Нейробика - простые упражнения для нейропластичности мозга
статья по логопедии (подготовительная группа)

Каленова Вероника Викторовна

статья содержит материал об использовании данной технологии  в работе с детьми с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 Нейроигры и нейробика – система упражнений для  нейроластичности мозга.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Каленова Вероника Викторовна, учитель – логопед ЦРР – детского сада №12 «Светлячок». Свое выступление я хочу начать со слов Ивана Петровича Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .

Сегодня я хочу  поделиться опытом по применению в своей работе инновационной технологии   «Нейробика – система упражнений для  нейроластичности мозга.

Слайд 2  (Учеба) 

Педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Чтобы разобраться в данной проблеме,  я участвовала в работе семинара по теме: «Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагога».  

Слайд 3 (Цель)

Поэтому целью моей работы ««Нейробика – система упражнений для  нейроластичности» мозга является накопление теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности по вопросам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Слайд 4   Пути достижения поставленной мною цели и задач  осуществлялись через: изучение методической литературы 

Слайд 5  участие в вебинарах ,

беседы и наблюдения с воспитанниками; 

Слайд 6 Через Педагогическое просвещение родителей (беседы, консультации, выпуск букетов).

Слайд 7 Актуальность

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу: обеспечить каждого дошкольника равными возможностями для обучения и развития при посещении детского сада.

Я, как учитель-логопед на сегодняшний день сталкиваюсь с такими отклонениями в развитии детей, с которыми при использовании известных и хорошо зарекомендовавших себя способов удаётся справиться лишь частично. Современные дети живут в совершенно ином мире, они получают другой опыт, другая социальная ситуация, наследственность, экологическая обстановка. Много неблагоприятных факторов сказывается и на появление ребёнка на свет и его дальнейшее развитие. Возникает патологическая симптоматика, которую с помощью традиционных методов устранить не всегда удаётся.

   

Слайд 8 (Ученые доказали)

Дети – это одна из главных человеческих ценностей, которая существовала на протяжении всей истории. Дети являются продолжением жизни любого общества, его будущим. И от того, что мы вкладываем в ребёнка сегодня, зависит, каков будет завтрашний день человечества.

Слайд 9  (Профессор нейробиологии )

Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Когда - то  считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки.

Слад 10 (Волшебные деревья разума – нейроны)

Они установили, что причиной уменьшения  умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, — отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки.

Слайд11 (Наша задача)

Привычные ежедневные действия формируют шаблонное поведение — наши привычки, при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления. 

Слайд 12 ( левое и правое полушария мозга)

 Мы знаем, что существует левое и правое полушария мозга. Правое полушарие отвечает за воображение, позволяет человеку мечтать, сочинять, фантазировать, учить наизусть. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, языковые способности, письмо, чтение, счет.

    У большинства людей речевые центры расположены именно в левом полушарии, но интонационная выразительность речи – в правом полушарии. Оба полушария мозга у человека  должны быть развиты  равномерно. Если этого не происходит,  у ребенка возникают  разного рода проблемы: нарушение речи, дезориентация в пространстве, проблемы с восприятием зрительной информации, сложности с обучением чтению и письму.

      Помочь развитию межполушарного взаимодействия призвана нейрогимнастика, которая развивает мозг и совершенствует его деятельность. Татьяна Черниговская – доктор филологических наук, специалист в области нейропсихологии и нейролингвистики, приводит такой пример: «Принимаясь за трапезу и взяв ложку в ведущую руку, у вас всё получается здорово,  можно даже отвлечься на фильм, подумать о чём-то: движение настолько знакомое и хорошо выученное, что доведено до автоматизма – мозг буквально не тратит на него энергию. Но так ли хорошо знаем мы это движение? Стоит взять ложку не в ведущую руку, и вы поймёте разницу: никакого автоматизма нет, вам приходится мысленно контролировать руку, поднося ко рту, включать пространственное мышление, заставлять работать моторику, ни о чём другом думать вольно не выходит – это и есть мышление, когда мозгу непривычно и сложно. Это самый безобидный пример, но поняв его, вы поймёте, как развивать мозг: делать то, что непривычно, заниматься тем, чем не занимались, полностью погружаться в процесс».

Слайд 13 (картинка равновесие)

 Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Для взаимодействия обоих полушарий существует система простых игр и упражнений - нейробика, в которые дети играют с удовольствием, да и взрослым они будут  тоже полезны.

Слайд 14 (нейроупражнения)

Применение нейропсихологического подхода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность,

Слайд 15 (автоматизация звуков)

мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,

Слайд 16 (рука вышедший наружу мозг)

повышает способность к произвольному контролю.

Слайд 17 (нейродорожки – глазомоторные линии)

Нейроупражнения и нейроигры активизируют межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Слайд 18 (нейротаблицы)

Помимо развития межполушарного взаимодействия, нейрокоррекционные упражнения решают следующие задачи: развивают симметричные и ассимметричные движения ребёнка,

Слайд 19 (синхронное выкладывание)

служат для профилактики дисграфиии  и дислексии в школе.

Слайд 20 (зеркально выкладывание)

Активизация природных механизмов мозга помогает преодолеть ребёнку трудности в обучении.

Главной идеей этих упражнений является то, что развивающая работа должна направляться от движения к мышлению.

Слайд 21  (Выставка игр)

 Я с уверенностью могу сказать, что такие игровые  технологии, повышают интерес и мотивацию детей, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию, обладают антистрессовым эффектом.

Целенаправленная работа по развитию межполушарного взаимодействия с детьми с помощью технологии нейробика благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.     

  Слайд 22 (Результаты активизации природных механизмов мозга) 

Регулярные занятия нейробикой  помогли улучшить показатели памяти и внимания у детей, речи и мелкой моторики.

По мере овладения упражнениями, дети стали более уверенными в себе, улучшилось эмоциональное состояние воспитанников.

 

Слайд 23  (Трансляция опыта работы)

Опыт работы по применению  данной технологии был представлен мною  на муниципальном методическом объединении для заведующих; семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, материалы  размещены на персональном сайте.    

  Слайд 24 (простые советы на каждый день)

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.  Все в наших руках!

Спасибо за уделенное мне внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга»

В этоя консультации я предлагаю кинезиологические упражнения, которые позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и кру...

Кинезиологические упражнения или "Гимнастика мозга"

Кинезиологические  упражнения - это упражнения улучшающие межполушарное взаимодействие и повышающие IQ  и творческие способности....

Кинезиологические упражнения для работы мозга

Упражнения для релаксации педагогов, упражнения доступны и просты в свободное время. Удачи Вам, коллеги...

Нейропластичность мозга

Как влияют упражнения на развитие мозга...

Нейробика - физкультура для тела и мозга

О развитии множества важных навыков: внимании, памяти, речи, о снижении утомляемости ребенка, контроль....

Консультация: "Нейробика – физкультура для тела и мозга"

Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то ...

Нейробика - физкультура для тела и мозга

Нейропсихологические упражнения - не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то сегодн...