Обучение детей пересказу
статья по логопедии (старшая группа)

В статье приводится методика обучения детей пересказу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_pereskazu.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей пересказу

Очень часто дети с общим недоразвитием речи (ОНР) плохо запоминают стихи из четырех и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший лучше проводить с опорой на предметные картинки или зарисовки-символы. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего ставятся соответствующие вопросы. Например: «Укусила киску муха, и болит у киски ухо» можно спросить: «Кого укусила муха? Кто укусил киску? Покажи, куда муха укусила киску?».

Двустишья для заучивания:

«Би-би- би,- гудит машина,-              Кукла-куколка, бай-бай .  

Не поеду без бензина.                        Спи спокойно, засыпай.

Это миска. В миске                           Это для Леночки

Молоко для киски.                             Мороженое  на тарелочке.

Это самолет.                                               Зайка под кустом сидит

В нем летит пилот.                             И ушами шевелит.

Это ложка. Ложкой                             В лес идут ребята

Буду есть окрошку.                             Собирать опята.

Зайка маме говорит:                            Сели дети на качели,

«Хвостик у меня болит».                      На качели сели - высоко взлетели.

Если дети научились отвечать на вопросы, выучили несколько двустиший можно начинать их обучать элементам пересказа. В результате такого обучения дети должны научиться передавать содержание маленьких рассказов несколькими предложениями.

Взрослый читает 2 раза (или рассказывает своими словами) маленький рассказ, иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком, игрушками. Затем задает вопросы. Тексты можно переделывать по усмотрению взрослого.

Рассказы

Петух, курица и цыплята

Петушок поет. ( Появляется петушок). Курицу с цыплятами зовет.

Петушок зернышки нашел (рисуют точки), сам не съел - цыплятам отдал.

Задания для  ребенка:

  1. Ответить на вопросы:

Кто нашел зернышки?

Кого позвал петушок?

Кому петушок отдал зернышки?

Кто же склевал зерна?

2. Подсказать слова ( взрослый еще раз читает, ребенок договаривает подчеркнутые слова ).

3.   Рассказать текст своими словами.

Еж и кот

Ежик к нам во двор зашел. Еж арбузную корку нашел. Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался. Кот на ежа – прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и домой убежал.

Задания для ребенка:

  1. Ответить на вопросы:  

Куда забрел еж?

Что он нашел?

Кто к нему подкрался?

Что наколол еж?

Чем он уколол лапку ?

Куда кот убежал?

  1. Подсказать подчеркнутые слова и попробовать рассказать.

Зайчик и дождь

Сидит зайчик на полянке,  греется на солнце. ( Рисуется зайчик, над ним солнце.) Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. ( Солнце закрашивается тучей.) А из тучи дождь полил. (Рисуется дождь.) Зайчик спрятался в кусты.( Зайчик под кустом.) Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

Задания для ребенка:

  1. Ответить на вопрсы:

Где сидел зайчик, когда грело солнышко?

Почему зайчик залез под кусты?

Куда спрятался зайчик от дождя?

Что он боялся промочить?

  1. Подсказать подчеркнутые слова.
  2. Рассказать текст своими словами.

Коля и Толя

В этом доме (рисуется дом) два мальчика живут. Одного Колей (рисуется школьник), другого Толей зовут (рисуется дошкольник). Коля уже большой, он учится в школе. А Толя – маленький, он ходит в детский сад.

Задания для ребёнка:

1.Ответить на вопросы:

Как зовут мальчика, который учится в школе?

Как зовут мальчика, который ходит в детский сад?

Кто же старше?

Где живут мальчики?

2.Отобрать из предметов (карандаш, две игрушки, книга, тетрадь) всё то, что нужно Коле, когда он пойдёт в школу.

3.Как надо говорить правильно?

Мальчик идёт (куда?)   …(в школу), но учится (где?)   …(в школе).

4.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.

5.Ребёнок пересказывает текст своими словами.

Не замёрзни, Лидочка!

Мама одевает Лиду (рисуется мама и девочка в зимнем пальто). Мама Лиде говорит: «Смотри , Лидочка, не замёрзни. Варежки не снимай (рисуются варежки). Шарф не развязывай».(Рисуется шарф)

Задания для ребёнка:

1.Ответить на вопросы:

Как зовут девочку?

А как ты думаешь, на улице тепло или холодно?

Кто её одевает?

Значит, кого мама одевает?

Что у Лиды на руках?

А что у Лиды на шее?

2.Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.

3.Отобрать из нарисованных картинок всё то, что ты наденешь на себя, если пойдёшь гулять зимой

4.Как надо говорить правильно:

Девочку зовут (как?)…(Лида). Шарф (у кого?)…(у Лиды). Мама завязывает шарф (кому?) …(Лиде) и пойдёт гулять с (кем?) …(с Лидой).

5.Ребёнок пересказывает текст.

За грибами

Пошли дети в лес за грибами. (Рисуются дети с корзинками). По дороге идут, песенки поют. Вот и в лес пришли. (Рисуются 2-3 ёлки). На поляне гриб нашли. (Рисуется большой гриб).

Задания для ребёнка:

1.Ответить на вопросы:

Куда и зачем пошли дети?

Что они делали, когда шли?

Что они нашли?

А где они нашли гриб?

2.Взрослый читает ещё раз, ребёнок договаривает подчёркнутые слова.

3.Ребёнок пересказывает текст своими словами.

Храбрый ёж

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (рисуется ёжик).

А навстречу ему волк (рисуется волк).

На ежа зубами – щёлк.

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал.

Задания для ребёнка:

1.Ответить на вопросы:

Куда спешил ёжик?

Кого он повстречал в лесу?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

2.Как надо говорить правильно:

В лесу живёт один злой (кто?)…(волк), но в лесу живёт много (кого?)…(волков). По ночам в лесу воют (кто?)…(волки).

3. Взрослый ещё раз читает, ребёнок договаривает подчёркнутые слова и словосочетания.

4.Ребёнок пересказывает текст своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделирования

Рекомендации по использованию метода моделирования при обучении перессказу...

Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.

    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение....

Методика обучения детей пересказу

Методика обучения пересказу...

Обучение детей пересказу народных сказок и рассказов.

Структура занятий и методические приемы по обучению детей дошкольного возраста перессказу в разных возрастных группах.  Типы вопросов, помогающих перессказу монологического текста....

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу­дущего р...