Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
учебно-методическое пособие по логопедии

Казанцева Алла Борисовна

Актуальность

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

 

В связи с этим в общей проблеме ОНР особое место занимает дошкольный возраст. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.

 

Цель: преодоление темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

– развитию чувства ритма в речевом и неречевом плане;

– оптимизации мышечного тонуса;

– формированию пространственных представлений;

– развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;

– развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tempo-ritm_1.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»

(МАДОУ детский сад №17 «Непоседы»)

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

                            Составитель:            

        учитель-логопед: Казанцева А.Б.

2023г.

Содержание:

Актуальность……………………………………………………………….

3

Коррекционная работа по устранению нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников …………………………………………….

4

Подготовительный этап…………………………………………………….

9

Основной этап………………………………………………………………

10

Заключительный этап………………………………………………………

13

Мероприятия, проводимые в рамках технологии…………………………

14

Диагностика темпо-ритмической стороны речи ………………………

15

Заключение………………………………………………………………….

16

Актуальность

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

В связи с этим в общей проблеме ОНР особое место занимает дошкольный возраст. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.

Цель: преодоление темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

– развитию чувства ритма в речевом и неречевом плане;

– оптимизации мышечного тонуса;

– формированию пространственных представлений;

– развитию целостного образа тела и повышению устойчивости;

– развитию психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Коррекционная работа по устранению нарушений темпо – ритмической стороны речи у дошкольников

В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления ОНР в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребёнка в условиях логопедической работы с группой детей. Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г.А. Волковой.  Система комплексной работы с дошкольниками состоит из следующих разделов: методика игровой деятельности (система игр), логоритмические занятия, воспитательные занятия, воздействие на микросоциальную среду детей.

Анализируя существующие в специальной педагогической литературе методики преодоления ОНР  предлагаю рассмотреть одну из них, как я считаем, приемлемую и  очень эффективную для детей с дизартрией. Рассмотрим  подробнее  методику  игровой  деятельности Г.А. Волковой. Данная методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между работой логопеда и воспитателя.

У значительной части детей с дизартрией речевое развитие замедлено. Первые слова появляются в возрасте 1.5-2 года. Фразовая речь появляется в 2-3 года, а в некоторых случаях - в 4, При этом речь детей остается фонетически не сформированной.

При дизартрии присутствует неврологическая симптоматика, которая выявляется в ходе специального обследования с применением функциональных нагрузок. Наличие у детей симптомов органического поражения центральной нервной системы есть основной диагностический критерий .Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы: в состоянии артикуляционной и мимической мускулатуры, обшей и мелкой моторики.

Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мышечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко выражена, движения являются непродуктивными и бесцельными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников с дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.

Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память.

Что касается артикуляционной и мимической мускулатуры, то у детей-дизартриков, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы.

Основными проявлениями дизартрии являются: смазанная, нечеткая дикция, невнятная речь, нарушение звукопроизношения и голосообразования, изменение интонации, темпо-ритмических, артикуляционно - фонетических и просодических нарушений. Трудность развернутого высказывания бывает обусловлена не только моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций, связанных с подбором нужного слова. Отмечается недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что приводит недостаточному формированию сложных логико-грамматических отношений.  Поэтому возникают трудности в формировании высказывания и декодирования. В тяжелых случаях речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Обычно у детей с дизартрией общая и мелкая моторика сформированы недостаточно. Они с трудом имитируют движения,  неуклюже прыгают на одной ноге, неустойчиво стоят, медленно передвигаются, с трудом застегивают пуговицы, не умеют шнуровать ботинки, правильно штриховать и разукрашивать предметы.

Подготовительный этап

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.

На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

  • «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).
  • Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).
  • Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
  • Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
  • Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.
  • «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.
  • Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
  • «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.
  • Протопать ножками под ритм стихотворения.

Коррекционная работа по формированию темпо-ритмической организации речи начиналась со становления ритмизации и координации движений и была направлена на развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений.

Логопедическая ритмика содержала различные двигательные упражнения в следующей последовательности:

• ритмическая разминка.

Главными задачами разминки являются развитие скоординированнсти рук и ног, ориентация в пространстве, умение изменять темп и ритм движения. С этой целью применяются вводная ходьба, чередование ходьбы и бега, элементы танцевальных и физкультурных движений;

• слушание музыки.

Прослеживается связь с упражнениями, нормализующими и расслабляющими мышечный тонус. Подбираются разнообразные музыкальные произведения с поочередной сменой мелодий, в зависимости от их характера и темпа;

•упражнения для развития скоординированной работы речи и движений.

Осуществляется проговаривание речевых заданий в сопровождении с двигательными упражнениями под музыку. (Воспроизведение слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);

• пение. Использование мелодичных и ритмичных песен, в пении которых будет прослеживаться нормализация темпа речи и речевого дыхания;

• игра. При помощи подвижных игр закрепляются навыки, полученные на

занятии. В подобных играх воспитываются быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве.

Заключительной частью логоритмики являлась ходьба, характеризующаяся умеренным темпом и ритмом. Главную роль в нормализации темпа и ритма речи играло выполнение специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля и ритмизованных движений (ходьба, прыжки, притоптывание, хлопки).

Производилось также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками (одной рукой) по определенному предмету, дирижирование с одновременным проговариванием. Ударному слогу (слову) должен был соответствовать более громкий хлопок или удар ногой, неударному — тихий. Упражнения необходимо было сопровождать четким артикулированием, равномерным распределением вдоха и выдоха, соблюдая умеренный темп, синхронизируя произнесение и движение.

Начало тренировки послогового ритма осуществлялось в замедленном темпе. Речевой темп ускорялся по мере овладения навыком. Важнейшим составляющим в звене коррекционной работы являлось темпоритмическое объединение общей и артикуляционной моторики, что достигалось при помощи специальных упражнений с музыкальным сопровождением.

Основной этап работы

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:

  • Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
  • Определить подходящий ритм для высказывания, например:
  • Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).
  • Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).
  • Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
  • Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Занятия сопровождались основными сотавляющими логопедической ритмики, необходимым компонентом комплексной реабилитационной работы. Логопедическая ритмика включала различные двигательные упражнения в следующей последовательности:

  1. ритмическая разминка

Ритмическая разминка использовалась для организации детей, создания психоэмоциональной и физической готовности к определенным видам деятельности.

Упражнение: 1. Маршировка под музыку со сменой направлений. 2. Ходьба по кругу со сменой направлений под команду “Вправо”, “Влево” ,“Вперед”, “Назад”, “В центр” и т.д.

2) упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Использовалась ходьба, отстукивание и отхлопывание под различные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слов и слогов на заданные ритмы.

Упражнение: Прохлапывание ритмического рисунка знакомой песни с помощью образца педагога (песня “Петушок”). Пе-ту-шок Пе-ту-шок Золо-той гре-бе-шок

3) упражнения на развитие скоординированности речи и движений.

Ритмизация моторных функций способствует осуществлению ритмизованных речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений являлась ритмизация устной речи. Для этого использовались двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием усложняющихся речевых заданий. Вначале использовалось средний музыкальный темпо-ритм, который позволял детям сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных.

Упражнения: Под музыку дети проговариваривали стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.

А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.

А над нами сосны, ели —ритмично делают наклоны

Головами зашумели в стороны, покачивая поднятыми вверх руками.

Грянул гром — делают хлопок.

Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.

Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками. Постепенно темпо-ритм усложнялся и менялся.

4) пение

Выбирались ритмичные и мелодичные песни. В процессе работы с целью усложнения подбирались песни с меняющимися темпоритмическими характеристиками.

5) игра.

Специфической задачей коррекционной работы на данном этапе являлось развитие чувства ритма. Ритмическая способность представлялась средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма изначально имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом развития у детей моторики, зрительно- моторных координаций, а затем и с формированием речевого ритма.

Речевой ритм выполнял важную роль в формировании моторного стереотипа речи. С формированием речевого развития ритм становился “скелетом” слова и выполнял важную функцию в процессе усвоения лексем и распознавания их при восприятии. У детей наблюдались нарушения речевых ритмов различных уровней: послогового, пословного и синтагматического.

При обучении детей ритмизации устной речи тщательно отбирался речевой материал. На начальных этапах работы при подборе стихотворных текстов мы учитывали, чтобы стихи были с устойчивой ритмикой (однообразным распределением ударных слогов в строфе). Они должны были содержать простую лексику и состоять из коротких фраз. Размер стиха подбирался в заданной последовательности: хорей — ямб — дактиль.

С целью установления речевой плавности, помимо отработки ритмизованной артикуляции на стихотворных текстах, применялись различные виды упражнений на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из них являлось упражнение на отработку послогового ритма. Проговаривание каждого слога было сопровождено отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони выпадал на гласную. Тренировка послогового ритма начиналась с замедленного темпа, впоследствии постепенно ускоряющегося. На начальном этапе навык послогового ритма вырабатывался на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате ритмизации слоги выравнивались по длительности звучания, а значит снималось редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Особое внимание обращалось на то, чтобы во время речевой паузы не прекращались движения руки. Благодаря этому по окончании паузы дети могли легко вступать в речь. С увеличением степени усвоения слогоразмерной речи, движения руки использовались все реже, а затем прекратились. Однако, речь с нередуцированным произнесением гласных звуков (полный стиль произнесения) отмечалась у детей достаточно длительное время. Полный стиль произнесения способствовал выделению определенной ритмической структуры слова в единой артикуляторной программе, слоги выравнивались в зависимости от времени произнесения, что приводило к ритмизации речевого процесса и формированию плавной речи.

Заключительный этап

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

  • Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
  • Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
  • Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
  • Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
  • Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:

Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

Садись, скорее, прокачу.

Чу-чу-чу-чу!

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

  • Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
  • Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе.

Применялись виды упражнений, направленные на выработку ритмизации речевых артикуляций. Одним из них являлось упражнение на формирование пословного ритма. Данный технический прием характеризовался включением двигательной активности руки с одновременным произнесением каждого слова фразы. Движения руки при этом осуществлялись непрерывно на каждое слово в процессе произнесения фразы от себя и к себе (по траектории восьмерки). Наиболее интенсивно движение руки выпадало на ударный слог слова. Ритм и скорость движения руки подбирались индивидуально — от быстрого в среднем темпе до плавного в замедленном. Сначала необходимо было определиться с индивидуальным темпо-ритмом, при котором бы ребенок ощущал себя комфортно. Затем применялось введение постепенной, индивидуальной отработки ритмических движений руки. Для достижения автоматизации темпо-ритмической организации речи детей, использовался стабильный и индивидуальный темпо-ритм, характерный для каждого ребенка.

Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в работе над ритмом при минимальных дизартрических расстройствах выделяют 2 направления:

I. Восприятие различных ритмических структур.

II. Воспроизведение различных ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры, где / – громкий удар, а v – тихий удар.

Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

Мероприятия, проводимые в рамках технологии

За время реализации данной технологии

  1. Проводится регулярный мониторинг уровня развития звукопроизношения у детей 2 раза в год, в сентябре и мае.
  2. Провела мастер-класс для педагогов на тему: «Вкусная артикуляционная гимнастика» (16.12.2021г).
  3. Провела ООД по теме «развитие фонематического восприятия детей с нарушением речи» (11.10.2021г.).
  4. Проведена консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей от 3 до 5 лет» (17.03.2022г).
  5. Проведена консультация для педагогов «Методы развития мелкой моторики в дошкольном возрасте» (25.04.2023г).
  6. Занятия https://nsportal.ru/kazantseva-alla-borisovna 

После проведённой логопедической работы была проведена диагностика детей.

Вследствие экспериментального обучения у абсолютно всех детей с темпо-ритмическим нарушением речи обнаружилась позитивная динамика при выполнении заданий.

Развитие детей в процессе овладения навыками логоритмики:

- расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- развитость модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;

- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Заключение

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий должна реализовываться в процессе повседневной деятельности ребёнка, максимально приближаться к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развёрнутому высказыванию – таков путь преодоления заикания.  

Наиболее перспективным воздействием на личность  дошкольника с ОНР и его речь является использование игровой деятельности. У детей этого возраста необыкновенно развита тяга к подражанию. Отсюда понятно, какую роль играют взрослые в создании хороших речевых примеров для подражания. Наблюдения показывают, что если родители и педагоги уделяют достаточное время общению с ребёнком, речь его развивается нормально. И наоборот, отсутствие внимания к ребёнку сдерживает своевременное развитие речи. Ребёнку нужен правильный  пример для подражания, который должен быть безукоризненным как в точности произношения звуков, слов, так и в точности употребления слов.

Составленный комплекс игр и упражнений эффективен. Таким образом, правильная организация речевой среды способствует нормализации темпо – ритмической стороны речи судорожного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути коррекции недоразвития лексической стороны речи у детей пяти лет с ОНР.

Материалы из опыта работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников 5-ти лет с общим недоразвитием речи....

Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.Дети с ОНР испытывают особые труд...

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.

В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы,  ротовой полости и носоглотки  у детей дошкольного возраста, которые обуславливают  нарушения формирова...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...

Портфолио логопедических технологий для коррекции нарушений произносительной стороны речи

Портфолио логопедических технологий направлено на коррекцию нарушений произносительной стороны речи у дошкольников. В данном портфолио описаны технологии, позволяющие корригировать нарушения артикуляц...

Логоритмика. Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, поз...