СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ
учебно-методический материал по логопедии

Альбах Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ 

I блок, подготовительный. В него входят следующие направления: 

♦ Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии. 

♦ Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совер-шенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных пропри-оцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным. 

♦ Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика. 

♦ Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика. 

♦ Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.) 

♦ Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук. 

II блок, основной. В него входят следующие направления: 

♦ Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов). 

♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции. 

♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции. 

♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами. 

♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях. 

♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфиче-ских ошибок в школьном возрасте. 

♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры. 

♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использова-нием разнообразного лексико-грамматического материала. 

III блок, домашнее задание. 

Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приоб-ретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия: 

– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре); 

– развитие конструктивного праксиса; 

– формирование пространственных представлений; 

– формирование графомоторных навыков и т. д. 

Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут. 

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение 15 минут. 

С детьми школьного возраста – 20 минут. 

С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по слоговой структуре слова.

Индивидуальное занятие в старшей группе....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫ НА 2015 – 2020г.г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯАРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫНА 2015 – 2020г.г....

Структура индивидуального занятия по постановке звука (из опыта работы)

Алгоритм и последовательность структурных компонентов индивидуального занятия по постановке звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]...

Структура индивидуального занятия логопеда

Инивидуальная работа логопеда в структуре коррекционных занятий...

Структура индивидуального занятия по постановке звука

Для начинающего логопеда очено важно знать стуктуру логопедического занятия: с чего начинаем работу, как проходит основной этап занятия и заключительная часть или итог занятия....

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ

Уважаемые коллеги, хочется поделиться с Вами ещё одной структурой индивидуальног занятия, которую я получила от Елены Филипповны Архиповой, профессор кафедры логопедии дефектологического факульте...

Логопедический массаж и самомассаж в структуре индивидуального занятия.

Для более успешного устранения патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата и для более эффективной работы по коррекции звукопроизношения я стала использовать в своей ра...