Главные вкладки

    Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"
    консультация по логопедии

    Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса  https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_zvukovaya_kultura_rechi.docx36.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской области

    Мастер – класс по теме:

    Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса.

    Выполнил учитель-логопед: Граф А.О

    Цель: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

    Актуальность мастер-класса: Наблюдая за речью детей в дошкольных группах, я обратила внимание, что речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Дошкольники неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.

         Прослеживается бедность речи, недостаточный словарный запас. В результате просмотров телевизионных передач, происходит  замусоривание речи сленговыми словами, употреблением нелитературных слов и выражений.

    Отмечается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,  навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д., плохая дикция. Все эти проблемы требуют обязательного вмешательства.

     Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

     Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Поэтому на данный момент все большую актуальность приобретает вопрос формирования звуковой культуры речи в дошкольный период жизни детей.

    Что такое «Звуковая культура речи»?

     – это совокупность фонетической и орфоэпической правильности речи, выразительность произношения и четкость дикции.

    В чем ее значимость?

    - с грамотно-сформированной звуковой культурой речи ребенок развивается как полноценная личность;

    - звуковая культура речи играет огромную роль при формировании контактов и общения в социальной среде, при этом с возрастом по достижению трудоспособного возраста это начинает оказывать прямое влияние и при реализации человека в сфере карьеры;

    - степень грамотности фонетики и фонематики прямо влияет на уровень готовности к обучению в школе.

    Воспитание звуковой культуры речи реализуется на основе двух направлений:

    - формирование речевого восприятия (способность сосредоточиться на звуках, фонетический слух, в том числе способность воспринимать ритм, темп, тембр речи);

    - совершенствование владением:

    а)  артикуляторным аппаратом;

    б) голосовым аппаратом;

    в)  дыхательным аппаратом.

    Сегодня я подготовила для вас мастер-класс по работе над звуковой культурой речи.

    Все предложенные мною упражнения можно проводить в любой режимный момент: во время приема детей, во время гигиенических процедур, во время сбора на прогулку, на прогулке, в совместной деятельности, используя не только иллюстрации, но и живые объекты, окружающие предметы.

    Работа над словом.

    Задача: активизация глагольного словаря.

    • Подберите слово-действие к каждому слову: «дом», «цветок», «машина». (Дом строится. Цветок растёт. Машина едет.)

    Задача: учить выделять и называть признаки предмета.

    • Подберите слово-признак к каждому слову: «дом», «цветок», «машина». (Дом высокий. Цветок яркий. Машина удобная.)

    Задача: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    • Скажите по-другому: «дом из кирпича» - (кирпичный дом), «фартук из ситца» - (ситцевый фартук).

    Задача: учить образовывать существительные множественного числа.

    • Я говорю «один лимон», вы говорите «много... (лимонов)»; «один дом» - (много домов); «один цветок» - (много цветков).

    Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    • Назовите ласково дом, цветок, машину. (Домик, цветочек, машинка.)

    Работа над слоговым составом слова.

    Задача: предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.

        - Разделите все слова - названия предметов на слоги. (Дом, ли-мон, цве-ток, фар-тук, ма-ши-на, ак-ва-ри-ум.)

    • Найдите на картинке предметы, в названии которых один слог. (Дом.) Два слога. (Лимон, цветок, фартук.) Три слога. (Машина.) Четыре слога. (Аквариум.)
    • Найдите на картинке предмет, название которого можно представить в виде вот такой слоговой схемы.

    Работа над звуковым составом слова.

    Задача: определение наличия заданного звука в слове.

    • Найдите на картинке предмет, название которого начинается со звука [а]. (Аквариум.)

    Задача: определение места звука в слове. 

    • Найдите на картинке предметы, в названии которых звук [м] слышится в начале слова, в середине слова, в конце слова. (Машина. Лимон. Дом. Аквариум.)

    Задача: определение последовательности звуков в слове; различение по их качественным характеристикам. 

    • Дайте характеристику звуков в слове «дом». (Первый звук [д] – согласный, твердый. Второй звук [о] – гласный. Третий звук [м] – согласный, твердый)
    • Составьте звуковую схему слов «лимон», «машина».

    Работа над текстом.

    • Составьте предложения со словами - названиями предметов, изображённых на картинке. (Я нарезала лимон к чаю. Я живу в высотном доме. Маша посадила цветок. Машина подъехала к магазину. Мама купила фартук. В аквариуме плавали золотые рыбки.)
    • Составьте предложения со словами - названиями предметов, изображённых на картинке, по такой схеме 
    • Придумайте сказку, используя слова - названия предметов, изображённых на картинке.

    Работа над доказательной речью.

    • Докажите, что на картинке изображён аквариум. (Это аквариум - специальная прозрачная ёмкость с водой, в которой плавают рыбки.) Докажите, что на картинке изображён фартук, лимон.

    Составление загадок.

    • Опишите предмет, не называя его. (Жёлтый, кислый, ароматный фрукт.)

    Добавлю, что, используя изображение этих предметов, можно решать и другие задачи:

    • упражнять в употреблении предлогов при нахождении местоположения предмета (Лимон находится над аквариумом.);

    -упражнять в согласовании числительных с существительными (Пять домов, фартуков, лимонов. Три аквариума, цветка, машины.);

    • упражнять в употреблении падежей  (В доме нет аквариума, лимона, фар

    тука.);

    • упражнять в использовании глаголов в разном времени (Машина что делает? Едет. Машина что делала? Ехала.);
    • развивать восприятие (Накрыть одно изображение на картинке листом бумаги , понемногу отодвигать лист и задать вопрос: «Что это?»);
    • закреплять количественный счёт, порядковый счёт.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи рекомендую использовать следующие игры.

    1. Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения («Узнай, что изменилось», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?»).
    2. Игры на различение неречевых звуков («Угадай, где звенит», «Угадай, какая погремушка гремит»).
    3. Игры на различение звуков речи («Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца»).
    4. Игры на автоматизацию звуков («Разложи картинки», «Разложи и назови», «Где живёт звук?»).
    5. Игры на дифференциацию звуков («Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?»).

    С целью оптимизации работы по формированию правильной речи необходимо составить картотеку потешек, колыбельных песенок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок и чистоговорок.

    Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки - исключительно благодатный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков.

    Заучивание чистоговорок и скороговорок влияет на развитие дикции и речевого дыхания.

    Попросите ребенка (детей) повторять за вами:

    Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.

    Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

    Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

    Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

    Новую скороговорку (чистоговорку) произносите вместе с детьми в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Затем несколько раз произносите её негромко и ритмично.

    В игровое упражнение «Я дружу с интонацией» можно поиграть, используя скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат».

    «Рано утром Петя взял удочки и пошёл удить рыбу. Только он подошёл к озеру, как услышал где-то рядом шорох. Заглянул Петя в камыши и увидел маленьких мышат. Испугался мальчик и побежал к маме. «Шесть мышат в камышах шуршат», - испуганно сказал Петя».

    Представьте, что вы - испуганный мальчик и произнесите скороговорку.

    «Улыбнулась мама и спросила: «Шесть мышат в камышах шуршат?»

    Изобразите маму и произнесите скороговорку.

    «И тут Петя понял: он испугался таких маленьких мышек. Выскочил он на улицу и побежал к друзьям. «Шесть мышат в камышах шуршат!» - радостно проговорил он».

    Изобразите радостного мальчика и проговорите скороговорку.

    Во время НОД воспитатели проводят физкультминутки, пальчиковую гимнастику, которые, благодаря сочетанию движений с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний, служат одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.

    Например,  пальчиковая гимнастика «Теремок».

    На поляне теремок,

    Дверь закрыта на замок,

    Из трубы идёт дымок.

    Вокруг терема забор,

    Чтобы не забрался вор.

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

    Открывайте, я ваш друг!

    (Соединяем ладони «домиком».)

     (Смыкаем пальцы в «замок».)

    (Смыкаем пальцы в «колечки».)

     (Показываем ладони, расставляем пальцы.)

    (Щёлкаем пальцами.)

    (Стучим кулаком одной руки по ладони другой руки.)

    (Разводим руки в стороны, одной ладонью обхватываем другую ладонь.)

    Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки.

    Использование подвижных игр и упражнений позволяет не только качественно осуществлять коррекционную деятельность, но и удовлетворяет потребность детей в движении.

    Они могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

    Например, игра «Золотые ворота» (автоматизация звука [р]), «Тише, тише, Маша пишет!» (автоматизация звука [ш]).

    Воспитателям необходимо учесть, что стихотворение для игры разучивается с детьми заранее; во время игры контролировать произношение, во время игры нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, чётко, вполголоса.

    В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является театрализованная деятельность.

    Работая над персонажем, ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу. Детям необходимо объяснить, что актёр театра должен уметь чётко произносить текст, выразительно передавать интонацию, сохранять темп речи.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний ребёнка активизируется его словарь, развивается связная и «этически» правильная речь.

    В работе целесообразно использовать театрализованные игры, разработанные для обучения детей диалогическим репликам, для умения вступать в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил речевого этикета.

    Начинать проводить такие игры надо со средней группы. Вначале разучивать с ними стишки-диалоги. Дети выступают в своей группе, затем перед воспитанниками других групп. И наконец, на утренниках дети с удовольствием выступают перед родителями.

    Приведу примеры стихов-диалогов.

    Кошка.

    Мур, мур, мур.

    Автор.

    Мурлычет кошка.

    Кошка.

    Ты погладь меня немножко,

    От тепла и ласки я зажмурю глазки.

    Автор.

    Ветер воет, завывает,

    Песню деткам напевает.

    Ветер.

    Буду, буду дуть опять,

    Не пойдёте вы гулять!

    Дети.

    Ты нас, ветер, не пугай,

    Лучше тучи разгоняй.

    Мы оденемся тепло,

    Погуляем всё равно!

    Развитие звуковой культуры речи детей осуществляется в разных видах деятельности.

    В музыкальной деятельности, например, пение помогает исправлять некоторые речевые недостатки: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения;  развивающие игры с голосом, в ходе которых они подражают голосам зверей и птиц, звукам неживой природы: тиканью часов, капающему дождю, скрипу дверей, шуму едущей автомашины, с помощью таких игр непроизвольно формируется звукообразование, развивается фонематический слух; использование музыкальных инструментов при знакомстве детей со звуком, слогом, словом. 

     «Где живёт звук?» Сначала знакомим детей с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также учим находить середину полотна музыкального инструмента (можно приклеить на пластинку метку). Затем объясняем: дорожка из пластинок похожа на слово, в котором живут звуки. Звук может жить в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук живёт в конце слова, по какой пластинке ударим молоточком? Услышав звук в середине слова, ударяем молоточком по середине дорожки. Даём задание: послушайте слово и покажите, где в нём живёт звук: в начале, середине или в конце.

     «Звук или слово? Слог или слово?»

    После знакомства детей с понятиями «слог», «слово» даём задание: если услышите слово, проведите молоточком по всей дорожке металлофона. Услышав звук (слог), ударьте по одной пластинке. Объясняем: слово звучит долго, а звук (слог) - коротко.

    «Звонкий - глухой».

    После знакомства со звонкими и глухими согласными даём задание: если услышите в начале слова звонкий согласный звук, позвените колокольчиком; если услышите глухой согласный звук, постучите ложками.

    «Посчитаем слова».

    После знакомства с понятием «предложение» даём задание: при произнесении каждого слова в предложении ударяйте палочкой по треугольнику и считайте слова.

    «Гласный - согласный».

    Беспрепятственный «полёт» гласных ассоциируется с игрой на дудочке (звук льётся легко и свободно), звучание согласных - с игрой на барабане (звук встречает препятствие, палочки ударяют по барабану).

    После знакомства с понятиями «гласный звук», «согласный звук» даём задание: услышите в начале слога (слова) гласный звук - играйте на дудочке, услышите согласный звук - стучите в барабан. Затем даём задание на определение звука в конце слога (слова).

    В изобразительной деятельности, например, при рисовании орнамента используется ритмическое голосовое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное («топ-топ», «кап-кап»).

    При рассматривании игрушек - образцов для рисования воспитатель читает загадки, стихотворения, пропевает песенки - потешки («Зайчик серенький сидит и ушами шевелит...»), а ребёнок повторяет слова и выполняет движения. Речевой материал должен быть мелодичным, звонким, с красивым ритмом, с чёткой рифмой.

    Прежде чем дети возьмут в руки кисти, на музыкальном фоне можно прочитать строчки стихотворения по предстоящей теме. Стихи используются и для подведения итога деятельности детей.

    Мы трудились очень дружно -

    Получилось то, что нужно:

    Не машина, не конфета,

    Настоящая ракета!

    Занятия по изобразительной деятельности, посвящённые определённому сезону, можно начать с подбора слов, обозначающих особенности этого времени года. Воспитатель говорит, показывая ладонь: «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». По предложению воспитателя дети называют как можно больше слов или только существительные (прилагательные, глаголы), в которых есть заданный звук. После правильно произнесённого слова воспитатель сжимает пальцы в кулак - «принимает слово».

    Утренники и праздники являются эффективной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи.

    При подготовке праздника музыкальный руководитель, воспитатели проводят беседу с детьми о событии, которое скоро произойдёт. Такие беседы помогают детям больше узнать о предстоящем празднике, о традициях его проведения, способствуют расширению кругозора.

    При разучивании стихотворений и песен детям обязательно объясняют значение непонятных слов, обращают их внимание на правильное произнесение звуков, добиваются выразительного чтения, учат правильно держаться во время выступления.

    Очень полезно разучивание песен-танцев - при этом развивается координация речи с движениями.

    Проводится индивидуальная работа. Дети, которые ещё не могут свободно пользоваться речью - выступать с чтением стихов или участвовать в инсценировках - получают облегчённое задание: выучить и прочитать четверостишие, загадку, обыграть неречевую роль.

    Только взаимопонимание и работа в тесном контакте с родителями помогают добиться положительных результатов по воспитанию звуковой культуры речи детей.

    И самое важное, следим, чтобы наша речь была четкой, чистой, без слов-паразитов, потому что мы являемся образцом для детей.

    Таким образом, высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком, организация и проведение речевых игр, взаимодействие с семьями дошкольников - залог успешного воспитания звуковой культуры речи детей.

    Литература

    Программа дошкольного образования «От рождения до школы»// Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019.

    Интернет-ресурс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....

    Методическое пособие по созданию и работе TV-студии для реализации задачи «Развитие интонационной и звуковой культуры речи в различных видах детской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

    Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ.  Одной из...

    Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

    Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...

    Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

    ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...

    Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

    Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...

    Презентация к мастер-классу "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

    Совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста,...

    Презентация: "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

    в"Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса" оспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...