Статья: "Речь на кончиках пальцев, как способ активизации словаря".
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

При произнесении слов задействованы такие анализаторы, как речеслуховой и речедвигательный. И для того, чтобы ребенок научился пользоваться правильной речью,  сначала отрабатывается произношение звука в словах. А затем, уже, на материале правильно произносимых слов, мы работаем над лексико-грамматическими категориями, которые являются составной частью нашей с вами связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

Статья: «Речь на кончиках пальцев, как способ активизации словаря».

ФФН- это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствии дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является:

 - пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков;

- редко, но нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика;

- отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи;

- несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом.

При произнесении слов задействованы такие анализаторы, как речеслуховой и речедвигательный. И для того, чтобы ребенок научился пользоваться правильной речью,  сначала отрабатывается произношение звука в словах. А затем, уже, на материале правильно произносимых слов, мы работаем над лексико-грамматическими категориями, которые являются составной частью нашей с вами связной речи.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые пособия из рубрики «Нескучная логопедия». Они простые, но в образовательном процессе они эффективны, а в познавательном – интересны. А мы знаем, что на познавательном интересе детей строится вся наша работа с детьми.

В слове:

  1. Шапочки

Цель: Автоматизация  изучаемого звука в словах (Р).

       Планируемый результат: Уметь правильно произносить слова с заданным звуком.

  1. Стаканчики (от 2 до 4шт.)

Цель: Автоматизация изучаемого звука в словах (РАдуга-РУль-РЫба)

Планируемый результат: Уметь произносить слова с заданным слогом, соотнося их со стаканчиком.

В словосочетаниях:

  1. Голубая лупа.

            Цель: Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях ( голубой плащ).

            Планируемый результат: Уметь согласовывать прилагательные с существительным   в роде и числе.

  1. Крышки с фасолью

            Цель: -  Совершенствование грамматического строя речи (согласование   существительного с числительным «Одна горошина»).

                       - Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях.

            Планируемый результат: -  Уметь согласовывать существительные с числительными.        

                                                             -  Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.

  1. Перчатка с пуговицами

              Цель: - Развитие  грамматического строя речи (согласование числительного со   словосочетанием «Один белый голубь».

                        - Автоматизация изучаемого звука в словосочетаниях (в словах).

               Планируемый результат: -  Уметь изменять словоформу.

                                                               -  Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.

  1. Точка-кубик-карандаш

               Цель: - Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательного с   существительным в роде и числе. «Голубой/ая/ое»).

                          - Автоматизация  изучаемого звука  в словах.

                           - Учить удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию.

                Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с  существительными в роде и числе (гоЛубой вагон-гоЛубая лента-гоЛубое небо).

                          - Уметь правильно произносить изучаемый звук в словах.

                          -  Уметь удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию.

  1. Цветные кнопочки

              Цель: - Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде и числе ).

                          - Дифференциация изучаемых звуков в словосочетаниях (Л – Р).

              Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

                                                            - Уметь правильно произносить дифференцируемые  звуки в словосочетаниях (беЛый кРужок)

В предложениях:

  1. Котодерево

              Цель: -  Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в контексте предложения из 4х слов)

                          - Дифференциация изучаемых звуков в предложении.

             Планируемый результат: - Уметь согласовывать прилагательные с существительными

                                                            -  Уметь составлять предложения из 4х слов.

                                                            - Уметь правильно произносить дифференцируемые звуки (Р-Л) в предложениях (Я беРу жеЛтого кота).

  1. Катаем шары

             Цель: - Развитие четкой дикции и интонационной выразительности в стихотворениях.

                        - Автоматизация изучаемого звука в стихотворениях.

            Планируемый результат: Уметь четко произносить изучаемый звук в стихотворениях.

      Прочее

  1. Говорящие кубики (греча/стирка/семечки/манка/горох/бумага)

            Цель: - Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

             Планируемый результат: - Уметь на слух различать неречевые звуки.

  1. Спирограф

              Цель: Автоматизация изолированного звука Р.

               Планируемый результат: Уметь произносить долгий, раскатистый звук Рррррр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

статья "Речь на кончиках пальцев"

Всем известно, что от развития мелкой моторики зависит развитие речи и общее интеллектуальное развитие ребёнка.На что влияет мелкая моторика? Как развивать мелкую моторику?...

Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»

Консультация для воспитателей «Интегрированные формы как способ активизации словаря детей»...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...