Фонетическая ритмика
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ханяфиева Альмира Ахтямовна

Система рече-двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сопровождают произнесение определенного речевого материала (отдельных звуков, звукосочетаний, слогов, слов, фраз). Данные упражнения направлены на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе развития и совершенствования нейропсихологических функций и ритмической способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika_.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Слайд 2

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА Система рече-двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сопровождают произнесение определенного речевого материала (отдельных звуков, звукосочетаний, слогов, слов, фраз). Данные упражнения направлены на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе развития и совершенствования нейропсихологических функций и ритмической способности.

Слайд 3

История формирования методики фонетической ритмики Методика фонетической ритмики была разработана и активно применяется в работе по формированию речевых (преимущественно произносительных) навыков у детей с нарушениями слуха в сурдопедагогике Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжен-ности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.

Слайд 4

Задачи ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ в работе с детьми с нарушениями слуха Соединить работу речедвигательного и слухового анализатора (опираясь на остаточный слух)с развитием общей моторики. Способствовать формированию у детей с нарушениями слуха естественной речи с выраженной интонацией и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной. Развитие слухового восприятия учащихся и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Слайд 5

Направления работы по фонетической ритмике Нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; Формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; Формирование правильного воспроизведения звуков и их сочетаний изолировано, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; Развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слайд 6

Этапы работы по ФОНЕТИЧЕСКОЙ (по методике Т.М. Власовой, А.Н. Пфафендродт) Работа над звуками речи Работа над речевым дыханием и слитностью речи Работа над голосом Работа над ритмом Работа над темпом Работа над интонацией Все работы одинаково важны в работе над речью и все они тесно связаны между собой. Например, работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом.

Слайд 7

Специфика работы по ФОНЕТИЧЕСКОЙ (по методике Т.М. Власовой, А.Н. Пфафендродт) При работе над звуками движения носят специфический характер – за каждым звуком закреплено свое движение При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией (на основе словесного и фразового материала) движения носят естественный характер, сочетаются движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, с естественными жестами, связанными с выражением эмоций, смеха, отрицания и т.п. Все движения в рамках фонетической ритмики рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков . Движения предварительно не выучиваются (перед занятием), а повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз), после закрепления движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию после того, как речевой материал реализуется в речи правильно и без данного движения. На занятиях обязательно использование звукоусиливаю-щей аппаратуры.

Слайд 8

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА как прием логоритмической работы с детьми с речевой патологией Использование элементов ФР рекомендуется в процессе работы над речевым дыханием. Работа по формированию речевого дыхания включает два этапа: тренировку длительного фонационного выдоха (способствовавшего координации дыхания, голоса и артикуляции) и развитие собственно речевого выдоха . Тренировку фонационного выдоха начинается с отработки длительного звучания гласных. После того, освоения длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнесение слитного сочетание двух гласных на одном выдохе, сопровождая произнесение соответствующими движениями. Постепенно количество гласных, произносимых на одном выдохе, увеличивается. Затем переходят к произнесению на одном выдохе согласных изолированно и в сочетании с гласными, также сопровождая произнесение соответствующими движениями рук и корпуса.

Слайд 9

Звук А Исходная позиция – стоя , руки подняты на уровне груди, округлены в локтях и кистях, кончики пальцев соприкасаются, руки образуют круг, параллельный полу. При произнесении звука руки плавно разводятся в стороны, оставаясь параллельными полу в кистях и локтях.

Слайд 10

Звук О Исходная позиция – стоя , руки опущены вниз, кисти тыльной поверхностью повёрнуты к бедру. При произнесении звука руки плавно поднимаются вверх над головой, образуя овал, кисти и локти слегка округлены.

Слайд 11

Звук У Исходная позиция – стоя , руки согнуты в локтях локти прилегают к груди. Кисти рук приближены к губам. Кисть ведущей руки образует «трубу» (четыре пальца противопоставляются большому), другая кисть на эту «трубу» накладываются. «Труба» приближена ко рту. При произнесении звука руки разгибаются в локтях и выпрямляются, вытягиваются вперёд. Положение кистей сохраняется.

Слайд 12

Звук И Исходная позиция – стоя , руки согнуты в локтях и разведены в стороны, локти прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулаки, ладони ориентированы вперёд. Разогнутые указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука руки тянутся вверх, положение кистей сохраняется, при этом ребёнок встаёт на носочки («тянемся к солнышку»).

Слайд 13

Звук Э Исходная позиция – стоя , руки подняты на уровне груди и вытянуты вперёд, ладони раскрыты и соприкасаются, пальцы прижаты друг к другу. При произнесении звука, руки плавно разводятся в стороны, руки прямые и параллельны полу.

Слайд 14

Звук Ы Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях и подняты на уровне груди, кисти раскрыты, ладони параллельны полу, одна кисть накладывается на другую. При произнесении звука, руки с напряжением разгибаются в локтях и опускаются вниз. Кисти рук сохраняют исходное положение (будто в лифте нажимаем на кнопку).

Слайд 15

Звук П Исходная позиция – стоя, руки вытянуты вперёд на уровне груди, разогнуты в локтях, ладони повёрнуты друг к другу, при этом раскрытые кисти параллельны полу, ладони не соприкасаются, но расстояние между ними не большое. При произнесении звука, пальцы едва прикасаются друг к другу (лёгкий хлопок).

Слайд 16

Звук Б Исходная позиция – стоя, руки разогнуты в локтях, разведены в стороны. При произнесении звука, совершается резкий сильный хлопок на уровне груди, при этом руки выпрямлены и разогнуты в локтях.

Слайд 17

Звук М Исходная позиция стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к груди, ладони раскрыты, пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. Кончики пальцев касаются крыльев носа. При произнесении звука, руки плавно опускаютсявниз, разгибаясь в локтях(положение кистей сохраняется) и описывают как бы полукруг. Итоговое положение: выпрямленные руки разведены в стороны, руки параллельны и повёрнуты к полу.

Слайд 18

Звук Н Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук сжаты в кулаки, указательные пальцы выпрямлены, кончики указательных пальцев каются крыльев носа. При произнесении звука, руки разводятся в стороны и выпрямляются в локтях, положение рук параллельно плоскости пола при этом кулаки пальцы направлены вверх.

Слайд 19

Звук Ф Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к груди, кисти рук тыльной стороной повёрнуты к полу, ладони раскрыты пальцы слегка округлены, кисти внешним ребром касаются друг друга, кисти приближены к губам. При произнесении звука, руки выдвигаются вперёд и распрямляются в локтях, положение кистей параллельное полу сохраняется.

Слайд 20

Звук В Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам, кисти рук раскрыты, ладони ориентированы вперёд. При произнесении звука, руки с напряжением разгибаются в локтях, кисти сохраняют своё положение, пальцы направлены вверх, как будто отодвигаем препятствие.

Слайд 21

Звук Т Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти в стороны, кисти рук на уровне груди, кисти в кулаки, один кулак поставлен на другой. При произнесении звука, лёгкое постукивание руки, расположенной сверху на другую руку.

Слайд 22

Звук Д Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях , локти развёрнуты в стороны. Кисти рук на уровне груди, ладонями ориентированы в сторону пола, кисти сжаты в кулаки, косточки пальцев приближены друг к другу. При произнесении звука, руки резко разгибаются в локтях и выбрасываются вперёд и в стороны.

Слайд 23

Звук К Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам, руки разведены в стороны, кисти сжаты в кулаки указательный и средний пальцы выпрямлены и «смотрят» вверх. При произнесении звука, рука разгибается в локте, при этом кисть совершает колебательные резкие движения («выстрел из пистолета»). При изолированной позиции поочерёдное разгибание рук, при произнесении в слоге или звукокомплексе, движения рук одновременные.

Слайд 24

Звук Г Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях. Кисти рук на уровне груди, локти разведены в стороны. Кисти ориентированы вниз параллельно полу, кисти сжаты в кулаки, при этом большой и указательный пальцы выпрямлены. При произнесении звука, руки одновременно резко разгибаются в локтях, разводятся в стороны параллельно полу.

Слайд 25

Звук Х Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях, прижаты к груди, одна кисть накладывается на другую, кисти прижаты ко рту. При произнесении звука одна кисть потирает другую – «греем руки».

Слайд 26

Звук Й Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях, разведены в стороны, кисти рук сжаты в кулаки, мизинец и безымянный палец выпрямлены. При произнесении звука, кисти и предплечья описывают полукруг.

Слайд 27

Звук С Исходная позиция - стоя, руки подняты вверх и слегка разведены в стороны, ладони повёрнуты вверх. При произнесении звука, обе руки описывают полукруг и сходятся ладонями на уровне груди.

Слайд 28

Звук З Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти разведены в стороны и прижаты к бокам. Кисти рук развернуты вперёд, сжаты в кулаки. Указательные пальцы пальцы выпрямлены и ориентированы вверх. При произнесении звука, совершают резкие колебательные движения из стороны в сторону.

Слайд 29

Звук Ц Исходная позиция – стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к груди. Кисти рук сжаты в кулаки и приближены к щекам. При произнесении звука, руки резко опускаются вниз, разгибаясь в локтях, кисти раскрываются (будто стряхиваем с рук воду).

Слайд 30

Звук Ч Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях, локти прижаты к груди. Кисти рук сжаты в кулаки и приближены к щекам. При произнесении звука, руки резко выносятся вперёд, выпрямляясь в локтях, кисти полностью распрямляются (будто чихаем)

Слайд 31

Звук Ш Исходная позиция - стоя, руки подняты вверх, разогнуты в локтях, кисти раскрыты, пальцы слегка разведены, кисти мягкие. При произнесении звука, руки совершают лёгкие колебательные движения вправо-влево.

Слайд 32

Звук Щ Исходная позиция - стоя, руки опущены вниз, разогнуты в локтях, кисти раскрыты. При произнесении звука, руки совершают параллельные двидения из стороны в сторону (достаточно резкие) с колебанием кистей.

Слайд 33

Звук Ж Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях локти прижаты к бокам. Положение кистей: кисть параллельно полу, ладонь вниз, большой палец противопоставлен всем, захват щепотью, кисти совершают быстрые, резкие колебательные движения из стороны в сторону.

Слайд 34

Звук Л Изолированно не отрабатывается. Исходная позиция - стоя, руки согнуты в локтях, локти развёрнуты в стороны. Кисть на уровне предплечья другой руки (как пропеллер), они не соприкасаются. При произнесении звука, кисти и предплечья одной руки совершают круговые движения вокруг кисти и предплечья другой руки, и произносится слоги ЛА-ЛА-ЛА.

Слайд 35

Звук Р Исходная позиция - стоя, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях, локти прижаты к бокам и разведены в стороны, кисти приближены к плечам. При произнесении звука, вибрируют кисти рук и колени.

Слайд 36

Звук А Алая астра в саду расцвела. Алла красивую вазу нашла – Алла сорвать эту астру хотела, Но мама сказала: «Это не дело». Алую краску Алла взяла, Чтоб алая астра в альбоме цвела.

Слайд 37

Звук О На озере - остров, на острове том Живет в одиночестве толстенький гном. Промозглую осень с холодным дождем Встречает на острове гном под зонтом. Зимою весь остров в сугробах кругом. Дорогу в свой дом гном находит с трудом Забыв про пальто, - ведь весна за окном - Кораблики в лужах пускает наш гном. Вот лето пришло, и бежит босиком По утренним росам хохочущий гном.

Слайд 38

Звук У В зоопарке по утру Уж увидел кенгуру. Чтоб под лапу кенгуру Не попасться по утру, Ужик спрятался в нору .

Слайд 39

Звук Ы Ночные улицы темны. Фонтаны шумные грустны. Дворы усталые пусты. На крышах скрылись все коты. И лишь луной освещены Ночные тайны тишины.

Слайд 40

Звук Э В лесу Эля потерялась, Без друзей одна осталась. Эля громко закричала. Эхо Эле отвечало. Эхо Эле помогло – До друзей зов донесло. «Эй!» - послышалось друзьям. «Это Эля, Эля там!» На поляну побежали, Элю быстро отыскали.

Слайд 41

Звук И Илья купил для Ирины Инжир, изюм и маслины. Иринка для Илюшки испекла ватрушки. Илюшка для Иринки принес свои игрушки. Иринка и Илюшка весело играли, Ели финики, изюм и ирис жевали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...