Сказка как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка

Представленный материал поможет педагогам в использовании мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи детей, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение связной речи, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Сказка как средство развития связной речи у детей

с общим недоразвитием речи

 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                           Матвеева А.В.

                                                                                         группа №137

Челябинск

2023 г

Оглавление

Введение

Глава 1 Сказка как средство развития речи

1.1. Сказка в жизни ребенка

1.2. Сказка как метод коррекции.

Глава 2. Мнемотехника в коррекционной работе

2.1. Сказки в мнемотаблицах

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Глава 1.Сказка как средство развития речи

1.1. Сказка в жизни ребенка

Сказка с давних времен известна как замечательный воспитатель и учитель. Она способствует формированию и поддержке у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. 

Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом развития связной речи, которая являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Сказка как средство развития связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

1.2. Сказка как метод коррекции.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ОНР все большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приёмов сказки: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы: Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку никакой иной вид деятельности не обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

2. Мнемотаблицы как способ развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков.

Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления.

Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни - очень трудно.

Для того, чтобы процесс обучения был для детей интересным, развивающим, мы всегда используем наглядный материал, так как знаем, что слуховая память и продуктивность запоминания у этих детей снижены.

Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности.

Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна.

К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, формируются приёмы работы с памятью.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2. Формирование навыков перекодирования информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4. Развитие творческих способностей, фантазии.

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:

1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.

2. Преобразование информации из картинок в образы.

3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ.

Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.

Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать, что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.

Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.

Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Глава 2. Мнемотехника в коррекционной работе

2.1. Сказки в мнемотаблицах

 В своей работе мы очень активно используем мнемотаблицы (Приложение) со сказками.  Начиная со старшей группы, происходит знакомство с «зашифрованной картинкой», как называют ее дети. Мы берем в основном русские народные сказки. В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

  1. Читаем сказку вслух.
  2. Рассматриваем изображения в таблице. 
  3. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
  4. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
  5. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
  2. «Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
  3. Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
  4. Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
  5. Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
  6. Теперь наступает очередь детей изложить свой вариант рассказа.

Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.

Развитие связной речи у детей с внедрением методик мнемотехники показывает первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов, мнемодорожек или мнемотаблиц дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.

Заключение

 Использование мнемотаблиц  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

                Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать сказки, придумывать интересные истории;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

       Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи детей, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение связной речи, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Список литературы.

1.Большева. Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2.Воробьева. В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.Гурьева. Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4.Ефименкова. Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5.Омельченко. Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед»,2008, №4, с.102-115.

6.Ткаченко. Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7.Широких. Т.Д. Учим стихи – развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.

ПриложениеC:\Users\User\Desktop\1167.jpg

C:\Users\User\Desktop\hello_html_1fbcfcae.pngC:\Users\User\Desktop\mnemotablicy_dlya_doshkolnikov_v_kartinkah_8_14053826.jpgC:\Users\User\Desktop\kolosok6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....