Игры на развитие внимания детей с ОВЗ.
консультация по логопедии

Уровень развития внимания и памяти дошкольников с ограниченными возможностями весьма низок. Дошкольники с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог. Поэтому дошкольники с ОВЗ выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, дошкольниками школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у дошкольников с ОВЗ характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя с дефектологом предмет, который предстоит зарисовать, дошкольнику с ОВЗ слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие. Дошкольники с ОВЗ испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых дефектологом в ходе занятия, приводит к быстрой утомляемости , следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи. Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом занятии необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано большое число рецепторов. Надо дать возможность увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма. Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в занятие игровых элементов. 1. Игры на коррекцию и развитие зрительного восприятия: направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности. Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображений, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения. Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения. Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти. Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали. Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения. Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать. Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения. Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано. Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть. 2. Игры на коррекцию и развитие слухового восприятия: проводятся на уроке в виде минуток отдыха. Кто что слышит? Воспитанники закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т. д. Назвать источник звука. Что я делаю? Воспитанники с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т. д. Кто тебя позвал? Воспитанник с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя. 3. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве: Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя). Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) В разных местах спрятать предметы или их изображения, а воспитаннику предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т. д. Куда ты хочешь пойти и что найти). Найти спрятанный предмет: любой предмет спрятать в разных местах кабинета, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т. д. пока не найдут предмет. 4. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве: Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы занятия). Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ничего не вижу: воспитанника просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие –собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т. д. убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине). - На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы. - Воспитаннику показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Воспитанники закрывают глаза, а дефектолог раскладывает предметы в разных углах кабинета, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»). - Предложить воспитаннику тщательно рассмотреть 8 предметов в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупредить, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т. д.). Воспитанники должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. - Воспитанники с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в кабинете (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые). столбик крепятся 10 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Слово-слово: воспитанникам предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан). Смысловые ассоциации: предлагают воспитанникам слово (курица, к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т. д.). Схема-слово: воспитанникам предлагаются схематичные рисунки (погода, время года, затем составляют рассказ по схеме. Картинка-рассказ: педагог зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т. е. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок. Схема-рассказ: педагог читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы воспитанник рассказывает. 8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления: для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом. определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки). Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия (утро-вечер, растения-животные, дождь-снег). Смысловое соотношение понятий: педагог предлагает завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - ? Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности воспитанников. Это определяет дефектолог путем наблюдения за воспитанниками с ОВЗ. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения воспитанниками дефектолог выбирает те или иные методы для конкретного занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень развития внимания и памяти дошкольников с ограниченными возможностями весьма низок. Дошкольники с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог. Поэтому дошкольники с ОВЗ выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, дошкольниками школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у дошкольников с ОВЗ характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя с дефектологом предмет, который предстоит зарисовать, дошкольнику с ОВЗ слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Дошкольники с ОВЗ испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых дефектологом в ходе занятия, приводит к быстрой утомляемости , следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом занятии необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано большое число рецепторов. Надо дать возможность увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.

Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в занятие игровых элементов.

1. Игры на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображений, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

Незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это может быть.

2. Игры на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Воспитанники закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т. д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Воспитанники с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т. д.

Кто тебя позвал? Воспитанник с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) В разных местах спрятать предметы или их изображения, а воспитаннику предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т. д. Куда ты хочешь пойти и что найти).

Найти спрятанный предмет: любой предмет спрятать в разных местах кабинета, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т. д. пока не найдут предмет.

4. Игры на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы занятия).

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения).

Ничего не вижу: воспитанника просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие –собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т. д.

убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

- На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

- Воспитаннику показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Воспитанники закрывают глаза, а дефектолог раскладывает предметы в разных углах кабинета, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

- Предложить воспитаннику тщательно рассмотреть 8 предметов в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупредить, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т. д.). Воспитанники должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов.

- Воспитанники с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в кабинете (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые).

столбик крепятся 10 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга).

Слово-слово: воспитанникам предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают воспитанникам слово (курица, к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т. д.).

Схема-слово: воспитанникам предлагаются схематичные рисунки (погода, время года, затем составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: педагог зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т. е. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: педагог читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы воспитанник рассказывает.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия (утро-вечер, растения-животные, дождь-снег).

Смысловое соотношение понятий: педагог предлагает завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - ?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности воспитанников. Это определяет дефектолог путем наблюдения за воспитанниками с ОВЗ. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения воспитанниками дефектолог выбирает те или иные методы для конкретного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и развивающие игры для развития внимания детей.

Дидактические и развивающие игры для развития внимания дошкольника....

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Игры на развитие внимания детей 6-7 лет

Предлагаю подборку игр на развитие внимания, которые пригодятся для подготовки детей к школе....

Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста...

«Игры на развитие внимания детей» (советы родителям)

Несколько игр, благодаря которым у детей развивается внимательность....

Экологические игры на развитие внимания детей

Экологические игры для дошкольников оказывают существенную помощь в развитии детей и формировании у них любви к окружающей природе....

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....