Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста
методическая разработка по развитию речи на тему

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический материал59.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста

    Художественные произведения помогают детям осознать такие моральные ценности, как добро, дружба, благодарность, честность, щедрость, мудрость, милосердие любовь ко всему живому и т.д. Поскольку художественный мир- это место хранения и передачи человеческого опыта, знакомить необходимо с ним детей как можно раньше. Рассказы и сказки, имеющие эмоциональную окраску, помогают развивать мышление, чувства, речь. Но особенно важна нравственная тональность, характерная почти для всех художественных произведений. Они помогают каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Литература- это особая форма познания и отражения жизни в художественных образах, важнейшая часть культуры и средство нравственно- эстетического, эмоционального и художественного развития детей.

Художественные произведения, предлагаемые образовательные программы для детских учреждений, направлены прежде всего на нравственно-эстетические, общечеловеческие ценностные ориентации, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, милосердию и жестокости, выраженным в произведениях художественного творчества языком литературы.

    Однако, следует помнить при работе с художественными произведениями, что у детей восприятие их своеобразно и имеет свои особенности. Литературное произведение представляет собой сложное образование, состоящее из самого текста и необходимого внетекстового контекста, который строится самим ребёнком в соответствии сего индивидуальными и возрастными возможностями. С одной стороны, конкретный текст ребёнком воспринимается в своей целостности и уникальности. Рассказ, который он услышал, единственный и неповторимый.  С другой стороны, ребёнок знает и другие рассказы, и сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Это может влиять на характер и способы восприятия конкретного литературного произведения, да и всего окружающего мира. Кроме того, источники своеобразия в восприятии художественной литературы следует искать и в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, и в стихийно складывающихся эстетических предпочтениях, и в излюбленных формах словесного творчества. Восприятие художественной литературы детьми четырёх-пяти лет носит творческий характер; выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению. Воспитатель должен учитывать эти особенности, строить и направлять свою работу на развитие эстетического мировидения, воображения, правильного воспроизведения текста. Дети могут по-своему воспринять художественное произведение и по- своему его изложить. Воспитателю следует умело дать понять, что надо рассказать о том, как автор видит это событие, а потом ты расскажешь, как ты сочинил. Дети очень любят при пересказе сочинять свой конец (1,79). Любая работа с художественными произведениями - это творческое общение, т.е. общение с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования личности ребёнка (5,21). Общение с хорошим произведением даёт эстетическое и нравственное наслаждение, поскольку хорошие детские писатели при создании художественных образ учитывают психологическую особенность своего юного слушателя. Они ненавязчиво помогают ребёнку продвинуться в понимании того, «что такое хорошо и что такое плохо» в современном ему быте и жизни в целом, чтобы плохое ненавидеть  и реально бороться с ним, хорошее же преумножать - и в себе, и в окружающем мире.          Расширяя кругозор, художественные произведения, способствуют умственному развитию, а пересказы их и запоминание тренируют память. Роль художественных произведений, используемой в программе воспитания в детском саду, немаловажна, так как именно здесь происходит первая встреча ребёнка с классикой русской литературы.  Дети на её основе не только развивают свою речь, которая становится правильной и образной, но и совершенствуют свои умственные и нравственные способности. В процессе систематической и целенаправленной деятельности в работе с художественными произведениями, у детей рождаются собственные индивидуальные познавательные интересы. Но, конечно, самым важным в детском саду является развитие умений и навыков  работы с произведениями, учить рассказывать, пересказывать, запоминать и т.д.

        Пересказ как средство формирования связной речи предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

    Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей, это воспроизвеение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.

Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;

2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.

В нашей работе мы попытаемся раскрыть роль и значение пересказа художественного текста в формировании правильной грамотной связной речи детей, поскольку при пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей “чувства языка” - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по пересказу тесно связана с обучением детей другим видам монологических высказываний. Начинается эта работа после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз-высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий; демонстрации действий детьми, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Подготовительные занятия направлены на овладение детьми рядом языковых средств построения связных сообщений, формирование направленного восприятия речи педагога, навыков контроля за собственными высказываниями.

(Приложение 3). Эти навыки используются затем детьми в процессе обучения пересказу. Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. Формирование фундамента развития ребёнка происходит с 1 года до 8-9 лет. Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Формирование связной речи, изменение её функций является следствием  всей деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредствам языка.

    Важной задачей является обучение детей пересказу, при этом решаются два вопроса: что пересказывать и как будет пересказывать ребёнок. Следует помнить, что материал, не затрагивающий чувства детей, не будет хорошо пересказан. Только возникший интерес заставит ребёнка проникнуть в смысл текста, пробудит его внимание к выразительным средствам языка.

Понимать текст литературного произведения -  это, прежде всего умение установить причинно-следственные отношения, уяснить причины описываемых событий. Ребёнку необходимо увидеть, представить главных героев, понять их действия, разгадать мотивы поступков, причины переживаний.

Очень часто не только дети, но и педагоги путают понятия тема и главная мысль. На вопрос: « О чём же эта сказка?» дети начинают перечислять её главных героев или пытаются её пересказать. Сказку «Колобок» дети воспринимают только как последовательную цепь действий  Колобка. И на вопрос: «Почему Лиса съела колобка?» можно услышать: «Она была голодной» или «Она была последней».  И только после наводящих вопросов дети понимают, что это сказка о хитрости Лисы. При чтении текста надо понять, ради чего он написан. Автор хочет что-то нам объяснить, доказать, в чём-то убедить.  Необходимо раскрыть ребёнку главную мысль произведения, помочь осознать его смысл. Здесь очень важны вопросы педагога, которые помогут выявить основной замысел произведения. Постановка проблемного вопроса вызовет его обсуждение, побудит к высказыванию различных мнений. В зависимости от поставленной цели пересказ может быть полным и кратким. Использование плана, который вначале предлагается в виде серии сюжетных картинок, даёт возможность ребёнку вспомнить последовательность событий, основное содержание произведение, и, если надо, помогает выборочно пересказать его, установить кульминационный момент. В дальнейшем план предлагается в виде картинок-подсказок. Например, план к рассказу К.Ушинского «Утренние лучи» представляет собой серию картинок с изображением солнца, жаворонка, зайца, петуха, пчелы, мальчика. С повышением уровня речевого развития детей план постепенно теряет свою актуальность, и к концу года дети могут удерживают в памяти программу своего высказывания.

Часто воспитатели требуют от детей пересказать текст своими словами, но надо иметь в виду, что пересказ ребёнка, утративший авторские выражения и обороты, может оказаться примитивным. Внимание детей надо обратить на образные, яркие выражения, имеющиеся в тексте. Детям следует постараться их запомнить и использовать в своей речи. Не просто петух, а голенастый, не просто песенка, а ещё и звонкая, и серебристая.

Культура пересказа включает в себя умение говорить не торопясь, достаточно громко и внятно, умение модулировать интонации, добиваясь выразительности. В речи не должно быть пауз, вводных слов. Имеет значение даже поза, которую принимает ребёнок, его мимика и жестикуляция.

           Теперь, ответив на вопрос как, необходимо ответить на вопрос что. Что пересказывать? Мы располагаем богатейшей   детской русской и мировой классикой, прекрасными образцами устного народного творчества. Разнообразие тем и жанров помогает сформировать у ребенка интерес и любовь к чтению. Но необходимо помнить, что материал для пересказа должен быть в первую очередь доступен для понимания. Текст надо выбирать небольшой, с четко выраженной линейной последовательностью, с богатым синонимическим рядом, с образными выражениями. Литература формирует у детей нравственное отношение к действительности, раскрывает в конкретных образах понятия добра, честности, сострадания. Мы имеем в виду, прежде всего произведения Л. Толстого,

М. Пришвина, К. Ушинского, рассказы В. Сухомлинского, В. Осеевой, Н. Носова, стихи С. Маршака и др. Необходимо дать возможность детям реализовать свои творческие возможности. Дети сами должны придумывать сказки на заданную тему, учиться дополнять и изменять сюжеты знакомых сказок, рассказывать собственные, ставить нравственные проблемы и находить пути их разрешения. Тут требуется только с уважением относиться к фантазии детей, к их стремлению проявить себя в речевом творчестве.

    В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий (например, “Умей обождать” К.Д. Ушинского, сказка “Как коза избушку построила”). При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы. Кроме того, рекомендуется соблюдать принцип тематической взаимосвязи с другими видами работ. Например, пересказ рассказа “Скучная шуба” Л.Е. Улицкой предшествует составлению рассказа по картине “Зимние развлечения”, а пересказ серии рассказов Ю.Д. Дмитриева о животных сочетается с занятиями по описанию домашних животных (по муляжам и картинкам). Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа   усложняется с возрастом ребёнка, возрастает и качество текстов.

    Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм. Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.  Произведения для пересказа берутся в книге «Программное воспитание и обучение в детском   саду»по возрастным группам.

   Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению пересказу. Обучая ребёнка  пересказу, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово -  произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи:    учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь, помогать или находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств, развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной   группы определён уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем.

   Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать раньше.

В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания простых и составных рассказов.

 В старшей группе совершенствуется развитие связной речи. Задачи обучения пересказыванию в старшей группе таковы: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

 В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов,

 на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.     Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

   Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.

В «Программе воспитания в детском саду» Васильевой показан объем знаний и умений, который  должны усвоить дети в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребёнка.     Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.

   Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель должен  выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. В процессе  беседы, подготавливающей детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале. Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.

Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:

1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),

2) подсказывающий вопрос,

3) наводящий вопрос,

4) прямой вопрос,

5) цепь прямых вопросов (план),

6) вопросы поисковые,

7) вопросы-указания.

Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по пересказу тесно связана с обучением детей различным видам видам монологических высказываний. Начинается эта работа в старшей группе в конце первого квартала, после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз-высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий; демонстрации действий детьми, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. ( Приложение 2). Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществляется на двух-трех занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей). В структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений; чтение и разбор текста детьми; упражнения на усвоение и закрепление языкового материала; анализ детских рассказов. На чтение и разбор текста отводится целое занятие. Второе занятие начинается с повторного чтения произведения с установкой на пересказ и составление его детьми. На третьем занятии мы рекомендуем повторить пересказ с детьми, не справившимися с заданием; а также провести анализ детских рассказов.

Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения – уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.) (8,134).

  В целях организации восприятия, направления внимания на важные смысловые моменты, а также на некоторые языковые особенности при повторном чтении  необходимо использовать прием завершения детьми отдельных предложений нужным словом или словосочетанием.

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова- определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.

   Все занятия по обучению детей пересказу, на наш взгляд, эффективно проводить малогрупповым методом – по 5 – 6 человек, что позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей и наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа. Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствует их интересу к занятиям и активизации их речевых проявлений. На занятиях по обучению пересказу  используются как основные педагогические приемы, так и вспомогательные средства, служащие факторами, облегчающими и направляющими процесс становления связной речи.

Наиболее значимыми из таких факторов являются: наглядность, при которой происходит речевой акт, моделирование плана высказывания.

Уровень умений пересказывания художественных  произведений на определённом возрастном этапе  определяется « Программой развития в детском саду», там же даются рекомендации использования тех или иных произведений. а также основные направления работы. ( Приложение 1).

  Методические приёмы  и указания по  обучению пересказу художественных текстов.

Рассмотрим поподробнее методические приемы, используемые на занятиях по обучению детей пересказу.

На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы, выделения главных звеньев сюжета произведения (пересказывание по опорным вопросам, по иллюстрациям). В дальнейшем, к концу первого года обучения, можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме.

Вместе с тем предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста, когда поочередно каждый ребенок пересказывает по одному последовательному фрагменту рассказа, к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом.

На втором году обучения детей учат составлять пересказ без опоры на наглядный материал, уделяя особое внимание формированию навыков планирования составляемого пересказа.

Наряду с основными приемами мы рекомендуем применять ряд специальных вспомогательных и активизирующих приемов работы. К ним относятся:

1. Составление пересказа по фильмам без звука. Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации фильма, озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей, побуждая их к четкому, последовательному пересказу.

2. Рисование на сюжет пересказываемого произведения. Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказывания, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан в рассказе тот предмет и место действия, которые они хотят изобразить. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информатированными.

3. Эффективным средством обучения является использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. На фоне отдельных предметов (дом, сарай, лес) крупным планом даются изображения предметов, располагаемые линейно, в соответствии с последовательностью фрагментов, эпизодов рассказа. Демонстрационное панно используется многопланово: для иллюстрирования педагогом текста, для иллюстрирования ребенком пересказа своего или товарища. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Эффективно использовать картины-панно при обучении детей планированию составляемого пересказа. Например, при пересказе рассказа Н. Сладкова “Медведь и солнце” мы применяем иллюстративное панно, на котором последовательно появляются все персонажи повествования. Постепенно первоначальный рисунок леса заполняется действующими лицами, приобретая к финалу законченный вид, являющийся опорой для дальнейшего пересказа.

4. В целях обучения детей действиям планирования при пересказе на втором году обучения рекомендуется использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. Моделируя сюжетное содержание рассказа М.Горького “Воробьишко”, мы последовательно заполняем блоки-квадраты условными силуэтными черно-белыми изображениями персонажей и значимых объектов. После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. На втором занятии вся схема повторяется одним-двумя детьми самостоятельно. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. Возможен также пересказ текста повторно, без опоры на наглядную схему. Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа: планирование рассказа в целом или выборочно; распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета и пересказывание по готовой схеме; воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме. Работа по наглядной схеме в сочетании с традиционными приемами обучения словесному планированию пересказа способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

5. Начиная со второго года обучения занятия по пересказу сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества. Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, можно использовать прием “мыслительного вхождения в описанную ситуацию”, когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, например, от лица Медведя, Снега или Штанишек (пересказ рассказа Н.Сладкова “Медведь и солнце”), ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. Постепенно дети овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

6. Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

    Второй этап предлагаемой нами системы работы по формированию связной речи направлен на развитие навыков пересказа. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей “чувства языка” - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Следует помнить, что обучать ребёнка пересказу следует только тогда, когда у ребёнка есть фразеологическая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть  доступны по своему содержанию и форме.

До начала чтения рассказа логопед  объясняет смысл детям смысл трудных слов. они проговариваются хором и индивидуально. далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, логопед задаёт вопросы с целью выяснить,  поняли ли  его дети. Только после этого детей  просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

1.Логопед пересказывает, а  ребёнок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.

2. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то логопед задаёт наводящие вопросы.

3.Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.

4. Пересказ организуется  « по цепочке», когда один ребёнок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.

5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как он близок к игровому.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы.

Это может быть выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание(6,13).

 

     Работа логопеда и воспитателя по обучению пересказыванию имеет большое значение в   формировании  связной речи  детей. Учась пересказывать текст, ребёнок расширяет словарный запас, овладевает различными типами предложений, способами связей  слов внутри них, слоговой структурой слов. Кроме того, логопед может выяснить,  понятно ли ребёнку смысловое содержание текста.  Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Систематическая работа по обучению пересказу поможет ребёнку ещё до поступления в школу  в совершенстве овладеть различными сторонами речи.

    Велико влияние пересказа на формирование умения говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, поскольку дети подражают совершенным образцам воспитателя, обогащается  пассивный словарь. Одновременно формируется  звуковая культура  речи детей, развивается память. Занятия приучают детей к умственному труду, подготавливают их к школе (к школьному  пересказу, к выполнению устных домашних заданий, к изложению и сочинению); они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению. Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания. В результате пересказа о животных, растениях, игрушках, своих друзьях создается правильное отношение к различным нравственным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, жалость, смекалку, смелость; правильно оценивать собственное поведение.

   Успехи в обучении пересказыванию во многом зависят от планирования воспитателем и логопедом активного участия  всех детей в организованном речевом общении. Детей необходимо приучать слушать друг друга. Умение хорошо пересказывать вызывает интерес слушателей, тем самым способствует

развитию желания у детей слушать, а в дальнейшем самим читать и делиться прочитанным с другими.

 Следует также отметить, что работа по обучению пересказу должна вестись систематически, целенаправленно, постоянно. Она требует от логопеда и воспитателя  определённых умений и навыков работы с текстом, выбора  оптимальных форм и методов при работе с детьми разного возраста и имеющими различные  уровни  развития речи. Кроме того, необходимо  привлекать родителей  к данной работе, поскольку пересказывать детям необходимо  не только тексты, но и события, которые произошли с ними. Дети должны уметь делиться впечатлениями о просмотренном фильме, спектакле, посещении музея, парка и т.д. Пересказ текса, происшествия, события является подготовкой к самостоятельным рассуждениям.

Бесспорно, работа  по формированию связной речи у детей с ОНР сложна и многогранна, но  речевое развитие таких детей можно обеспечить  только при условии использования системы занятий и тесного взаимодействия в работе логопеда, воспитателя и родителей.

 Список использованных источников

1. (Алиева Т. Как ребёнок воспринимает художественную литературу.       Дошкольное воспитание. 1996, №5, стр79-84).

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов.- М.: АРКТИ, 2002. -144с.

3. Жукова Н. С., и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.Жукова и [др.] – Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.

4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-метод. пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Ин-т общегум. Исследований, В.Секачев, 2002. – 256с.

5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие и пути его коррекции (Дети с нарушениями интеллекта и моторной алалией): Учеб. Пособие для студентов / Е.Ф.Соботович, – М.: Классик Стиль, 2003. - 160 с.

6. Примерное планирование занятий по развитию речи.// Дошкольное воспитание, 1990, №1, С.13.

7.   Суворова Н. М. Беседы с книгой.// Начальная школа, 2005, №2, с.21-29.

8. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей            дошкольного возраста", М., 1977 г.

Приложение 1

Методическая разработка программных требований к обучению пересказыванию художественных произведений  на конкретном материале для  определённого  возраста  детей.

«Программа воспитания в детском саду» предлагает для детей произведения различной степени трудности, где учитываются возрастные  особенности детей, уровень развития  их речи, восприятия. Каждый возраст требует определённого произведения и различных методов и приёмов работы. Но во всех случаях,

пересказыванию, безусловно, должно предшествовать чтение детям данного текста. На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесенной самим воспитателем). Например:

Воспитатель. Петушок, петушок, золотой... Что? Что у него золотое?

Ребенок. ... гребешок.

Воспитатель. ...золотой гребешок, маслена...Что? Что у него маслена?

Ребенок. ... головушка.

Воспитатель. Маслена головушка, шелкова...Что? Что у него шелкова?

Ребенок. ... бородушка.

Воспитатель. ...шелкова бородушка. Что ты рано...Что делаешь?

Ребенок. ...встаешь.

Воспитатель. Что ты рано встаешь? Голосисто... Что делаешь?

Ребенок. ...поешь!

Воспитатель. Голосисто поешь, деткам спать не даешь!

Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребенок повторил этот ответ. От речевого развития ребенка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, например приведенную выше потешку, чтобы он смог договаривать концы фраз, произносимых воспитателем. Первую потешку ему надо услышать, может быть, пять или десять раз, прежде чем он начнет узнавать ее, запомнит в ней отдельные слова. Но вторую потешку или маленький стишок, предназначенный для его возраста, он усвоит гораздо быстрее первого, если, конечно, с ребенком целенаправленно занимаются.

Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами. После неоднократного чтения малышам, например, стихотворения В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитатель предлагает им пересказать его. Вот как он работает:

Воспитатель. Там котик усатый по садику бродит... Кто бродит по садику? Котик усатый по садику бродит?

Ребенок. Котик усатый по садику бродит.

Воспитатель. А козлик рогатый за котиком ходит... Кто ходит за котиком? Козлик рогатый за котиком ходит?

Ребенок. Козлик рогатый за котиком ходит.

Воспитатель. И лапочкой котик помадит свой ротик. Как котик помадит свой ротик? Лапочкой котик помадит свой ротик?

Ребенок. Лапочкой котик помадит свой ротик.

Воспитатель. А козлик седою трясет бородою. А что делает козлик? Козлик седою трясет бородою?

Ребенок. А козлик седою трясет бородою.

Если пересказывается большое по размеру художественное произведение (сказка, рассказ), дети могут пересказать на одном занятии только часть его, а другую часть следует перенести на другое занятие.

Пересказ по подсказывающим вопросам называют еще отраженным пересказом. Цель этого приема — добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста. Детям четвертого года жизни при пересказе воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.

Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить.

При пересказе прозы также желательно, чтобы ответы детей были, возможно, ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы воспитателя должны помогать детям как можно полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если дети забыли текст, воспитатель им подсказывает.

Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».

Воспитатель. Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель. Сколько комнат было в медвежьем домике и какие?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задаст подсказывающий вопрос.)

Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела?

Ребенок. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой.

Воспитатель. Чьи это были чашки? Как различались они по величине?

Ребенок. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

Воспитатель. Что хотели делать медведи, когда вернулись домой голодные?

Ребенок. Медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Воспитатель. И как же они повели себя, когда увидели, что кто-то трогал их еду?

Ребенок с хорошо развитой речью может полностью воспроизвести текст, отвечающий на этот вопрос: «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!» Настасья Петровна посмотрела...» Но в большинстве случаев дети четвертого года жизни не смогут ответить на данный вопрос полностью. Воспитатель должен помочь им наводящими вопросами:

— Сначала скажи, каким голосом заревел большой медведь, Михаила Иванович, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки. Что он проревел?

— Теперь скажи, как зарычала медведица Настасья Петровна. Что она прорычала?

— А теперь скажи, каким голосом запищал медвежонок Мишутка, увидев свою пустую чашечку. Что он пропищал?

Дальнейшее содержание сказки дети излагают так же, с помощью прямых и наводящих вопросов.

При пересказе произведений повествовательного и описательного типа дети четвертого года жизни получают от воспитателя помощь словесными приемами (вопросами). Но в «Программе воспитания в детском саду» для этого возраста рекомендуются уже и произведения, для осмысления которых нужно уметь рассуждать. Ознакомление с ними, а впоследствии пересказ их является подготовкой к самостоятельным рассуждениям. Обучение пересказу таких произведений должно опираться на реальные образы: словесные приемы должны сопровождаться дидактической игрой или показом реальных предметов. Так, например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно составить свой пересказ-рассуждение, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Воспитатель подводит детей к ответу на вопрос, используя наглядность:

— Давайте сами построим башню! Митя, положи первый кубик в основание башни. (Мальчик выполняет задание.) Так, хорошо, Митя, этот кубик, не упадет, потому что у него есть прочная опора — он опирается на стол. А если я свой кубик положу на самый край стола (кладет другой кубик на край стола) так, чтобы у него не было такой опоры? Что произойдет? (Подвигает кубик, и он падает на пол.) Почему упал мой кубик? Почему Митин кубик не падает?

Дети пробуют объяснять (т. е. рассуждать), воспитатель им помогает. Конечный результат рассуждения должен быть таким: «Башня рухнула, потому что все кубики потеряли опору». Воспитатель просит кого-либо из плохо говорящих детей повторить это рассуждение, чтобы все хорошо поняли и запомнили.

После этого рассказ читается еще раз, и теперь уже в ответ на свой вопрос воспитатель слышит рассуждение: «Мишина башня из кубиков развалилась, потому что Миша вынул нижний кубик, и тогда все кубики потеряли опору. Без опоры кубики не могут удержаться в башне и падают». При этом сначала отвечает ребенок с хорошо развитой речью и повторяет тот, кто хуже усваивает новый материал.

Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающих тему, т. е. составляет простой план пересказа.

Сначала план может состоять всего из 2—3 вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты), научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.

«Программа воспитания в детском саду» предлагает для детей пятого года жизни художественные произведения довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы дети восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили слова и правильно составляли предложения, но и выразительно передавали разговор действующих лиц.

Например, сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можно разделить для пересказа на такие части:

I. Жили-были себе брат и сестра — петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

Вопросы:

1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Не дождался, пока ягода созреет.)

2. А курочка предупреждала братца, что надо подождать; пока смородина поспеет?

3. Что заболело у петушка от зеленой смородины?

4. Как вылечила курочка петушка?

II. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь».

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» — «его знобило, потому что поднялась температура».

Вопросы:

1. Почему разгорелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего он не дождался?

2. А курочка его предупреждала, что нельзя пить холодную воду, разгоревшись?

3. Кто лечил петушка от простуды? Долго ли он проболел?

III. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Вопросы:

1. Какой был лед на речке? Чего не дождался петушок?

2. А курочка предупреждала братца, что нельзя по тонкому льду кататься на коньках?

3. Почему погиб петушок?

Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т. е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? зачем? для чего? как? каким образом? вопреки чему?

Пересказав содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить на такого рода вопросы, подчеркивающие назидательный характер произведения:

1. Как относилась курочка к брату?

2. Правильные ли советы давала курочка?

3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет, пока он остынет, чтоб холодную воду пить без вреда, пока лед на речке окрепнет, чтобы безопасно было кататься по нему?

4. Жалко вам петушка?

5. Нравится ли вам умница курочка?

Вопросы этого типа нельзя предлагать сериями: дети пятого года жизни могут отвечать только на каждый вопрос в отдельности, по порядку.

В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

 Ребёнок 6-7 лет  подготовительной группы может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.

Приложение 2

Методическая разработка к проведению занятий  по пересказу русской народной сказки «Пряничный домик».

(составлена на основе рекомендаций В. П. Глухова).

Задачи:

обучение детей связному пересказу достаточно большого по объему текста;

развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания;

развитие навыков планирования пересказа текста;

закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;

активизация и обогащение словарного запаса детей.

Занятие 1 (проводит воспитатель).

Ход:

1. Организационный момент. На занятие «приходит » игрушечный медведь и предлагает детям книжку- сказку: «С медведями частые истории приключаются, вот одна из них».

2. Двукратное чтение сказки. При повторном чтении (с предварительной установкой на участие детей в процессе чтения) применяется прием дополнения ими отдельных не законченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями.

3. Разбор содержания. Примерные вопросы:

Что взяли с собой и куда пошли Ваня и Маша?

Что сделали дети, когда увидали пряничную избушку?

Что закричал медведь?

Что предложил ореховый куст?

Как помогла Ване и Маше лисичка?

Что предложили две уточки?

Как просили прощения дети?

Чем закончилась сказка?

4. Языковой разбор текста. Обращается внимание на опорные в смысловом отношении слова, обозначающие место действия, что способствует их усвоению детьми и обеспечивает  составление связного последовательного  повествования ( испугались, побросали, побежали, прикрыл, притаились), а также на слова, редко употребляемые в детской речи (пряничная, медовые вдогонку).

5. Подведение итогов: « Понравилась ли вам сказка? Давайте попросим медведя оставить её у нас. А ещё попросим его приносить нам разные сказки о животных».

Занятие 2 (проводит логопед).

Ход:

1. Организационный момент. На занятие  «прилетает» большая игрушечная пчела.

«Трудолюбивая любопытная пчела картинки к сказке принесла. Любит не только жужжать, мед собирать, но и сказки запоминать. Давайте ей сказку «Пряничный домик » расскажем».

2. Повторное чтение сказки с установкой   на пересказ и на  самостоятельное составление наглядной схемы.

3. Самостоятельное моделирование детьми сюжетного действия сказки путём составления наглядной схемы – серии картинок (задание выполняют один – два человека на доске).

4. Физкультминутка. Игра – пантомима с элементами психогимнастики. «Покажите пчеле, как удивились дети, когда увидели избушку из пряников»,»Покажите как рассвирепел медведь и бежал, топая, за детьми »,»Как прикрыл детей ореховый куст своими ветками», «Как притаились ребята в лисьей норе».

5. Пересказ сказки по одному- двум фрагментам, а затем – всего текста с опорой на наглядность и без опоры на наглядность (картинки убирают, можно убрать их выборочно). Если у ребенка возникают трудности при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с помощью «Мышки - шептунишки».

6. Подведение итогов. Пчела благодарит каждого ребенка за старание и предлагает попробовать её мёд. (Угощение детей.)

 Таким образом, работа  по формированию связной речи у детей с ОНР сложна и многогранна. Речевое развитие таких детей можно обеспечить  только при условии использования системы занятий и тесного взаимодействия в работе логопеда, воспитателя и родителей. Родителям дома необходимо  повторить то, что они рассказывали в детском саду.

Приложение 3

Подготовка детей к занятиям по развитию связной речи

Активные наблюдения за жизненными явлениями (родители, воспитатель);

Экскурсии;

Практические действия с предметами (воспитатель, родители);

Рассматривание предметов, картин;

Игры (сюжетно- ролевые, дидактические);

 Чтение художественных произведений (воспитатель, родители);

Беседы;

Упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, по лексической теме;

Занятие воспитателя по ознакомлению с окружающим миром;

Занятие логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка

Рисование на тему (сюжет) рассказа;

Игры- драматизации на сюжет пересказываемого произведения;

Применение дидактических, сюжетно – ролевых игр, игровых ситуаций;

Обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи);

Домашние задания, пересказ родителям составленного на занятии рассказа, придумывание других рассказов на эту же тему;

Театрализованная «концертная» деятельность (выступления в других группах);

Отработка рассказа (пересказа) с детьми «слабой» подгруппы на коррекционном часе воспитателя или на индивидуальном занятии логопеда.

Работа по закреплению навыков рассказывания

Приложение 4

Занятие по развитию речи в средней  группе.

Программное содержание.

Связная речь. Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать     разговор действующих лиц.

Грамматика. Учить правильно называть детёнышей животных, пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении.

Наглядный материал. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» (Хрестоматия для малышей / Сост. Л.Н.Елисеева. - М.,1980).Игрушки: собака, зайчиха, крокодил, бегемот, по два детёныша (щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики); счётная лесенка.

 Ход занятия.

 Воспитатель рассказывает детям сказку и задаёт вопросы:

- Про кого эта сказка?

-Что предложил лапоть пузырю?

-Что ответил пузырь?

-Как же они переправились на другой берег, что они придумали?

-А что случилось с пузырём?

Затем воспитатель ещё раз рассказывает сказку и предлагает детям пересказать её. Оценивая пересказ, обращает внимание на последовательное изложение событий, на выразительную передачу разговора действующих лиц.

Игровое упражнение. Дети образуют большой круг (пузырь). По сигналу педагога бегут к центру круга и протяжно произносят звук «с» (пузырь лопнул). Игра может повторяться несколько раз.

Вторая часть занятия игровое упражнение на умение называть детёнышей  животных и глаголов в повелительном наклонении.

Например, Собака-щенки

                  Зайчиха-зайчата

                  крокодил-крокодильчики.

 По ходу игры, дети употребляют слова: беги, скачи, спой и т. д. Воспитатель следит, чтобы дети употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», подсказывает робким малышам, как надо попросить: « Скажи: «Щенок, пожалуйста, полай».

Постепенно занятие переходит в игру.

Занятие по развитию речи в старшей  группе.

Программное содержание.

Связная речь. Учить пересказывать прочитанный текст.

Грамматика. Закрепить умение правильно называть предметы посуды.

Звуковая культура речи. Учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками («с», «ш»).

Наглядный материал. Полка с посудой – 2 сахарницы, 2 хлебницы,  2 салфетницы (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, 2 сухарницы, 2 солонки. Картина «Саша и Снеговик»(из пособия «Звучащее слово»).

 Ход занятия. Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Помощники»

 и задает вопросы: «» Про кого этот рассказ? (Про Сашу и Алешу.) Что делали Саша и Алёша? (Они дежурили, накрывали на стол.) Что забыли сделать мальчики? (Положить ложки.) Как заканчивается этот рассказ? Кто так мог сказать: «Вот так помощники!» (Воспитатель, родители, другие дети.)»

 После повторного чтения пересказывают текст. Воспитатель обращает внимание на полноту передачу содержания,  использование выразительных средств. После каждого пересказа воспитатель даёт оценку, привлекая к этому детей: «» Как рассказывал Серёжа? О чём забыл сказать Миша? Правильно ли Лена закончила рассказ?»

Игра (по усмотрению педагога).

Организуется игра в  «магазин». Здесь можно купить посуду, но для этого ребенок должен точно назвать то, что ему нужно, и объяснить, как использовать эту посуду. « Сначала посмотрим, - говорит педагог, – что продается в магазине. Это (показывает) … хлебница, это … (сахарница), это …(салфетница). Вот блюдо для печенья, у него нет другого названия. А это  специальное блюдо для сухарей - …(сухарница). А вот  солонка и мас… (масленка). Запомните, как звучат эти слова: «сухарница», но «солонка», «хлебница», но «масленка». Не ошибайтесь, когда будете покупать. Кто какую посуду хочет купить?»

Вывешивается картина « Саша и Снеговик». Воспитатель рассказывает: « скучно было Снеговику одному с метлой стоять. И вдруг пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь сами, в его имени слышался звук «ш». (Если необходимо, воспитатель подсказывает: Шура, Саша, Миша.) «Мое имя Саша, - говорит мальчик, - а твое?» «Мое Снеговик». – «Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!» «Согласен», - отвечает Снеговик. «Посмотри на меня и на мою одежду, - говорит  Саша.- На мне надеты шапка, шуба, шарф. Послушай, как я произнесу эти слова: шшшапка, шшшуба, шшшарф. какой звук я выделяю голосом?» Не мог Снеговик сам догадаться и попросил детей помочь ему. (_Дети произносят слова протяжно выделяя звук «ш».) Воспитатель уточняет, что Снеговик сделан из снега, что шуба у него снежная, нос тоже снежный, а  в словах «снег», «снежный», «снеговик» слышится звук «с»(6,с.13).

Приложение 5

Пересказы произведений детьми.

Средняя группа.

Осень.

 Наступила осень. Желтеют на деревьях листья. Становится холоднее. Птицы       собираются в дальний путь. На  полях стало пусто.

Дима  Т.

 Пришла осень. Стали листья жёлтые. Стало холодно.  На  полях убрали овощи.

Анализ пересказа.

Пересказ  не совсем полный. Предложения  не развёрнутые, краткие, однотипные.

Повторы « стали», «стало», предложения пропускались. Кроме того, приходилось   задавать наводящие вопросы, чтобы  пересказ  Дима продолжил. При пересказе выдерживались длительные паузы. Текст для мальчика оказался трудным.

Дружок.

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух  заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Костя Д.

 На поле паслись овечки. Пастух заснул. Из-за кустов выбежал волк. Он схватил за шкирку овечку. У пастуха была собака дружок. Дружок увидел волка,   бросился на него и отнял у него овечку.

Анализ пересказа.

 Текст был пересказан полно. При пересказе использовались полные развёрнутые предложения. пересказ  близко к тексту, даже с  дополнениями своими фразами. Пересказывал Костя без пауз. последовательно. Речь у него развита, память хорошая.

Старшая группа.

Медведь

Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать, он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. На холодные месяцы года он забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

Саша М.

 У медведя тёплая  коричневая  шуба. Он ходит косолапо. Он лазит по деревьям и быстро бегает. Ест ягоды. Зимой он спит в берлоге и сосёт лапу.

Анализ пересказа.

 Текст пересказан с пониманием.  Предложения простые, дополненные своими словами. Саша слово «мохнатая» заменил на  «коричневая».Текст не подробный, но близок к тексту, хотя пропущены некоторые предложения. Пересказ без пауз, без наводящих вопросов.

Снежная баба.

Выпал снег. Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу, потом мы сделали её глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

Лена В.

Пришла зима. Мы стали лепить  снеговика. Сделали руки из палочек и комков. В руки   дали метлу. Сделали нос из морковки.  На голову надели ведро.  

Анализ пересказа.

Текст краткий, с паузами, пересказывала по порядку, но то, что запомнила, без наводящих вопросов. Предложения  неполные, не отмечает признаки предмета Фантазирует, заменяет слова. По пересказу можно сказать, что текст понятен девочке, но у неё необходимо ещё развивать память и образное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Обучение детей дошкольного возраста пересказу

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"

Консультация для воспитателей  "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления. Пересказ ...

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления....

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...