Работа над интонационной выразительностью
консультация по логопедии

И.Полушкина.

Работа над интонационной выразительностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_intonatsionnoy_vyrazitelnostyu.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над интонационной выразительностью

Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

  • Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.
  • Темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
  • Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
  • Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
  • Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
  • Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.

При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нет ведь пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь-ищешь, не найдешь,

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Получилось? Здорово!

Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается.

Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы

Сложные ритмы

!! - !

! - !!

!! - ! - !

! - ! - !!

! – !!!

! - !! - !

! - !!!! - !

!!! - !! - !

! - !!! - !!!

! - ! - !!

!!! - ! - !

! - !! - !!

! - !!! - !

!! - !!! - !

!! - !!! -!!!

!!! - !! - !!

! - !! - !!!

!!! – !! - !

! - !!! - ! - !!

Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.

  • Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
  • Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
  • Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
  • Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
  • Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги)

В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.

Слова со структурой ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ.

Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над интонационной выразительностью речи

Работа над интонационной выразительностью речи...

Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

Работа над интонационной выразительностью речи

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...

Работа над интонационной выразительностью

В статье рассказывается о составляющих интонации, приводятся примеры их использования....

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

Работа над интонационной выразительностью

Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи....