Консультация "Физиологическое косноязычие – это норма или патология?"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для педагогов ДОУ о незавершенном звукопроизношении старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vosp_fiziologicheskoe_kosnoyazychie.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей:

«Физиологическое косноязычие – это норма или патология?»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                           Фролкина А.В.

                                                        2023 г.


       Косноязычие – термин, введенный  Куссмаулем в конце 19 века, обозначает неправильную речь. Понятие физиологическое косноязычие часто рассматривается как этап нормального развития  фонетической (вукопроизносительной) стороны речи. Дефектологический словарь определяет физиологическое косноязычие далее  (ФК) как недостатки произношения звуков, наблюдаемые в процессе становления речи. Такие недостатки… носят временный характер и… обычно полностью  исчезают к 4 – 5 годам.  Т.Г. Визель связывает  ФК с «периодом раннего речевого развития».

Е.Н. Винарская объясняет  ФК «нестойкостью эмоционально выразительных образов и жестов, а так же несовершенством артикуляционных навыков детей.

   С логопедической точки зрения, неверное употребление аллофонов есть так называемое физиологическое косноязычие детей, спонтанно изживаемое в нормативном развитии .

Поскольку  «нормативное развитие» принято понимать достаточно широко, то и ФК определяется приблизительными возрастными сроками – в большинстве случаев до 4-5 лет. Но на практике встречаются значительные отклонения от этого срока в ту, или иную сторону. Очень часто звукопроизношение ребенка остается несовершенным и после 5 лет.  Как показывает практика, наиболее часто встречаемые дефекты звукопроизношения:

 [Р – 79%], [Ш,  Ж – 59%];,

 [С,  З, Ц – 14, 5%];

 [Л – 30 %];

        Значительная сложность артикуляторных укладов указанных звуков, частый диссонанс в работе  мышц  языка причины их позднего онтогенеза (появления) и частых искажений. Указанные в таблице звуки относятся к позднему фонетическому онтогенезу, т.е. являются самыми «уязвимыми с точки зрения точности их звучания (совпадения с эталонным). Самыми стойкими и частыми нарушениями являются ротацизм  (нарушения звука Р.), меж и призубный сигматизм (нарушения произношения свистящих звуков – С,З,Ц ). Наиболее успешнее преодолевается «горловой» дефект (горловое произношение звука Р). Самокомпенсация произношения дефектных свистящих звуков выше, чем устранение дефектного произношения звука Р. Эти факты  могут быть объяснены поздним созреванием у ряда детей артикуляторно- слуховой интеграции. Спонтанное  исчезновение искаженных звуков может  быть у 36% случаев. Самокоррекции  нарушенных звуков у детей может служить адекватное речевое окружение ребенка, его эмоционально-волевая зрелость. «…Активность самокоррекции, реорганизация функциональной системы  в случаях рассогласования результата действия с ожидаемым эффектом зависят от остроты переживания эмоционального дискомфорта. Кроме этого на это влияет уровень эмоциональной зрелости ребенка.

   Подводя итог сказанному, отметим, что физиологическое косноязычие может быть расценено как «условно патологическое» нарушение, если:

- отсутствуют признаки системного нарушения речи (ОНР);

- не выявлены типичные для дизартрического расстройства нарушения супрасегментарного уровня (просодические нарушения);

- нет признаков фонетического дизонтогенеза: нарушения порядка появления согласных звуков, а так же отсутствуют грубые искажения в виде боковых, одноударных , горловых ротацизмов, боковых сигматизмов и т.д.

    Практика показывает, что поиск нужных артикулем ребенок продолжает и после 5 лет, поэтому этот возраст нельзя считать облигатным для завершения фонетических проб, хотя многие из отмеченных дефектов только закрепляются в речи ребенка без своевременной коррекции.

   У детей 2 -3 летнего возраста правильнее использовать термин  «возрастная речь», поскольку произносительный дефект маленького ребенка является диффузным и качественному анализу не поддается.

Нужно так же отметить, что  диагноз ФК всегда содержит положительную прогностическую составляющую и должен грамотно использоваться в речевой  работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития

Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребён...

Характеристика связной речи детей в норме и патологии

В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы.

Нормы ГТО - нормы жизни! проект организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для подготовки воспитанников к сдаче норм  первой ступени ВФСК ГТО....