«Играем с предлогами» (практические рекомендации учителю-логопеду)
консультация по логопедии

Одно из направлений в коррекционной работе с детьми – это работа с предлогами.

Дети не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_s_predlogami.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

               детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

                                                                                                                                                         

«Играем с предлогами»

(практические рекомендации учителю-логопеду)

 Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                                                Олейник О.Г

Одно из направлений в коррекционной работе с детьми – это работа с предлогами.

Дети не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

О.В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов. Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, также относит к аграмматизмам.

Р.И. Лалаева  указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога .Только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Объясните ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

 Этапы обучения:

  •  перемещать предметы в пространстве,  уточнять понимание нахождения предмета;
  • постоянно спрашивать где находится предмет, определять  расположение предметов, называя предлог с названием предмета ( под столом, на столе…);
  •  по-разному  располагать предмет, каждый раз сравнивая, чётко произнося предлог со словом, с которым оно дружит;
  •  следующие упражнения направлены на слуховое внимание, без зрительной  опоры, узнавать  предлог из устной речи;
  •  упражнения в проговаривании предлогов;  работа с двумя предлогами  -скажи наоборот, правильно  произнеси предлоги  в, под, над, из…;

 Задание 1. Предложите ребенку слепить из пластилина грибок и червячка. Перемещайте предметы относительно друг друга и произносите правильно, где находится тот или иной червячок:  НА грибочке, В грибочке, У грибочка, МЕЖДУ грибочками и т.д.

Задание 2 Предложите ребенку придумать предложение с  предлогами.

 -Посчитай, сколько всего слов в предложении? Если ребенок считает слово с предлогом (на диване)  как одно слово, спросите его: «А есть такое слово «надивана»? Что такое «на»? (Предлог)

Таким образом, коррекционно-развивающий процесс, основанный на использовании разнообразных игровых приемов, решении несложных мыслительных задач, позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную речевую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей.

Практические рекомендации учителя – логопеда по охране здоровья детей....

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей старших дошкольников "Играем-речь развиваем!"

В материале представлены упражнения для развития речи детей,автоматизации звуков (Р),(Ш),(Л), а так же мелкой моторики пальцев рук для  домашних занятий родителей с детьми.Приведены активные ссыл...