«Моделирование для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Булатова Алина Альбертовна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

 План по самообразованию

 «Моделирование для развития связной речи

детей среднего дошкольного возраста»

Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью моделирования.

Цель: выявить эффективность использования моделирования в развитии связной речи у детей.

 Задачи:

-  развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Ожидаемые результаты:

-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Этим и обусловлен выбор моей темы.

План работы:

Сентябрь:

 1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

Изучение методической литературы по данной теме:

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет - ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Подбор практического материала работы с элементами моделей.

Цель: составить картотеки по разным видам моделей.

Октябрь:

1.Составление папок-передвижек для родителей:

«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет».

Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Внесение мнемотаблиц в предметно-развивающую среду.

Цель: поместить мнемотаблицы в уголках группы.

3. Консультация для родителей: «Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

Ноябрь:  

1. Рассказывание об игрушке.

Цель: формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью моделирования.

2. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно; закреплять знания детей о кошке ( внешнем виде, повадках).

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

4. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь:

1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Цель: привлечение родителей к работе по развитию речи.

2. Праздник Новый год.

Цель: формировать умение составлять рассказ об этом празднике с помощью опорных картинок; закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год».

3. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.

Цель: отработка у детей четкой дикции и интонаций.

Январь:

 1.Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы.

2. Дидактическая игра «Профессии».

Цель: рассказывать о какой-либо профессии по предложенной воспитателем таблице.

3. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке).

Цель: упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление.

Февраль:

1. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы»(разучивание стихотворений, песен).

Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации.

2. Дидактическая игра «Времена года».

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем условным обозначениям; предложить детям самим составить таблицу.

3. Описание овощей.

Цель: закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью геометрических фигур.

Март:

1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Наши мамы» (разучивание стихотворений, песен).

Цель: закреплять умение четко произносить слова.

2.Составление описательного рассказа по картине «Куры».

Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

3.Консультация для родителей «Речь и веселый мяч».

Цель: обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме.

4. Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Апрель:

1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Цель: формирование правильного звукопроизношения с помощью карточек.

2.Составление описательного рассказа об игрушках

Цель: составить простейшую опорную схему вместе с детьми, закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью опорных схем.

3. «Космос».

Цель: заинтересовать детей для составления рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ; потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; воспитывать интерес для познания всего нового.

4. Папка -передвижка «Составляем и используем мнемотаблица дома».

Цель: помощь родителям в составлении мнемотаблиц дома.

Май:

 1.Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.

Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью символических изображения.

2. дидактическая игра «Мое любимое занятие».

Цель: формировать умение детей составлять опорные картинки; рассказывать о любимом занятии по своим опорным картинкам.

3. Составление описательного рассказа по картине «Лето».

Цель: закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью условных изображений.

4. Домашнее задание: потренироваться детям в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я провел лето».

Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей       дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования  как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...

презентация "Использование метода моделирования для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

Значение развития связной речи выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов обучения, которые бы облегчали, систе...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование метода моделирования по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод  моделирования. Это позволяет детям эффективнее...