"Путешествие в "Фиолетовую сказку" самоанализ НОД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новолодская Наталья Андреевна

Самоанализ логопедического занятия

 Путешествие в «Фиолетовую сказку».

          Данное подгрупповое занятие относится к категории занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и реализует коррекционное направление.

          Это занятие предназначено для детей старшей группы (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи и проводится в октябре месяце.

          Тема занятия Путешествие в «Фиолетовую сказку».

          Цель. Закрепление представле­ния о фиолетовом цвете, и умения дифференцировать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ логопедического занятия

 Путешествие в «Фиолетовую сказку».

        Данное подгрупповое занятие относится к категории занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и реализует коррекционное направление.

        Это занятие предназначено для детей старшей группы (5-6 лет) с тяжелыми нарушениями речи и проводится в октябре месяце.

        Тема занятия Путешествие в «Фиолетовую сказку».

        Цель. Закрепление представления о фиолетовом цвете, и умения дифференцировать его.

        Коррекционно-образовательные задачи. Обогащение словарного запаса.  Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, закрепление навыка употребления простых предлогов).

        Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи, зрительного внимания и восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики, межполушарного взаимодействия, логического мышления, творческого воображения, подвижности, ловкости.

        Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

        Занятие соответствует адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР, с учетом рекомендаций программы Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

        Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Речевой материал соответствует целям и теме занятия, которое построено логично и последовательно.

        Его длительность соответствовала требованиям СанПиНа и составила 25 минут.

        Занятие было построено в едином игровом сюжете «Фиолетовая сказка».

        Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей.

На занятии учитывались общедидактические принципы: принцип доступности, наглядности, сознательности и активности, последовательности, индивидуального подхода, а также специфические принципы: принцип развития, деятельностный подход, принцип рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.

        Занятие имеет четкую структуру: вводную (организационную), основную, заключительные части, каждая из которых достигла поставленной перед ней цели. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

        Задача вводной (организационной) части – создать у дошкольников эмоциональный настрой на занятие, заинтересовать воспитанников темой занятия, развивать тонкую моторику пальцев рук, логическое мышление и конечно, совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного и прилагательного). В этом мне помог пальчиковый бассейн, предметные картинки фиолетового и оранжевого цвета, а также игра «Четвертый лишний».

При проведении основной части занятия были использованы следующие методы и приемы:

- игровые

- наглядные

- демонстрационные

- словесные

- практические.

В виду психологической особенности дошкольников, игра является ведущим видом детской деятельности. Поэтому игры присутствовали на протяжении всего занятия:

«Ветер» на развитие межполушарного взаимодействия,

«Дождик» на развитие общей моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи,

«Весёлый мотылек» на совершенствование грамматического строя речи (закрепление навыка употребления простых предлогов).

Мною были использованы и практические упражнения:

это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (согласование движений языка и кистей, пальцев рук) на развитие артикуляционной и мелкой моторики,

упражнение «По камушкам» на развитие общей моторики (ловкости, подвижности, умения прыгать на двух ногах),

релаксация на регуляцию мышечного тонуса.

И самой объемной частью в занятии было рассказывание «Фиолетовой сказки», где решались такие задачи, как развитие речевого слуха, зрительного внимания, и беседа  по этой сказке на  развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного фиолетовый с существительными).

На протяжении всего занятия я использовала словесные методы: вопросы (уточняющие, наводящие, констатирующие), уточнения, пояснения, разъяснения, словесные инструкции к игровым упражнениям, художественное слово.

Была использована наглядность: иллюстрации к сказке, игра с мотыльком, карточки. Мною применялась демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.

Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Старалась создать для ребенка ситуацию успеха, желание поделиться полученными знаниями с другими людьми, в частности с родителями.

В НОД были реализованы такие виды образовательных областей:

  • социально- коммуникативное развитие (общение и взаимодействие ребенка со взрослым, развитие самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости);
  • речевое развитие (развитие диалогической речи, анализа и синтеза, обогащение активного словаря, совершенствование грамматического строя речи);
  • художественно-эстетическое развитие (восприятие музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);
  • физическое развитие (артикуляционная гимнастика, релаксация - регуляция мышечного тонуса, упражнения на развитие координации, выполнение движений).

Различные виды заданий способствовали поддержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанников в процессе всего занятия. Была своевременная подача и смена наглядности, переключение видов деятельности

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...