"Учимся играя"
консультация по логопедии

Анастасия Андреевна Липатова

Примеры игр для формирования правильного дыхания, игр на развитие фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_k_zanyatiyu_1.docx370.9 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры дыхательных упражнений для детей среднего дошкольного возраста                               

«Бегемотик»  

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные  приемы дыхательной гимнастики.
Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:


«Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)».
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
« Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Вдох и выдох производится через нос».

 «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Описание игры: Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

«Ёжик»

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Описание игры: Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Примеры игр на развитие фонематического восприятия для детей среднего дошкольного возраста

«Веселый мяч».

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, воспитатель  по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

«Похлопаем».

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры: Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Улиточка»

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

«Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я?»

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

«Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры: Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй — у ребенка. Воспитатель  трясет  коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Примеры дыхательных упражнений для детей младшего дошкольного возраста                                

«Бегемотик»  

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные  приемы дыхательной гимнастики.

Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

«Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)»
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

 «Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох)»

(Вдох и выдох производится через нос).

      

 «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Описание игры: Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку «устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

«Ёжик»

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Описание игры: Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Примеры игр на развитие фонематического восприятия для детей младшего дошкольного возраста                                

 «Птицы"

Цель: учить различать звукоподражания; опознавать на слух звукоподражания; подражать действиям взрослых.

Материалы:  картинки с изображением птиц - гуся, курицы, петуха; утки; маски - шапочки;

Описание игры:    Педагог просит всех детей подойти к нему. Предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания. Дети повторяют за взрослым звукоподражания и названия птиц. Педагог приглашает детей поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывает ее детям. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Дети опознают звучания и выполняют похожие движения, повторяют звукоподражания.

 «Улиточка»

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

«Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я?»

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

«Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры: Заранее приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у логопеда, второй — у ребенка. Воспитатель  трясет  коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Примеры дыхательных упражнений для детей старшего и подготовительного к школе возраста

«Перебежки»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Описание игры: Дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Ваня». Ваня в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Ваня выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

«Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «снежки» из ваты.

Описание игры: Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони.

«Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся»

 «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: теннисные шарики, стаканчики с водой.

Описание игры: Дети должны передуть теннисные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Передуваем шарик из стакана в стакан.

Примеры игр на развитие фонематического восприятия для детей старшего и подготовительного к школе возраста

 «Часовой»

 Цель: Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование: Повязки.

Описание игры: Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой).  Все дети  с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «СТОЙ!». Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того, как будут  пойманы

четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, а игра начинается сначала.

«Зайцы»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Описание игры: Педагог встает и вытягивает ладонь, а дети приставляют к ней указательные пальцы и произносит стих:

«На горе стояли зайцы

И кричали прячьте пальцы, цап!»

Чей палец успели схватить, называет 5-ть слов с заданным звуком.

«Перебеги дорогу»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Описание игры: Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

img0

C:\Users\Comp\Desktop\img1.jpg

Подготовила :

Учитель – логопед

Липатова Анастасия Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....