Опыт работы "Сказкотерапия, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет"
опыты и эксперименты (средняя группа)
Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя-логопеда
«Сказкотерапия, как средство развития связной речи детей 4-5 лет»
Актуальность
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребенок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. В этот же период происходит формирование всех сторон речи. Формирование умений и навыков связной речи, а также обогащение словаря у дошкольников – одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, имеющих отклонения в речевом развитии, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого воздействия на речевую сферу ребенка.
Занятия с применением метода сказкотерапии помогают:
- развивать речь детей (пересказывание сказок, группового рассказывания сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок)
- выявить и поддержать творческие способности;
- снизить уровень тревожности и агрессивности;
- развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.
Формы работы
- Чтение детям сказок;
- Беседы по содержанию сказок;
- Пальчиковые игры по сказам;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок;
- Инсценировка сказок;
- Дидактические игры;
- Отгадывание загадок по сказкам;
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
МЕРОПРИЯТИЕ | СРОК РЕАЛИЗАЦИИ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. | СЕНТЯБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Анкета для родителей по развитию речи детей (Приложение 1) Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». (Приложение 2. ) | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Создание презентации на тему «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
разложите карточки по порядку; кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше – бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (задание повторяется) | ОКТЯБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей «Положи свое сердце у чтения». | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| НОЯБРЬ |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| ДЕКАБРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей «Воспитание сказкой» | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| ЯНВАРЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» (папка-ширма). | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| ФЕВРАЛЬ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей «Как ускорить процесс понимания сказки» папка-передвижка. | |
РАБОТАС ДЕТЬМИ
Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу. Хоть капельку – на донышке. Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки. Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, загибают пальцы. Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем даѐт здоровье снова доят. Молоко козье. | МАРТ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Презентация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Новый дом | АПРЕЛЬ |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Консультация «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности. | |
РАБОТА С ДЕТЬМИ
| МАЙ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) | |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Выступление на итоговом педсовете. |
Аннотация
Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
Метод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в логопедической работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения, а также запланировала ожидаемый результат:
- Успешное овладение грамотной и связной речью,
- Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
- Использование образных выражений при пересказе сказок,
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
- Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
- Совершенствование звуковой стороны речи,
- Усиление интереса к занятиям,
- Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.
Востребованность материала.
Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями.
Цель: содействие развитию речи детей обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- Изучение методической литературы по данной теме;
- Выявить значение сказки в системе воспитания детей;
- Приобщить детей к сказкам, увлечь интересными сюжетами;
- Создать условия для развития связной речи детей посредством сказкотерапии.
Этапы работы:
- Изучение методической и научно-популярной литературы;
- Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных сказок, соответствующих лексическим темам недели;
- Формирование опыта по теме, внедрение в практику;
- Представление опыта работы по теме.
Элементы сказкотерапии – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) психодинамические медитации
- Перевоплощение
- Изображение растений
- Погружение в различные стихии
- Упражнения с тканью
- Танец
- Упражнения с зеркалом
- Пантомимические этюды
Перевоплощение в живое существо
Цель: Снятие напряжения, активизация воображения
Перевоплощение в неживое существо
Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением
В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией.
- Дидактические сказки
- Художественные сказки
- народные →сказки о животных → бытовые сказки
- авторские→ волшебные сказки
Художественная сказка
Предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Используя сказки для расширения словаря детей, провожу следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
- подбор к действиям - сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке и др.
В работе над предложением предусматриваю два направления:
I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:
- Составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- Составление предложений с определенным словом, несколькими словами;
- Распространение предложения;
- Составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
- Составление предложений с опорой на игрушку;
- Упражнение «закончи предложение» и т.д.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи:
- Развития речевого дыхания,
- Плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы),
- Развитие различной силы выдыхания,
- Развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
- Развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Выводы и рекомендации
Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия-эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе дошкольного учреждения:
- У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи.
- Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
- Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
- Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Опыт работы на тему "Развитие связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности"
К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже им...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"
Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...
Сказка как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Представленный материал поможет педагогам в использовании мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представл...