«Речевая готовность ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

как правильно подготовить ребенка к школе с ОНР 3 и 4 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Речевая готовность ребенка к школе»

Составила

Учитель-логопед

Гранцева Наталья Николаевна

2023 г.

Цель: Ознакомление родителей с понятием "речевая готовность к школе".

Задачи:

1.Раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития детей, познакомить с компонентами речевой готовности к школьному обучению.

2.Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

3.Вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Ход собрания:

Л: Добрый вечер, уважаемые родители, хочу  вас поздравить   с переходом в подготовительную к школе группу,   я  рада нашей встречи и думаю,  что время  потраченное на нее будет для Вас полезным.   Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс, и будут иметь новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

Сейчас я расскажу вам, какие компоненты речевой системы должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в первый класс.

Компоненты речевой системы:

  • у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные) (звуковая сторона речи);
  • Правильно слышать, различать, звуки родного языка. (фонематические процессы);
  • Достаточный словарный запас
  • Грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т.д.  (грамматический строй речи)
  • Правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (связная речь).
  • Находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).
  • Сформированность графомоторных навыков

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова, однако со временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух.

Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой.

  • Неправильное произношение одного или нескольких звуков при сформированных фонематических процессах как правило, не оказывает отрицательного влияния на усвоение школьной программы.
  • Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции. Это препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и приводит к дислексии и дисграфии.
  • У детей с общим недоразвитием речи (нарушения произношения в сочетании с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств) возникают большие трудности при чтении и письме, что приводит к неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач. Отклонения в развитии устной речи сказываются при овладении грамотным письмом и правильным чтением. 

Сейчас я вам сообщу некоторые сведения по развитию речи подготовительной группы «».

В подготовительной группе «»12 человека. В основном это дети, имеющие недостаточно сформированы компоненты речевой системы и фонематические процессы..

На что обратить внимание родителям:

  • Правильное произношение всех звуков и фонематический слух;

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

  • владение навыками звукового анализа и синтеза;

1.Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.

2.Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

3.Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).

4.Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

5.Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

6.Умение составлять слова из звуков (Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»).

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.

  • Словарный запас (обогащать, пополнять словарь новыми словами);

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)

В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.

  • Сформированность грамматического строя речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения). Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
    - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
    -употреблять различные предлоги;
    - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
    - согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
    - правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
  • Слоговую структуру слова

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

  • Связную речь (К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
  • Мелкую: графические задания («Обведи по контуру», «Продолжи ряд», «Сделай штриховку», «дорисовывание незаконченных рисунков), игры с мелкими предметами (игры с крупами, с пластилином, игры с бумагой; пальчиковые игры с применением шаров су-джок, массажных мячей (стихи, пальчиковый театр, театр теней);
  • Общую моторику (упражнения на координацию речи с движениями, общие двигательные упражнения, подвижные игры);
  • Состояние пространственных функций (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко)
  • Речевая коммуникация (Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета).

Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Таким образом, благодаря нашей совместной работе мы сможем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях (логопед раздает памятки по речевой готовности ребенка к школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Папка - передвижка для родителей...

Речевая готовность ребенка к школе.

Речевая готовность ребенка к школе.  Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...

Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"

Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...