"Логоритмика в системе коррекции слоговой структуры у дошкольников"
картотека по логопедии (старшая группа)

Молостова Татьяна Анатольевна
Ритмодекламация - чудесный вид речевой деятельности способствующий развитию речевого дыхания, дикции, навыков интонационно - выразительной речи, слуховой памяти, а также нормализации темпоритма речи. Четкая ритмическая организация исполнительского процесса способствует интенсивному развитию чувства ритма, а также совершенствованию слоговой структуры слова у дошкольников с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_igroteka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры с музыкальным сопровождением «Ритмическая игротека»

       Работа над ритмом является одним из важнейших направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей. Для различения и усвоения слогового состава слов ребенок должен овладеть слухоречевым ритмом, этому предшествуют специальные ритмические упражнения.

Капли Г.Вихаревой

Капля – раз! Капля – два!        

Капли медленно сперва.                

Стали капать ударять, Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом        

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!        

Побежим скорей домой.

Данное упражнение на развитие чувства ускорения. Можно выполнять

сидя на стульчиках, прохлопывая доли руками или шлёпая по коленям, можно в движении по кругу, топая ногами, или применять другие варианты.

Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как педагог, так и сами дети.

Ранним утром (Т.Э.Тютюнникова) Шух- шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками» То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам

Шух- шух- шух, вторые - «шуршат»

Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья» Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся» Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями» Зззззз! вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса, первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороны Ааааа! ны, изображают разные голоса лесных жителей.

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.

Кисонька.

Са – са – са –        три мягких хлопка

Кисонька- краса.        «замереть» в красивую позу

Сы – сы – сы –        три мягких хлопка

Есть у кисоньки усы.        «нарисовать усы»

Исы – исы – исы –        три мягких хлопка

Молоко для кисы.        «тарелочка» из рук

Иса – иса – иса –        три мягких хлопка

Бантиком играет киса.        изобразить игру бантиком

Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

Дирижёр.

Когда прозвенел на арене звонок,        хлопки ладошками

Четыре утёнка пришли на урок.        шлепки по коленям

Потом лягушонок над хором        дирижирует

Назначил себя дирижёром.        дирижирует Он крякать по нотам не может.                хлопки

Но это его не тревожит.        хлопки.

Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение). Если весело живётся, делай так (показывает второе движение). Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.

Если весело живётся, делай так (показывает третье движение). Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

Ритмодекламация «Часы».

Бьют часы на башне:        проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом!        четыре удара половинными

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так!        четыре удара четвертными

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки,        десять восьмых и одна четверть

Тики – таки – так!

Данное стихотворение можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

Прыг – скок. (Т.Э.Тютюнникова) игра с палочками

Прыг – скок! Прыг – скок! –        все вместе отстукивают ритм

Сел кузнечик на листок,        

Прыг – скок! Прыг – скок! –        так продолжать до конца

Лягушонок – на мосток,        

Прыг – скок! Прыг – скок! –

Скачет козлик по дорожке,

Прыг – скок! Прыг – скок! – Это прыгают ладошки!

Хоровод «Мороз Иванович»

  1. Месяц светит, дым струиться В небо из трубы.

Новый год в окно стучится, Слышаться шаги.

  1.         В эту ночь Мороз Иваныч В гости к нам придёт,

Много- иного нам подарков Добрый дед несёт.

Задание на творчество и воображение.

На каждую предложенную фразу дети придумывают соответствующее движение. Когда педагог озвучивает текст, дети «цепочкой» по одному демонстрируют придуманное.

«Новый год в музыкальном городе»

Музыкальная игра «Мы повесим шарики»

«Мы повесим шарики, (вертят поднятыми кулачками)

А потом фонарики, (вращение кистями рук)

А потом ещё дождинки, (встряхивание кистями)

Не забудем про снежинки, (скрещивание и разведение рук с растопыренными пальцами)

Рыбки золочёные, (сложенными ладонями изобразить плывущую рыбку)

Огоньки весёлые, (руки поднимают через стороны вверх, вращая кистями)

Набросаем мишуру… (волнообразные движения рук сверху вниз)

Продолжаем мы игру» (хлопки в ладоши)

Наступили холода.

Ехать в поезде тепло        «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)

Поглядим- ка мы в окно.        изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)

А на улице зима,«мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода

Да- да- да-        три хлопка

Наступили холода.        потирают ладошки

Да- да- да-        три хлопка

Превратилась в лёд вода.        раскрыть руки в стороны, замереть Ду- ду- ду-        три хлопка

Поскользнусь я на льду.        покачивающие движения

Ду- ду- ду-        три хлопка

Я на лыжах иду.        имитация «на лыжах»

Ды- ды- ды-        три хлопка

На снегу есть следы.        широкие шаги ног

Ди-ди-ди-        три хлопка

Ну, заяц, погоди!        грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.

Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход!

(Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Скрипучие ботиночки. А. Бродский. (авторская)

У маленькой Мариночки        движение по кругу, шаги ритмичные по тексту

Скрипучие ботиночки:

Скрип- скрип,        упражнение на месте«переминание» ног по очереди

Скрип- скрип,        поднимаясь с пятки на носок.

Ботиночки скрипучие –        двигаются по кругу так же

Самые лучшие.

Скрип- скрип,        на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Соседи все встревожены,        двигаются по кругу, руки в боки

Терпеть не расположены.

Скрип- скрип,        на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Однако делать нечего,        движения по кругу, закрыть ладошками уши

И слушают до вечера:

Скрип- скрип,        на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Пора уж спать Мариночке,        «зевает, руки под щёчку,

Сняла она ботиночки –        «снимает» ботиночки,

И прекратился скрип.        «спит», опустившись на корточки.

.Игра на чередование двух повторяющихся движений. Продвижение идёт по кругу, при остановках корпус не разворачивать, можно добавить движения руками.

Хомячок. (авторская)

Почему вы, хомячки,        хлопки кулачками рук по надутым щекам

Пухлые, как кабачки?

Отвечают хомячки        руки в стороны, обращаясь к хомячкам

Пухлые, как кабачки:

- Не в почёте хомячок,        хлопки руками по бокам

Если худ его бочок.

Два кота.

Та- та, два кота,                              хлопки

Два ободранных хвоста.        «крутят хвостиками»

Серый кот в чулане, важно вышагивает

Все усы в сметане.                   «нарисовать усы»

Чёрный кот залез в подвал        «идёт крадучись»

И мышонка там поймал!        прыжок.

Божья коровка. (Т.Э.Тютюнникова)

Божья коровка                поочерёдные шаги ногами, акцентируя сильную

Чёрная головка!                  долю правой ногой, до окончания стихотворения

Улети на небо,                  хлопки снизу вверх

Принеси нам хлеба,        руки раскрыли в стороны

Чёрного и белого,                  правую руку в сторону, левую руку в сторону,

Только не горелого!        указательным пальцем в стороны

Девочки и мальчики.

Девочки и мальчики,        «пружинка»

Прыгают, как мячик,        прыжки

Ножками топочут,        топают

Весело хохочут.                  хлопают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова дошкольников с ОНР.

В статье описана теория работы по корекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Указаны: нарушения слоговой структуры, этапы коррекции, формы работы с детьми и родителями, мето...

Мастер-класс «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»

Мастер-класс  «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структур...

Практико-ориентированный проект. " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР".

Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...

Презентация. Практико-ориентированный проект " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР. "

Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...