. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»
материал по развитию речи по теме

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"

Тема:

«Обучение детей пересказу художественного текста»

 

План

 

Введение.

1. Значение пересказа в развитии ребенка.

2. Требования к художественному произведению, выбранному

     для пересказа.

 3. Построение занятия

4. Приемы обучения пересказу

5. Требования, предъявляемые к пересказу ребенка, в

     зависимости от возраста ребенка.

6. Заключение

Литература

 

 

Введение.

 

   Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[6.27]

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.  Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).  К сожалению, родители, в наше время, из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет.[9,71]

   Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.[20,188]

   Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

       Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.[2,119]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"

Тема:

«Обучение детей пересказу художественного текста»

План

Введение.

1. Значение пересказа в развитии ребенка.

2. Требования к художественному произведению, выбранному

     для пересказа.

 3. Построение занятия

4. Приемы обучения пересказу

5. Требования, предъявляемые к пересказу ребенка, в

     зависимости от возраста ребенка.

6. Заключение

Литература

Введение.

   Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[6.27]

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.  Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).  К сожалению, родители, в наше время, из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет.[9,71]

   Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.[20,188]

   Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

       Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.[2,119]

Теоретическая часть

  1. Значение пересказа в развитии ребенка.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в кото рой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обуче ния пересказыванию детей дошкольного возраста раскры ты Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы под черкивают значение пересказа для умственного, нравствен ного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способ ствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат об разные описания, которые вызывают интерес детей, фор мируют умение описывать предметы и явления, совершен ствуют все стороны речи.

В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности.      Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются  знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.[12,235]

  Поскольку такая деятельность чрезвычайно важна для полноценной и планомерной подготовки детей к школе, ее особенности были предметом неоднократного обсуждения в психолого-педагогической литературе (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. М. Бородин, Н. Н. Светловская, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.). [21,39]

  Обоснование важности этой деятельности привело к тому, что в программу детского сада введены занятия по обучению детей пересказу произведений художественной литературы.

  “Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такие

 задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,

 правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с

 достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.   Благодаря связной  люди в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.[13,77]

   Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ  именно, литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.

 Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то, есть развивать их речевые умения. Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный

анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению

(идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).[3, 91]

   Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе

 работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает

 рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи,

 воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые

 развития усиливаются.[4, 14]

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

   В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

  Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

В соответствии с программными требованиями  ребенок должен уметь  вспоминать и воспроизводить, не искажая смысла, хорошо знакомые сказки, рассказы.[6,103]

2. Требования к художественному произведению, выбранному  для пересказа. 

   Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

   Чтобы обучение пересказыванию  было плодотворным, нужно правильно

отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

- полноценное и доступное содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой, но богатый язык;

- небольшой размер. [5,37]

   Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.

   Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной

последовательностью действий.   Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение  несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. [14,115]

    Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:

 - Текст народной сказки должен быть неторопливым;

  - В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими

разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на

прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры;

-В волшебной сказке  романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

   Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной и т. д.[11,64]

   Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.[8,73 ]

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее: если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя. В начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений, более короткие, дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.[7,54]

  3. Построение занятия

  Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное дву-и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

 Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.  Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. [15,76]

 Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

 4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

 Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

 На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

 Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка. [10,217]

4. Приемы обучения пересказу

        Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по  мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.

 Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

 В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи. Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п., а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

  Не следует в подготовительной беседе досконально разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна.

   Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста.  Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание, ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

 Между пересказами, если их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части   иногда подчеркивая это обстоятельство. [16,59]

 Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.

 Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Советскую Армию?

 Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...» [12,209]

 Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.

 Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять все девочки и все мальчики группы. Поскольку предварительно проводилась достаточная работа по поиску и закреплению детьми выразительных средств передачи этих реплик, то в негромких хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.

 Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

 В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах. [17,48]

Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой.

        Произведения для пересказа можно брать в книге “Программное воспитание и обучение в детском       саду” по возрастным группам. Для старшей группы можно взять из книгу А.М. Диментьевой “Обучение пересказыванию в старших группах детского сада”.

   Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению

 рассказыванию. Обучая    ребёнка  самостоятельному связному и

 последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-

 произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка-

 лексическую, грамматическую, фонетическую.

  На мой взгляд “Программа воспитания в детском саду” Васильевой наиболее подходящая для наших условий. Ей легко пользоваться и детям несложно освоить объем знаний и умений, который им предлагают в данной программе, там учтены все задачи для детей, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребёнка.

         Дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых,

 в их советах и указаниях.

         Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно

 трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание

 ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать

 рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически

 последовательно.

         Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети

 внимательно  слушают объяснения и указания воспитателя, активно

 выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

   В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка

 был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были

 взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является

 правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических

 навыков, так как характерные недостатки детских рассказов – однообразно

 используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же

 слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д. [1,273]

5. Требования, предъявляемые к пересказу ребенка, в

     зависимости от возраста ребенка.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи:

научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.

Воспитатель должен подвести  ребенка к воспроизведению текста.

Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»).

Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.

Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого). [19,71-78]

Заключение

Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.[11,23] Мы знаем, что обучение пересказу  дошкольников,  играет большую роль, не только в обучении, но и воспитании и в развитии ребенка. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинает замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.  «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал его» - писал В.Г. Белинский.

   Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Путешествие в мир сказки развивает воображение фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.[29,188-189]

  Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитания.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с
  3. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1981. –255с
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»: 1988 г. №2 (стр.24);

  1. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.

  1. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

  1. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

  1. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

  1. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

  1. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык  1999.

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

  1. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

  1. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
  2. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

Практическая часть

План занятий для старшей группы

Тема:  Сказку «Теремок» Пересказ

Программное содержание

• Вырабатывать учебные навыки у ребенка: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям.

•Расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, больше, меньше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи;

• Грамота. Учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе.

• Развитие слухового внимания — повышение внимания к речи взрослого.

•Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

•Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурные изображения животных; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память.

•Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

Подобрать, загадки о животных. Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Беседа с детьми о том, как живут дикие животные. Дать задание посмотреть дома, мультфильмы о диких животных,

Материал:Карточки с изображением уменьшающихся по величине героев из сказки "Теремок"; полоски бумаги одного цвета, но разной величины.Контурные изображения героев сказки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку. Попросите показать домик, дорожку, солнышко. Предложить детям послушать сказку «Теремок».

Воспитатель выразительно читает сказку.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит.

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю Лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка здесь живет норушка!

А ты кто?

А я – лягушка-квакушка.

Пусти меня к себе жить.

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Зайчик бежит,

У дверей остановился и стучит.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я Мышка-норушка.

Я Лягушка-квакушка.

А ты кто?

Я – Зайчик - побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю лисичка-сестричка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я Мышка-норушка.

Я Лягушка-квакушка.

Я Зайчик - побегайчик.

А ты кто?

 А я лисичка-сестричка.

 Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Волчок бежит,

У дверей остановился и стучит.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я Мышка-норушка.

Я Лягушка-квакушка.

Я Зайчик - побегайчик.

 Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

А я волчок - серый бочок. Иди к нам жить!

Рассказчик:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю Мишка бежит,

У дверей остановился и стучит.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я Мышка-норушка.

Я Лягушка-квакушка.

Я Зайчик - побегайчик.

Я Лисичка- сестричка

Я Волчок - серый бочок.

А ты кто?

 А я медведь косолапый.

 Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

 Да ты нас раздавишь.

 Нет, не раздавлю.

 Ну так полезай!

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

2.Развитие грамматической стороны речи. Предложите детям посмотреть на картинки «Один и много», попросить ребёнка  показать, где лягушка, а где лягушки, где заяц, а где зайцы, либо последовательно перечислить всех, кто нарисован на картинках. (Вызывает троих детей и оценивает выполнение задания).

3. Развитие зрительного внимания.

Предложите детям  рассмотреть контурные изображения животных Попросить нескольких детей рассказать, кто нарисована них.

Предложите ребятам поиграть в «Прятки». Объяснить, что прятаться будут герои сказки. Незаметно для детей убрать одно из изображений (цветное или контурное). Спросить: «Кто спрятался?» (Индивидуально и хором дети отвечают на вопросы воспитателя)

Повторите игру 3-4 раза.

4. Развитие сенсорных представлений.Предложить детям посмотреть на персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто самый маленький. Предложите расставить героев по росту (от самого маленького к самому большому). Дети раскладывают фигурки  на столе. (Проверить выполнение задания у каждого ребенка)

5. Развитие мышления.Попросите детей, глядя на изображения, отгадать, про кого эти загадки.

(Воспитатель заранее раскладывает карточки с изображение героев из сказки "Теремок").

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат герои знакомой сказки. Я буду загадывать загадку о животном, а вы внимательно должны её выслушать, и, если нашли отгадку, поднять руку. После того, как вы произнесёте вслух отгадку, вы должны будете объяснить, почему вы так решили.

∙ Маленькая, серенькая

Под столом таится -

Кошки боится. (Мышка).    

Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

∙ Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).     

 Рыжая плутовка

С пушистым хвостом.

Живёт в лесу

Под кустом. (Лиса).

 Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный? (Волк).     

 Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

Воспитатель, хвалит детей за сообразительность и знания о зверях, умение объяснить, как они узнали зверей.

6. Пересказ сказки Теремок детьми.

Воспитатель: Кто хочет всю сказку рассказать?  Молодцы, давайте послушаем сначала Виолетту. ( В ходе рассказа, помогает, по мере надобности, тихо подсказывает ребенку).

Рассказывает Виолетта.

Cтоит в поле теремок -  теремок, он не низок не высок.

 Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

 Теремок –теремок! Кто в теремке живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к теремку лягушка–квакушка, постучала стук-стук - стук и спрашивает:

— Теремок – теремок! Кто в теремке живёт

 — Я, мышка–норушка! А ты кто?

 — А я лягушка–квакушка. — Иди ко мне жить!

Cтоит в поле теремок -  теремок, он не низок не высок. Прискакал зайчик.

— Теремок–теремок! Кто в теремке живёт?

 — Я, мышка–норушка!

 — Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

 — А я зайчик–побегайчик

 — Иди к нам жить!

Заяц прыгнул в теремок! Стали они втроём жить.

 Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко к зверям и спрашивает:

— Теремок–теремок! Кто в теремке живёт?

 — Я, мышка–норушка.

 — Я, лягушка–квакушка.

 — Я, зайчик–побегайчик.

 — А ты кто?

 — А я лисичка–сестричка.

 — Иди к нам жить!

 Лисичка залезла в теремок. Стали они вчетвером жить.

Cтоит в поле теремок он не низок не высок.

Бежал  волчок - серенький бочок, постучал стук- стук  и спрашивает:

– Кто, кто  в теремочке живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик - побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка.

– А ты кто?

– А я волчок - серый бочок.

– Иди к нам жить!

Волк залез в теремок. Стали они впятером жить.

Шел медведь косолапый. Увидел медведь теремок и давай стучать стук- стук- стук- стук. Кто в теремочке живет?

— Я, мышка–норушка.

 — Я, лягушка–квакушка.

 — Я, зайчик–побегайчик.

 — Я лисичка–сестричка.

 – А я волчок - серый бочок.

– А ты кто?

– А я медведь.

 — Иди к нам жить

Залез медведь на крышу.

 — Только залез — ба-бах! — раздавил теремок.

 Убежали из него  мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок. Хорошо, что медведь их не раздавил.

 Стали они — новый теремок строить.

 Лучше  выстроили!

Молодец Виолетта! Замечательно рассказывала, очень выразительно, четко.

Ну а теперь Физкультминутка.

            По тропинке, по дорожке

             Скачут рыженькие ножки.

                  Раз, два, три, четыре, пять-

                Будем прыгать и скакать.

          Остановка - стоп-стоп,

         А руками –хлоп-хлоп.

                      Подтянулись, подтянулись-

                                                             Сели тихо, улыбнулись.

Воспитатель: Хорошо, мои дорогие, отдохнули. Давайте теперь послушаем Егора. В ходе рассказа, помогает мальчику, подсказывает слова, более точные фразы,если ребенок затрудняется.

Рассказывает Егор

Cтоит в поле теремок он не низок не высок.

 Вот по полю мышка бежит встала у дверей и пищит.

 Терем–теремок! Кто в теремочке живёт?

Никто мышке не ответил. Пришла мышка в теремок  стала в нём жить одна.

Cтоит в поле теремок он не низок не высок.

Припрыгала к теремку лягушка–квакушка, спрашивает ква - ква:

— Терем – теремок! Кто в теремочке живёт?

 — Я, мышка–норушка! А ты кто?

 — А я лягушка–квакушка.

 — Иди ко мне жить!

Лягушка прыг в теремок и стали они жить.

Cтоит в поле теремок, он не низок не высок.

Прискакал зайчик –побегайчик.

— Терем–теремок! Кто в теремочке живёт?

 — Я, мышка–норушка!

 — Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

 — А я зайчик–побегайчик

 — Иди к нам жить!

Зайчик прыг в теремок! Стали они вместе жить.

Cтоит в поле теремок, он не низок не высок.

 Прибежала  лисичка.

—  Кто в теремочке живёт?

 — Я, мышка–норушка.

 — Я, лягушка–квакушка.

 — Я, зайчик–побегайчик.

 — А ты кто?

 — А я лисичка–сестричка.

 — Иди к нам жить!

 Лисичка пришла в теремок. Стали они  жить.

Cтоит в поле теремок он не низок не высок.

Прибежал  волк, постучал спрашивает:

– Кто, кто  в теремочке живёт?

– Я, мышка-норушка.

– Я, лягушка-квакушка.

– Я, зайчик - побегайчик.

– Я, лисичка-сестричка.

– А ты кто?

– А я волчок - серый бочок.

– Иди к нам жить!

Волк пришел в теремок. Стали они вместе жить. Пришел  медведь, спрашивает  Кто в теремочке живет?

— Я, мышка–норушка.

 — Я, лягушка–квакушка.

 — Я, зайчик–побегайчик.

 — Я лисичка–сестричка.

 – А я волчок - серый бочок.

– А ты кто?

– А я медведь- косолапый.

 — Иди к нам жить

Не смог медведь прийти в теремок, очень он большой, полез на крышу и раздавил теремок.

Успели вылезти звери из теремка. Все живые. Построили новый теремок и стали там все жить вместе с медведем.

Молодец Егор! Очень хорошо, рассказал все по порядку, ничего не забыл.

7. Подведение итогов занятия: похвалить детей. Молодцы, героям сказки понравилось, как  вы про них рассказывали. Они обещали прийти к вам в гости еще.

План занятий для подготовительной  группы

Тема: «Как друзья познаются» С. Михалков. Пересказ

Программное содержание

• Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, драматизировать его.

• Учить понимать смысл пословиц запоминать их и применять в своей речи к месту.

• Грамота. Продолжать работу над предложением и словарным его составом, уметь находить место слова в предложении, записывать схематически предложения, анализировать их.

• Развивать память, логическое мышление, интонационную выразительность речи.

• Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

• Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Подобрать текст для пересказа, пословицы, упражнения по грамоте, бумагу и карандаши для рисования, шапочки для драматизации.

Ход занятий

Воспитатель:Ребята, я назову несколько пословиц, а вы подумайте и постарайтесь объяснить, о чем они, и как вы их понимаете.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Умный товарищ – половина дороги.

Друг познается в беде.

Дети пытаются дать объяснения смыслу пословиц, а воспитатель им помогает.

- У кого из вас есть друг, подруга, почему вы их считаете своими друзьями? Заслушивает два, три ответа.

Воспитатель: «Друг познается в беде» - смысл этой пословицы вы поймете из произведения  С. Михалкова «Как друзья познаются» (Читает выразительно)

А как вы думаете, это рассказ или сказка? – Сказка, автор ее С. Михалков.

- Вот видите, он писал не только стихи, которые вы все хорошо знаете, но и сказки. Назовите одну из его сказок? – «КАК друзья познаются»

- Мы ее будем пересказывать, я вам напомню текст, а вы запоминайте.

Воспитатель читает сказку второй раз. Для пересказа задает вопросы.

Кто и куда сговорились пойти вместе?

- Что и как сказал кабан Бобру?

- Что сказала Лиса?

- Что случилось на реке?

- Как Лиса кричала?

- Что ответил ей Кабан?

- Как ответил им Бобер?

- Чему так обрадовались Лиса и Кабан?

Воспитатель:   Почему Бобер не пойдет некогда с Лисом и Кабаном в поход? –Друг познается в беде, а они не помогли Бобру в беде, значит они не друзья.

- И еще одна пословица сюда подходит, какая? – «Умный друг – половина дороги». Оба они: и Лиса, и Кабан были глупыми, хитрыми и только за себя беспокоились. А друзья живут по пословице «Один за всех и все за одного». Эту пословицу дети повторяют хором и индивидуально.

- А теперь давайте расскажем эту сказку по ролям. Я -  за автора, Рома – Кабан, Кирилл – Бобер, Полина – Лиса.

Для инсценировки сказки воспитатель одевает детям шапочки зверей.  В инсценировке подчеркивает выразительность исполнения ролей. Воспитатель вызывает трех детей для пересказа эстафетно.

Воспитатель:Какие вы молодцы! Полина замечательная была Лиса! А как выразительно рассказал сказку Рома! Какой замечательный получился Бобер у Кирилла! Можете ее дома рассказать.

А сейчас физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо! И еще

 Через левое плечо!

Ребята, а кто хочет всю сказку рассказать?

Рассказ Ярослава. Воспитатель подсказывает сложные,  незнакомые слова, в ходе рассказа, подбадривает ребенка.

Договорились пойти в поход Кабан, Лиса и Бобер. Шли, они шли и дошли до реки. На реке был мостик, но очень узкий, нельзя по нему втроем пройти.

Тогда Кабан говори: «Кто же первый пойдет? Иди ты Бобер, ты старше, тебе почет. Почему я? Пусть Лиса идет.  Нет, Бобер, иди ты первый.

Бобер пошел, а мостик проломился, и Бобер упал в воду.

 Лиса закричала: «Ой беда, беда! Что нам делать, Кабан? Прыгай в воду, спасай Бобра. Скорей прыгай!» А Кабан ей отвечает:  «Почему я, Лиса? Сама прыгай, а я боюсь холодной воды».

А Бобер им из реки говорит: «Что вы там всполошились? Я уж как-нибудь сам! Я ведь плаваю». Лиса и Кабан закричали:  «Вот чудесно! Пойдем дальше, Бобер»  Ну нет, с вами я никуда не пойду, сказал им Бобер

Молодец Ярослав, очень выразительно рассказал сказку.

Рассказ Арины.  В ходе пересказ, если ребенок затрудняется воспитатель тихонько, подсказывает более точные слова, фразы.

 Сговорились Лиса, Бобер и Кабан пойти в дальние края. Собрались они, и пошли, подошли к речке.  А на речке узкий мостик. Втроем нам не пройти, надо по одному.

Кабан говорит:  Ступай ты Бобер, ты старше. Лиса тоже говорит: «Правильно пусть Бобер идет».

Бобер пошел, а мостик обломился, и Бобер в воду упал. Лиса закричала: «Беда, утонет Бобер, прыгай Кабан в воду, Бобра спасай!

Кабан кричит:  «Сама прыгай Лиса, а я боюсь простудиться».

Бобер им отвечает: «Я сам плавать умею». Вылез Бобер на берег. И говорит Лисе и Кабану: « Я с вами ни куда не пойду, с вами пропадешь».

Умница Арина, выразительно и точно передала текст автора.

Воспитатель приглашает детей выбрать себе другавигре «Найди себе пару». Игру повторяют два- три раза.

- Хорошо! Продолжим. Снова вспомним сказку и постараемся составить о героях короткий рассказ из четырех предложений. В каждом предложении только 2 или 3 слова.  

Воспитательвызывает ребенка записать предложение в виде схем на доске, т.е. одна черта - одно слово.

Звери пошли бродить.

Поход был дальний.

Мостик обломился.

Бобер плавает.

Дети анализируют каждое предложение: сколько слов в нем, какое место слово занимает в предложении.

Воспитатель и дети играют в «Живые слова».

А теперь нарисуем сказку С. Михалкова « Как друзья познаются», а вечером будем рассказывать сказку по своим рисункам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа: методика развития речи

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания ...

НОД для детей с ТНР, ОНР 3 уровня речевого развития по лексической теме «Грибы». Пересказ стихотворного текста.

Конспект НОД  воспитателя логопедической группы по теме "Грибы" разработан с уётом  особенностей дошкольников с ТНР, ОНР....

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу­дущего р...

Конспект занятия по развитию связной речи (обучение пересказу по сказке Сутеева В.Г. "Под грибом"

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме....

Пересказ художественных текстов

Пересказ художественных текстов с дошкольниками...

Консультация для воспитателей: "Приёмы в обучении детей пересказу художественного текста".

   Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запомина...