Логопедический мастер-класс для педагогов ДОО «Использование кинезиологических упражнений в образовательном процессе ДОО»
методическая разработка по логопедии

Жундуева Баирма Баировна

Заинтересовать педагогов в использовании кинезиологических игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе, распространить применение кинезиологии в работе с дошкольниками в целях развития их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический мастер-класс для педагогов ДОО

«Использование кинезиологических упражнений

в образовательном процессе ДОО»

Цель мастер-класса:

Заинтересовать педагогов в использовании кинезиологических игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе, распространить применение кинезиологии в работе с дошкольниками в целях развития их речи.

Задачи: 

1. Актуализировать знания педагогов о кинезиологии, как о здоровьесберегающей технологии и ее роли в речевом развитии детей дошкольного возраста.

2. Последовательно отработать совместно с участниками мастер-класса кинезиологические игры и упражнения с целью последующего их применения педагогами в практической деятельности с дошкольниками.

3. Обратить внимание педагогов на многообразие форм кинезиологической работы, и ее значимости для синхронного роста и качественного развития речевого и психофизического статуса детей.

Ожидаемые результаты мастер-класса

Интроспективное и объективное понимание участниками мастер-класса актуальности рассматриваемой технологии.

Учёт педагогами кинезиологической технологии как альтернативного творческого способа решения педагогической задачи по всестороннему развитию детей.

Внедрение педагогами ДОУ кинезиологической методики в воспитательно-образовательный процесс.

Распространение педагогами кинезиологических игр и упражнений среди родителей воспитанников, как здоровьесберегающей и развивающей технологии.

План проведения:

1. Организационные моменты:

Предварительный – раздаточные буклеты, выданные участникам мастер-класса с краткой концепцией кинезиологии как учения о мышечном движении, и актуальности её использования в дошкольном образовании;

Непосредственный - мотивационное начало мастер-класса.

2. Практическая часть:

- ретроигры на уровне крупной моторики, как «хорошо забытый старый» метод умственного и физического развития, и активизации межполушарного взаимодействия;

- кинезиологические упражнения на уровне кистевого и пальцевого праксиса;

- кинезиология в артикуляционной моторике для всех этапов работы как со звукопроизношением, так и развитием речи в целом.  

3. Подведение итогов: анализ проведенного мастер-класса, вопросы, обсуждение.

Оборудование, атрибуты: Презентация, аудиоряд, пионерские галстуки, мячи, скакалки, резинка для прыжков, «ладошки» - жесты.

Ход мастер – класса:

1. Организационный момент.

Логопед: Прежде, чем начать свой мастер – класс, мы предлагаем вам, уважаемые коллеги, послушать аудиоряд, который зарядит вас положительными эмоциями. Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза (звучит музыкальная композиция, звуки природы). Представьте, что вы отправляетесь в прекрасное путешествие, в те места, где вам было легко и весело, где рядом были ваши друзья детства (постепенно появляются голоса детей, звуки советского радио).  

Логопед: Мы с вами вернулись на н-ное количество лет назад. Предлагаю вам почувствовать себя детьми, вспомните свои самые любимые детские игры и забавы. Итак, теперь мы с вами снова дети. Откройте глаза и давайте займёмся тем, чем должны заниматься дети. И прошу вас оставаться ими на протяжении всего мастер-класса. А сейчас с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

2. Игры и упражнения, практическая часть.

На уровне крупной моторики:

Моторика – это способность человека к движению. В основу общей моторики заложены движения крупных мышц. Поэтому крупной моторикой называют общие  движения тела. Это бег, ходьба, прыжки. Крупная моторика является основной базой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.

Игры: прыжки через резиночку, через скакалку. Для старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Первый этап: несложные прыжки синхронно двумя ногами, с неспешным темпом и ритмом.

Второй этап: прыжки на одной ноге, поочередно двумя ногами, с более быстрым темпом.

Третий этап: прыжки с одновременным послоговым проговариванием сложного слова, чистоговорки, с синхронным заучиванием стихов.

Игра с мячом. Для всех возрастов.

Примерный план занятий (первый комплекс с большим мячом):

Первый этап: подкидывание большого мяча двумя руками вверх, затем кидание вперед, затем назад.

Второй этап: подкидывание вверх и ловля большого мяча двумя руками.

Третий этап: подкидывание вверх и ловля большого мяча двумя руками, не прижимая к телу.

Четвертый этап: кидание и ловля большого мяча двумя руками на небольшом расстоянии.

Пятый этап: кидание и ловля большого мяча двумя руками, не прижимая к телу.

Шестой этап: кидание и ловля большого мяча на удаленном расстоянии двумя руками, не прижимая к телу.

Второй комплекс со средним мячом, третий с маленьким, последующие комплексы с отбиванием мяча от пола, подушечками пальцев от партнера, от стены и т.п.

Усложненная игра с синхронным проговариванием стихов, чистоговорок, с соблюдением заданного ритма.

 Игра «Буратино». Для старшего и подготовительного дошкольного возраста.

- правая рука вверх + прыжок на левой ноге;

- левая рука вверх + прыжок на правой ноге;

- правая рука вверх + прыжок на правой ноге;

- левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Для определения ребёнком правой и левой стороны тела на правую руку на первом этапе можно надеть браслет.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок отражает движения взрослого ещё зеркально, но к периоду подготовительного дошкольного возраста педагоги постепенно должны готовить понимание ребёнка о том, что у стоящего напротив человека (лицом к ним), обратное расположение правой и левой стороны (для формирования здорового пространственного представления).

На уровне кистевого и пальцевого праксиса: 

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

 

«Топор-пила». Для подготовительного дошкольного возраста

Детям предлагается правой рукой изображать пилящие движения, а левой рукой одновременно – рубящие. Затем поменять движения рук.

«Я хороший». Для старшего и подготовительного дошкольного возраста

Детям предлагается правой рукой гладить себя по голове сверху вниз, а левой рукой одновременно гладить себя по животу круговыми движениями. Затем поменять движения рук.

На усложненном этапе можно ладонью одной руки постукивать себя по голове, ладонью второй руки гладить себя по животу, затем поменять руки. Затем снова изменить схему движений: ладонью одной руки похлопывать себя по животу, ладонью второй руки совершать круговые движения по голове.

«Ладушки». Для всех возрастов.

Всем известная игра нашего детства.

Примерный план:

На первом этапе (для младшего возраста) один хлопок двумя собственными руками, один хлопок двумя руками с партнером по игре навстречу друг другу.

Второй этап: один хлопок двумя собственными руками, один хлопок правыми ладонями играющих; один хлопок двумя собственными руками, один хлопок левыми ладонями играющих; один хлопок двумя собственными руками, один хлопок двумя ладонями играющих (левая с левой, правая с правой).

Третий этап: поменять схему игры - собственными руками, например, хлопать в ладони по два раза.  

Четвертый этап: встречаться в хлопке с двумя ладонями партнера всякий раз после того, как произойдет один хлопок левой и правой руками.

Усложненный вариант на всех этапах: с одновременным заучиванием стихов.

Кроме того, можно использовать такие известные игры «колечки», «ухо-нос», «кулак-ребро-ладонь» и т.д.

Цель этих игр: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

На уровне артикуляционного праксиса:

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Основная цель– выработать у детей полноценные движения и определенное положение речевых органов. Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции.

Упражнения «окно», «дудочка» («усы»), «заборчик», «Блинчик», «иголочка», самомассаж языка «пя-пя-пя». Для всех возрастов.

Упражнения «часики», «вкусное варенье», «экскаватор», «трубочка», «дятел», «пулемёт», «болтушка» - для всех возрастов в зависимости от возможностей ребёнка.

3. Подведение итогов.

Анализ проведенного мастер-класса, вопросы, обсуждение.

 Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологических игр способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс «Эффективность и рациональность применения интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...

Мастер-класс по Лего-конструированию «Внедрение Лего-конструирования в образовательный процесс ДОУ»

в материале представлена презентация к мастер-классу по лего-конструированию для педагогов...

Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса  https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...

Презентация к мастер-классу "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС.»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализацииФГОС.»...