • подготовка и проведение консультаций для родителей и воспитателей.

Взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы:

  • согласование планов работы;
  • обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
  • проведение родительских собраний;
  • ведение «Тетради взаимосвязи»;
  • консультации.

Взаимодействие с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников:

  • Просветительская работа с родителями, создание информационных стендов, листовок, буклетов, рекомендаций и памяток, консультации.

  1. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение планируемых результатов дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений.

В результате реализации программы дошкольник должен научиться: 

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной

нормы;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-

грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,

прилагательных, местоимений и так далее);

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные

предложения, усложняя их придаточными причины и следствия,

однородными членами предложения и так далее;

  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные

предлоги;

  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в

соответствии с нормами языка.

- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить

эти навыки на другой лексический материал;

- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими

нормами русского языка;

- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 6 до 8лет)

По завершению дошкольного образования – ребенок:

  • свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.

различает правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

определяет правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах, рисунках, столе, листе бумаги;

  • умеет поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;

создает однородные группы предметов по одному признаку, по двум-трем признакам

(цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;

  • употребляет слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и

расположение предметов в пространстве, в активной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...