ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ
проект по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

Заикание является широко распространенным речевым нарушением. 

Между речевой функцией – её двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворительный эффект. Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм. Ритм регулирует не только движение, слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию его положительных сторон и нивелированию отрицательных. 

В логоритмической работе с заикающимися детьми можно выделить следующие разделы:

а) воспитание медленного темпа и плавных движений

б) связь речи с движением и музыкальным ритмом

в) связь движения и речи с характером ритма

г) практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ

Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей разного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

При заикании отмечается различное состояние моторной функции.

Органические нарушения моторной функции проявляются как:

•        симптомы выпадения—невозможность производить простые упражнения;

•        гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения в языке;

•        атактические расстройства — невозможность сразу выполнить то или

иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);

•        апраксические расстройства (в единичных случаях).

         По состоянию моторики можно выделить четыре группы дошкольников.

Первая группа.    Нарушения темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения.  При этом внимание и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изживаются.

Вторая группа.  Отсутствие ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и координации движений не дает хороших результатов. Могут быть случаи легкой моторной отсталости.

Третья группа. Сильная мышечная заторможенность. Вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное сгибание одной руки или качание неестественно вытянутых рук, выталкиваемых вперед и некоординированных с движением ног. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая: коллективная и индивидуальная. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы длительные.

Четвертая группа. Моторновозбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Подвижные игры действуют крайне возбуждающе. Активность чрезвычайно повышена: готовы все сделать за других, вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные действия, стремятся получить руководящую роль. Работа требуется длительная, результаты не всегда положительные.

       У 40% заикающихся детей 4—7 лет моторика не нарушена, у остальных преобладают расстройства моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкой амплитудой выполнения движений.

       Между речевой функцией – её двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворительный эффект.

         Любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом ( стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

          Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, т.к. он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровление эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи.

         Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию его положительных сторон и нивелированию отрицательных.  

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игр:

  • вводные упражнения;
  • упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;
  • упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;
  • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы;
  • упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;
  • упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;
  • упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музыкального творчества;
  • заключительные упражнения;
  • инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступления (для детей), пантомимы, концерты и т.п.

         Средства логоритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к  речевому дефекту и т.п.

          Занятия логоритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного процесса сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания и т.п. С периода сопряженного произношения даются задания с речью, в которых отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

         Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2-3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли зайчика, птички и т.д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги, затем в большой круг. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений. Для детей 2-3 лет нужно подбирать стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений предлагать в игровой форме.

В логоритмической работе с заикающимися детьми можно выделить следующие разделы:

а) воспитание медленного темпа и плавных движений

Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса; воспитание объема внимания и памяти; одновременность и координацию движений; торможение; на реакцию с выбором и преодоление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу: на «раз» останавливаются, на «два» идут спиной назад, на «три» поворачиваются и идут в обратную сторону, на «четыре» идут к центру и назад. Сигналы даются в разбивку: слуховые и зрительные.

        Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например по очереди придумывают движения для рук. Все фиксируют внимание на соседа справа и по сигналу повторяют его. Так продолжается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся.

б) связь речи с движением и музыкальным ритмом

Упражнения с речью, связанные с координацией движения, например, бросают мяч со словами: «вверх - себе», «вверх-соседу» и т.д.

   Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например, маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.

   Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением автоматизма, например, считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до следующего сигнала.

   Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например, перебрасывают мяч друг другу, произнося  любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наоборот.

        В заключение этого раздела даются задания на проверку устойчивости речевого темпа, координации речи с движением.

в) связь движения и речи с характером ритма

Показать forte и piano в движении и речи. Например, считают громко и потом произносят фразы громко и шепотом.

        Акцент, т.е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

       Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикающиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавливаются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того слова, на котором их застал сигнал.

г) практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях

Предлагаются два вида заданий:

1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например, маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте, Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и направления;

2) задания, не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речевом отношении.

   В работе с заикающимися рекомендуется широко использовать пение. Важную роль играет текст песни, он не должен включать звуки, не усвоенные детьми на логопедических занятиях. Индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем в форме своеобразного диалога: один поет вопрос, а двое или трое пропевают ответ, и наконец, диалог поют двое заикающихся, причем тот у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога.

Исполнение песни зависит от этапа коррекционной работы. В периоды молчания, шепотной речи дети лишь слушают песню, исполняемую педагогом, или мелодию этой песни. В период сопряженной и отраженной речи, благодаря совместному исполнению ее с педагогом, дети усваивают содержание, заучивают текст. На этапах воспитания вопросо-ответной речи дети исполняют песни в форме диалога. В этот же период дуэтом, индивидуально или хором логопед проводит инсценировки песен, текст которых подбирает в вопросо-ответной форме. Когда ребенок научится пользоваться самостоятельной речью, исполнение песни также изменяют. Дети поют самостоятельно, сначала хором, затем индивидуально. Запев песни может исполнять один ребенок, а припев поют все. Также самостоятельно происходит и инсценирование песни. В начале и в конце курса после прослушивания музыки заикающимся предлагают рассказать, что они услышали в музыке, какие чувства она у них пробудила. Музыкальное восприятие является сложным поэтическим процессом, наполненным глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Во время пения у заикающихся вырабатывается напевность. Для укрепления певческого диапазона вначале даются небольшие упражнения, попевки, которые каждый раз поются в более высокой тональности, т. е. транспонируются (изменяется тональность данного произведения в сторону повышения или понижения). Используются различные регистровые упражнения (один и тот же человек поет то высоко, то низко).

В работе над дикцией логопед привлекает внимание детей к выразительным речевым интонациям в песне и их соотношению с музыкальными интонациями. Заикающиеся учатся выделять голосом обращение («Эй, с дороги, берегись!»), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?»), характерные признаки образа («Трусишка— зайка серенький...»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания

Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению заикания. Этап самостоятельной речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению заикания. Этап самостоятельной речи....

Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития.

Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами. Занятия логоритм...

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с заиканием в старшей группе «День рождение Бычка»

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с заиканием в старшей группе«День рождение Бычка»Цели:– учить координировать движения с музыкой и речью;– актуализировать н...

Консультация логопеда "«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

Цель: изучить особенности иcnoпьзoвaния  логоритмическихcpeдств  при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса.  Упражнения и игры для коррекции дислалии;музыкально-ритмические з...