Автоматизация звука [Щ] в слогах, словах, предложениях. Происки Кощея
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гольцова Елена Георгиевна

Конспект открытого логопедического  занятия  в старшей группе детского сада.  Автоматизация звука Щ в слогах,  словах и предложениях  с использованием интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятии рассчитано на детей старшей группы, с логопедическим заключением ФФНР.

Цель: автоматизировать звук Щ в слогах и словах.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять знания о механизме образования звука Щ;
  • автоматизировать звук Ш в слога, словах и предложениях;
  • расширять словарный запас;
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить образовывать сущ. с увеличительным суффиксом –ищ-;
  • закреплять навык деления слова на слоги;
  • совершенствовать навык ориентировки в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • закрепить правильное произношение звука Щ в слогах, словах;
  • развивать внимание и память

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям,
  • контроль за собственной речью,
  • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим
  • формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая;

Ход занятия

I . Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Они хотят послушать, как вы научились красиво говорить. Давайте поздороваемся с гостями и начнем наше занятие.

Вибрирует доска, появляется письмо (слайд №1)

Ребята, смотрите-ка, нам письмо пришло. Интересно от кого…. Вы знаете, кто мог его прислать? (ответы детей)  Давайте посмотрим? (Слайд №2)

Письмо-то от Кощея!!!! Он, что хочет нас с новым годом поздравить? Давайте я вам прочитаю, что он нам написал.

                  Вредные детишки,

                  Вы слишком много знаете,

                  Меня этим пугаете

                  Все буквы ваши книжки упрятал я в сундук.

                  Чтоб глупыми вы стали,

                  Чтоб в школу вас не взяли.

Вот это сюрприз перед Новым Годом…. Что нам теперь делать? Без книг и букв нас в школу не возьмут… (ответы детей)

Вы хотите отправиться к Кощею и забрать у него наши книги??? (да) Ну если вы такие смелые, храбрые и отважные, то мы справимся со злым Кощеем и вернем наши книги.

Пойдемте.

Ой, а куда идти-то???? Дорогу-то я не знаю,   а вы, ребята, знаете, куда идти?

Слайд №3

Смотрите, да это же волшебный клубок! Он все дороги знает и всем путникам помогает. Нам повезло, он и  нам  дорогу покажет.

II. Автоматизация изолированного  звука Щ (Слайд №4)

Но прежде чем отправиться в путь, хочу вас предупредить: Кощеевы земли очень опасны. Сам Кощей  следит за каждой  дорогой в своем царстве. Но я знаю, что есть волшебный звук, который может сделать нас невидимыми для глаз Кощея. Чтоб его произнести надо язычок сделать «Чашечкой», поставить за верхние зубы,  губки округлить и вытянуть вперед и маленьким ротиком произнести его. Что у вас получилось? (Щ) И у меня тоже Щ.

Мы будем идти за клубком и произносить этот звук, договорились? (дети ведут клубок по лабиринту и произносят звук Щ)

                             - лес на пути, здесь никак нам не пройти.

Матвей, попробуй ты дорогу найти. (Ведет клубок и произносит Щ)

                              - камни на пути, и здесь  нам не пройти.

Неужели мы так и не доберемся до Кощея ?

     Саша, может быть ты дорогу найдешь?

                               - теперь болото преградило нам путь….

И чего нам теперь придется возвращаться домой ни с чем? А может мы попробуем переправиться через болото? Как нам это лучше сделать? Как мы можем перебраться на другой берег? (ответы детей)

А что если нам с вами мост построить? Посмотрите из чего его можно сделать? (ответы детей).

III. Автоматизация звука Щ в слогах.

Мы с вами маленькие, разве мы камни такие огромные и тяжелые поднимем?

Хотя я знаю одно заклинание, с помощью которого можно передвигать камни. Саша, ты  хочешь попробовать первый камень поднять? Тогда слушай внимательно и повторяй за мной: ща-ща-що. Теперь попробуй камень поднять (передвигают камни на интерактивной доске так, чтобы получился мост). Здорово, получилось!!! Мы с вами такими сильными стали в Кощеевом царстве, да? (дети повторяют цепочку слогов и передвигают камни – строят мост))

У нас получился великолепный мост, теперь по нему можно перейти на другой берег. Пойдемте. Матвей бери клубок, все приготовились произносить волшебный звук – вперед.

Мы дошли до горы. Молодцы! Полпути преодолели. Гору мы легко перейдем...

IV. Автоматизация звука Щ в словах. Игра посчитай стражников (Слайд №5)

Ребята, а гора-то, оказывается, охраняется да еще и камнями завалена. Не преодолеть нам такую гору. Подскажите мне, что делать будем? (ответы детей)

Кажется, я придумала, что делать…. Все стражи очень не любят, когда их считают, они убегают и прячутся. Дайте-ка я попробую (считаем столько раз сколько камней около каждого стражника): 1 щенок, 2 щенка…. (ящерица, клещ, щегол, хищник, черный плащ, плющ, щука) Ребята, сработало!!!! Теперь вы.

Вот мы и гору прошли. (Раздается плач ребенка, на интерактивной доске появляется плачущая девочка у разломанного домика) Сладй №6

Что случилось, кто плачет? Не вы? А кто? Что случилось? (ответы детей)  

Да, Кощей разрушил ее дом, а одна она его починить не может. А мы с вами сильные, ловкие, умелые, вон сколько препятствий преодолели, может поможем девочке? Давайте ей новый дом построим.

V. Строим дом (определение количества слогов в слове)

Нам надо построить крепкий, прочный дом, чтобы Кощей больше никогда его не смог разрушить. А чтобы дом получился крепким, надо каждый каирпичик поставить на свое место. Посмотрите на каждом кирпиче есть картинка- подсказка. Если в названии картинки 1 слог такой кирпич мы положим в первый ряд, если 2 слога- то кирпичи кладем во второй ряд, если в  названии картинки 3 слога, то  такой кирпич положим на самый верхний, третий ряд. (Дети проговаривают слово и отхлопывают слоги)

VI. Опиши домик (ориентировка в пространстве)

Не плачь девочка, посмотри, какой мы тебе дом построили, прочный красивый, украшенный картинками разными. Давайте расскажем ей какой дом у нас получился. (Что находиться между плащом и сгущенкой? Что находиться справа от рощи? Над щукой? И т.д.)

VI. Физкультминутка

Ну что же нам пора идти дальше.

Мы к Кощею идем,

По дорожке идем,

По болоту пройдем,

Через горы перейдем.

Встанем, разомнемся:

Мы слегка вперед нагнемся,

А потом назад прогнемся,

Вправо-влево повернемся,

И земли потом коснемся.

VII. Встреча с Кощеем (образование увеличительных сущ.) Сладй № 7

А вот и Кощей. Ребята вы не боитесь его? Он ведь такой злой, сердитый, коварный, страшный… Ребята, а как вы думаете, почему он такой? (ответы детей)

Да, и мне кажется, что он стал таким потому,  что с ним никто не играет, добрых слов ему не говорит. А как вы думаете, какие слова Кощею будут приятны? (ответы детей)

А мне кажется, ему нравиться, когда его называют могучим, великим, огромным, не большим, а большущим, не просто человеком,  а человечищем. Когда про него говорят, что у него не рука –а ручища, не нога а….  (голова, кулак, борода, глаза, ум, сила, кинжал, корона).

Смотрите-ка, Кощей заулыбался, видимо понравились ему наши слова.

На интерактивной доске появляется довольный Кощей (Слайд №8) и запускается аудиозапись, Кощей говорит, что дети ему понравились и подсказывает, где сундук спрятан. Дети находят сундук с книгами и буквами.

Спасибо тебе, Кощей.

VIII. Возращение в детский сад. Подведение итогов. (Слайд № 9)

Нам пора возвращаться в детский сад. Мы пойдем по этой дорожке и будем называть всех, кто нам встретиться на пути. Я называю, а вы за мной дружно повторяете.

Вот и закончилось наше путешествие, длинное  и опасное: по дорогом мы с вами блуждали, мост через болото строили, горы преодолевали, дом разрушенный строили и даже с Кощеем повстречались.

 Вам понравилось ребята? А что вам особенно запомнилось? (ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Гольцова Елена Георгиевна

Слайд 2

Вредные детишки, Вы слишком много знаете, Меня этим пугаете. Все буквы ваши, книжки Упрятал я в сундук. Чтоб глупыми вы стали, Чтоб в школу вас не взяли. Кощей Б.

Слайд 7

Нос- носище Глаз – глазище Голова – головища Рот – ротище Зубы- зубищи Борода – бородища Рука – ручища Кулак - кулачище Нога – ножища Сила- силища Ум- умище Кинжал - кинжалище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш"....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...