"Путешествие в "Фиолетовую сказку" конспект НОД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новолодская Наталья Андреевна

Тема занятия: Путешествие в «Фиолетовую сказку».

(для детей 5-6 лет)

          Цель. Закрепление представле­ния о фиолетовом цвете, и умения дифференцировать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_fioletovaya_skazka.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Путешествие в «Фиолетовую сказку».

(для детей 5-6 лет)

        Цель. Закрепление представления о фиолетовом цвете, и умения дифференцировать его.

        Коррекционно-образовательные задачи. Обогащение словарного запаса.  Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, закрепление навыка употребления простых предлогов).

        Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи, зрительного внимания и восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики, межполушарного взаимодействия, логического мышления, творческого воображения, подвижности, ловкости.

        Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

        Оборудование. Предметные картинки для организационного момента (баклажан, виноград, слива, морковь), пальчиковый бассейн, контейнер для картинок, коврограф, фиолетовая ткань, для коврографа плоскостные изображения девочки в фиолетовой одежде, фиолетовой тучи, кустика фиолетовых анютиных глазок, дерева с фиолетовыми сливами, фиолетового мотылька, магнитофон, аудиозапись спокойной инструментальной музыки, четыре-пять обручей.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе)].

Логопед встречает детей у входа в кабинет, украшенный фиолетовыми воздушными шариками.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Андреевна. А как вас зовут.

Дети отвечают.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите, что я вам приготовила. Это пальчиковый бассейн и в этом бассейне спрятались картинки. Опускайте руки в бассейн и доставайте их.

Дети по очереди опускают руки в бассейн и достают то, что там спрятано,

Логопед. Положите на стол то, что вы достали из пальчикового бассейна. Скажите, что это? Не забудьте сказать какого цвета этот предмет.

1-й ребенок. Фиолетовый баклажан.

2-й ребенок. Оранжевая морковка.

3-й ребенок. Фиолетовая слива.

4-й ребенок. Фиолетовый виноград.

Логопед. Посмотрите внимательно, а какая картинка оказалась здесь лишней?

Дети. Оранжевая морковка.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что все картинки фиолетового цвета, а морковка отличается от них, она оранжевая.

Логопед. Молодцы! Очень хорошо! Я уберу оранжевую морковку и оставлю фиолетовые картинки. А знаете почему? Потому что сегодня мы с вами вместе с девочкой Аришкой побываем в «Фиолетовой сказке». Проходите и садитесь на стулья.

 Дети проходят в кабинет и садятся за стол.

2. Упражнение «Ветер». [Развитие межполушарного взаимодействия, развитие тонкой моторики].

А поможет отправиться в «Фиолетовую сказку» нам ветер. Ветер дует и кружит листочки

Крутит, крутит, листья ветер,

Это знают все на свете.

Логопед. Посмотрите, наши ладошки – это листочки. Одну руку положите на колено ладонью вверх, а другую – ладонью вниз. А теперь ладошки поменяются, и ещё раз. Вот так, теперь вместе со мной.

Крутит, крутит, листья ветер,

Это знают все на свете.

На первый и последующий ударные слоги стихотворения обе ладони поворачиваются, принимая противоположное положение.

Логопед. Замечательно! А теперь садитесь поудобнее и слушайте «Фиолетовую сказку».

3. Рассказывание логопедом «Фиолетовой сказки». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания.]

Логопед рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе. Таким образом на коврографе появляется картинка. В центре картинки находится изображение девочки в фиолетовом костюмчике. Над ней фиолетовая туча и дерево с фиолетовыми сливами у ее ног кустик фиолетовых анютиных глазок и фиолетовый мотылек на них.

Фиолетовая сказка

        Лето подходило к концу, и небо часто затягивали тучи. Вот и сегодня большая фиолетовая туча повисла прямо над Аришкиным домом и закрыла солнце Аришке даже почудилось, что она попала в фиолетовую сказку. Все вокруг было фиолетовым, даже ее костюмчик. На клумбе цвели фиолетовые анютины глазки. На дереве висели спелые фиолетовые сливы.        

        — Здравствуй, девочка! — услышала она.

        Аришке показалось, что это сказал фиолетовый цветок, но когда она пригляделась, то увидела, что это мотылек с фиолетовыми крылышками.

        — Здравствуй, мотылек! Ты не знаешь, почему сегодня все такое фиолетовое? — спросила она.

        — Потому что лето заканчивается. Когда лето заканчивается, оно становится фиолетовым, — ответил мотылек.

        — Значит, лето — фиолетовое время года? — удивилась девочка и побежала на веранду пить чай с фиолетовым черничным вареньем, потому что из фиолетовой тучи закапали крупные фиолетовые капли.

Логопед отодвигает коврограф и закрывает его фиолетовой тканью.

4. Подвижная игра «Дождик». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.]

Логопед предлагает детям встать и сделать упражнение. Он делает упражнение вместе с детьми, интонируя речь (восклицательная интонация).

Логопед. Мы с вами оказались в «Фиолетовой сказке» и попали под фиолетовый дождик. Давайте поиграем с фиолетовым дождиком. Вставайте, выходите на ковер, на нашу полянку.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе. Потянуться. Сомкнуть руки над головой.

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения

5. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного фиолетовый с существительными).]

Логопед вновь предлагает детям сесть на стулья рядом с коврографом, не снимает с него ткань, организует беседу.

Логопед. Ой, посмотрите, а наша сказка спряталась. А в какой сказке мы сегодня оказались?

Дети. Мы оказались в «Фиолетовой сказке».

Логопед. Вспомните, что в ней было фиолетовым?

Дети. Фиолетовая туча, фиолетовые анютины глазки, фиолетовые сливы, фиолетовый костюмчик, мотылек с фиолетовыми крылышками.

Логопед. Давайте, проверим, всё ли мы назвали.

Логопед снимает ткань с коврографа, дети смотрят, все ли они назвали.

Дети. Да, мы назвали всё.

Логопед. Вспомните, что сказал Аришке мотылек с фиолетовыми крылышками?

Дети. Когда лето заканчивается, оно становится фиолетовым.

Логопед. Каким временем года назвала лето девочка?

Дети. Аришка сказала, что лето фиолетовое время года.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. Вижу, что вам нравится в «Фиолетовой сказке». И мотыльку вы понравились. Он хочет поиграть с вами. Но ему нужно подготовиться, и он просит вас ему помочь. Нужно встать, и закрыть руками глаза.

Дети встают и закрывают глаза. Логопед снимает с коврографа все плоскостные изображения, кроме кустика анютиных глазок и мотылька.

Логопед. Игра готова, открывайте глаза, садитесь. Что мотылёк оставил?

Дети. Мотылёк оставил фиолетовый цветок – анютины глазки.

Логопед. Я буду помогать мотыльку двигаться двигаться, а вы будете рассказывать, что он делает.

6. Игра «Веселый мотылёк». [Совершенствование грамматического строя речи (закрепление навыка употребления простых предлогов)].

Логопед совершает действия с плоскостным изображением мотылька. Дети комментируют, составляя предложения с предлогами.

Логопед. Где сидит мотылек, Аня? Начни ответ со слова мотылёк.

1-й ребёнок. Мотылёк сидит на цветке.

Логопед. Откуда вспорхнул мотылек, Дима?

2-й ребенок. Мотылек вспорхнул с цветка.

Логопед. Куда спрятался мотылек, Богдан?

3-й ребёнок. Мотылек спрятался за цветок.

Логопед. Где кружится мотылек, Катя?

4-й ребёнок. Он кружится над цветком.

Логопед. Отлично. Вы все правильно рассказали. Ваши ответы очень понравились мотыльку. И он предлагает вам продолжить путешествие по «Фиолетовой сказке» на ковре. Сядьте ровно, выпрямите спинку, голову держите прямо.

Логопед накрывает коврограф тканью.  

7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной и тонкой моторики, координации движения рук и языка].

Логопед приглашает детей с есть на ковер.

Логопед. В нашей «Фиолетовой сказке» когда закапал дождь, Аришка побежала пить чай с фиолетовым черничным вареньем. Как вы думаете, каким стал язычок у нее.

Дети. Фиолетовым.

Логопед. Представьте, что вы тоже пили чай с вареньем. Покажите, какие у вас фиолетовые язычки. Расслабьте их, спокойно положите на нижнюю губу. Держите язычки в таком положении, пока я буду считать. Один, два, три, четыре, пять.

Дети выполняют упражнение.

Логопед. Очень хорошо. Уберите язык, закройте рот, проглотите слюну, отдохните.

Логопед дает детям немного времени для отдыха.

Логопед. Снова положите язык на нижнюю губу, расслабьте его. Сейчас вы будете то поднимать широкий язык на верхнюю губу, то опускать его на нижнюю губу под мой счет. Посмотрите, как это делаю я.

Логопед показывает, как следует выполнять это упражнение. Далее логопед считает, а дети выполняют упражнение.

Логопед. Раз, два. Раз, два. Раз, два.

Детям вновь дается время для отдыха.

Логопед. Наш язычок подружился с ладошками и они вместе с языком поднимаются вверх и опускаются вниз. Вот так, посмотрите.

Логопед показывает, как следует выполнять это упражнение. Далее логопед считает, а дети выполняют упражнение.

Логопед. Раз, два. Раз, два. Раз, два.

Детям вновь дается время для отдыха.

Логопед. А теперь язык наш будет двигаться вправо и влево к уголочкам рта. Посмотрите как делаю я.

Логопед показывает, как следует выполнять это упражнение. Далее логопед считает, а дети выполняют упражнение.

Логопед. Раз, два. Раз, два. Раз, два.

Детям вновь дается время для отдыха.

Логопед. С языком решил подружиться указательный палец и он тоже двигается влево-вправо, вот так.

Логопед показывает, как следует выполнять это упражнение. Далее логопед считает, а дети выполняют упражнение.

Логопед. Раз, два. Раз, два. Раз, два.

8. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям лечь на ковер.

Логопед. А теперь давайте немного отдохнем в «Фиолетовой сказке». Дождик уже кончился. Выглянуло солнышко. Ложитесь на спину. Ноги слегка раздвиньте. Расслабьтесь. Руки положите вдоль тела ладошками вверх. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на шелковистой зеленой траве. В траве цветет фиолетовый мышиный горошек. Невдалеке шумит синяя река. Над вами раскинулось голубое небо, а в небе разноцветная радуга. Вам тепло, легко и спокойно.

Логопед включает запись спокойной инструментальной музыки.

Логопед.             Прояснилось небо,

                            Засинела даль.

                            Дождик словно не был,

                            Речка — как хрусталь.

                            Над рекою быстрой,

                            Озарив луга,

                            На небе повисла

                            Радуга-дуга.

                                               П. Образцов

Откройте глаза. Потянитесь, лежа. Медленно садитесь. Потянитесь, сидя. Медленно вставайте. Потянитесь к солнышку. Расслабьтесь, уроните руки. Встаньте вокруг меня.

Дети выполняют упражнения. Логопед следит за тем, чтобы дети не спешили и постепенно выходили из состояния релаксации, а затем выключает магнитофон.

9. Упражнение «По камушкам». [Развитие ловкости, подвижности. Закрепление умения прыгать на двух ногах.]

Логопед раскладывает на ковре 4—5 обручей на расстоянии одного детского прыжка.

Логопед. Чтобы вернуться из сказки в детский сад, мы должны перебраться по камушкам через речку. Вы будете прыгать из обруча в обруч на двух ногах, как будто вы прыгаете с камушка на камушек. Только помните, что мы в сказке. У нас и речка, и камушки волшебные. На самом деле прыгать по мокрым камушкам нельзя. Можно поскользнуться и упасть.

Логопед показывает, как следует выполнять упражнение. Дети прыгают по очереди из обруча в обруч.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо прыгали. Вот мы и вернулись из сказки в детский сад.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед организует беседу, предлагает детям вспомнить, где они были, что видели, чем занимались. Оценивается деятельность каждого ребенка.

Логопед. А в какой мы были сказке?

Дети. В фиолетовой сказке.

Логопед. Посмотрите внимательно вокруг, что ещё есть в группе фиолетового цвета?

Дети. Фиолетовые воздушные шарики.

Логопед снимает воздушные шарики и дарит их детям.

Логопед. Спасибо, мне очень понравилось с вами работать. И вот эти красивые фиолетовые воздушные шарики я хочу подарить вам. А кому вы их покажете?

Дети. Маме, папе, ребятам.

Логопед. Замечательно, мне будет приятно, если вы не только покажете, но и расскажете «Фиолетовую сказку» своим друзьям и родителям маме и папе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...