Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»
презентация по развитию речи

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.

Аспекты звуковой культуры речи:

- Слуховое внимание

- Фонематический слух

- Подвижный артикуляционный аппарат

- Правильное речевое дыхание

- Правильное звукопроизношение

- Хорошая дикция

- Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациям

- Произношение слов согласно нормам орфоэпии  русского литературного языка

- Интонационная выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx81.2 КБ
Файл seminar_-_praktikum.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» муниципальное образование

Староминский район

Семинар – практикум

«Воспитание звуковой культуры речи

в различных формах образовательного процесса»

Подготовила:

учитель- логопед

Булина Татьяна Ивановна

ст. Канеловская, 2020

Слайд 2

 Актуальность: проблемы звуковой культуры речи у детей дошкольного  возраста.

Цель: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

- развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

- создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

- контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Слайд 3

Психологический настрой.

- Говорят, что когда встречаются два педагога, обязательно начнется педсовет. Нас собралось больше, а это значит, сегодня неизбежен семинар.

- Прежде чем преступить к работе, давайте дадим себе установку. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной фразы: «На пути у меня нет преграды, всё получится, как надо; покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».

Слайд 4

«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак для всех присутствующих».

( любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).

Итак, вы, наверное, догадались, какой теме будет посвящен семинар-практикум.

Пройдет наш семинар в форме речевого коллоквиума. Для многих слово «коллоквиум» незнакомо – это беседа с целью выяснения знаний, своего рода мини экзамен.

Слайд 5

Что же такое звуковая культура речи?

ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.

Аспекты звуковой культуры речи:

- Слуховое внимание

- Фонематический слух

- Подвижный артикуляционный аппарат

- Правильное речевое дыхание

- Правильное звукопроизношение

- Хорошая дикция

- Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациям

- Произношение слов согласно нормам орфоэпии  русского литературного языка

- Интонационная выразительность речи.

Слайд 6

Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР?

Группа раннего возраста (от 2-3 лет):

- Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных ), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата;

речевого дыхания, слухового внимания.

- Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Младшая группа (от 3-4 лет):

- Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; с-з-ц)

- Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие,  речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

- Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно,  с естественными интонациями.

Слайд 7

Средняя группа (от 4-5 лет):

- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков (р,л).

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.

- Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

- Совершенствовать интонационную выразительность речи.

- Знакомство с понятием звук, слово.

Старшая группа (от 5-6 лет):

 - Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков.

 - Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки  (с-з,с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, з-ж, л-р).

 - Продолжать развивать фонематический слух.

 - Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 - Отрабатывать интонационную выразительность речи.

 - Знакомить с понятием предложения.

 - Составлять по образцу простые и сложные предложения.

Слайд 8

Подготовительная группа  (от 6-7 лет):

 -  Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

- Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 9

      ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически.
    Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах:
    −  на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
   − различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
   − отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
   − интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
   − дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме)

Слайд 10

Практикум «Вспомни всё!» – о формировании звуковой культуры речи.

Задание – «Этапы работы над звуком»

Этапы работы по звуковой культуре речи детей: расставь в правильном порядке.

1) Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

2) Подготовка артикуляционного аппарата;

3) Постановка (уточнение произношения) изолированного звука;

Правильный ответ

4) Подготовка артикуляционного аппарата;

5) Постановка (уточнение произношения) изолированного звука;

6) Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

А теперь о каждом этапе подробнее.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика.

Наши рекомендации к этому виду работы:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.

Слайд 12

Подготовительный этап

Задание – «Зарядка для языка»

Упражнение "Шушаника Минична"

 

- Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом.

- Нужна ли артикуляционная гимнастика?

Слайд 13

Дыхательная гимнастика.

Следующее, к чему мы подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием? Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и...15.. Произносить на выдохе с, ф, ш.

Слайд 14

Практическое выполнение дыхательных упражнений:

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- ребенок не должен надувать щеки;

- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.

Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной.

Рекомендации к данному направлению работы:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

Слайд 15

Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

Слайд 16

Предлагаю немного поиграть.

1. Развитие фонематического слуха во время физкультурной минутки.

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

Слайд 17

А теперь о фонематическом слухе на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:

«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Сколько слов со звуком Л вы услышали? (9, в одном слове звук встречался дважды).

Игра с мячом. Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус.

Слайд 18

Этап появления звука

Чтобы поставить звук, педагогам необходимо всё знать об этом звуке.

Задание – «Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)

1 – слово «речь»

 2 – слово «звуки»

Слайд 19

Этап усвоения звука

(Правильное произношение звука в речи)

Уточнение правильного произношения звука.

Звук уточняется в словах, фразах, скороговорках, потешках, стихотворениях, рассказах.

Задание - Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай

По одному участнику выходят.

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).

5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова

11. Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук

12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два? петуха

13. Очень медленно и тихо по листу ползет? улитка

14. Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? Соловей

15. В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я -? рыба

16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

17. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? цыпленок

18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? лягушка

Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос – это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Слайд 20

Мастер-класс «Выразительное чтение»

1. Чтение стихотворения «Мама» Сначала монотонно, затем выразительно.

2. Выразительное чтение стихотворения «Мама».

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя всё время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит.

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет! (Костас Кубилинскас)

Слайд 21

Игра «Расскажи сказку»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Итак, мы сегодня говорили, о воспитании звуковой культуре речи, но есть еще множество тем для изучения. Это: работа со словом и предложением, работа с текстом, составление рассказа по картине и сюжетным картинкам и многое другое.

И вот вам дать несколько советов.

Слайд 22

- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.

- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…  Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 23

Рефлексия.

Упражнение «Сердце коллектива»

Инструкция:

Знаете ли  вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Сердце педагогического коллектива – включает в себя всё, что вы перечисляли в начале семинара – всё, что нас объединяет. Наш семинар  педагогов был посвящен маленькой частичке – воспитанию звуковой культуре речи наших воспитанников, над многим нам еще предстоит работать.

И оно будет нам своеобразным планом работы на будущее.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса» Учитель – логопед: Булина Татьяна Ивановна

Слайд 2

Актуальность : проблемы звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Цель: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Задачи: - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей; - развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников; - создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; - контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Слайд 3

«На пути у меня нет преграды, всё получится, как надо; покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».

Слайд 4

«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Л юбовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; грамотная, поставленная речь и четкая дикция

Слайд 5

Звуковая культура речи – это произносительная сторона речи. Аспекты звуковой культуры речи : Слуховое внимание Фонематический слух Подвижный артикуляционный аппарат Правильное речевое дыхание Правильное звукопроизношение Хорошая дикция Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациям Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка Интонационная выразительность речи

Слайд 6

Группа раннего возраста (от 2-3 лет): Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных ), в правильном воспроизведении звукоподражаний , слов и несложных фраз (из 2-4 слов ). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата ; речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Младшая группа (от 3-4 лет) : Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные ( а, у, и, о, э ) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г ; ф-в ; с-з-ц ) Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Слайд 7

Средняя группа (от 4-5 лет ): Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков , отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков ( р,л ). Развивать артикуляционный аппарат . Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний . Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова , начинающиеся на определённый звук . Совершенствовать интонационную выразительность речи . Знакомство с понятием звук, слово. Старшая группа (от 5-6 лет ): Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков . Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки ( с-з,с-ц , ш-ж , ч-ц, с-ш, з-ж, л-р ). Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец ). О трабатывать интонационную выразительность речи . Знакомить с понятием предложения. Составлять по образцу простые и сложные предложения.

Слайд 8

Подготовительная группа (от 6-7 лет ): Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка . Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями . Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении , определять место звука в слове . Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 9

ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах: − на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи; − различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий; − отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); − интегрированные занятия со специалистами ДОУ; − дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме )

Слайд 10

Практикум «Вспомни всё!» – о формировании звуковой культуры речи. Задание – « Этапы работы над звуком » Этапы работы по звуковой культуре речи детей: расставь в правильном порядке. Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Подготовка артикуляционного аппарата; Постановка (уточнение произношения) изолированного звука;

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика Р екомендации к этому виду работы: - ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты; - создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета); - постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы. Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.

Слайд 12

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна Фессалоникия Якубовна Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична Нунехия Амфиохъевна Антигона Маевна Геновефа Иркнеевна Ермиония Питиримовна Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна Рипсимия Флегонтовна Вестита Евменьевна Геласия Доримедонтовна Подготовительный этап Задание – « Зарядка для языка » Упражнение " Шушаника Минична " - Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом. - Нужна ли артикуляционная гимнастика?

Слайд 13

Дыхательная гимнастика Следующее, к чему мы подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием? Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача педагога: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и...15.. Произносить на выдохе с, ф , ш .

Слайд 14

Практическое выполнение дыхательных упражнений: - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки; - не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение. Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной. Рекомендации к данному направлению работы: - дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты - д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д )

Слайд 15

Фонематический слух Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем. Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

Слайд 16

Развитие фонематического слуха во время физкультурной минутки И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб). И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

Слайд 17

О ф онематическом слухе на занятиях по математике − Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой − Сколько слов со звуком Л вы услышали? Игра с мячом Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус и.т. «У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку . Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки . «Просим к стоЛу » − говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Слайд 18

2. Этап появления звука Задание « Звуки речи, какие они? » (фонетический разбор слов) − речь − звуки

Слайд 19

3. Этап усвоения звука Задание - Разминка: “ На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай 1.Иглы колкие торчат прямо с детства у … 2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там … 3.Через горы и леса в край родной летит … 4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у … 5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый … 6.Звонко цокают подковы на копытах у … 7.Кукарекает спросонок Милый, добрый … поросенок? Ответ: 8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это … мишка? 9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный … бегемот? 10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? 11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? 12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два … ? 13.Очень медленно и тихо по листу ползет … ? 14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? 15.В речке я люблю резвиться, В стайке плавать, ведь я - … ? 16.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый … гномик? 17.Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? 18.Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам … соловей? . .

Слайд 20

Мастер-класс «Выразительное чтение» Чтение стихотворения «Мама» Сначала монотонно , затем выразительно . Выразительное чтение стихотворения «Мама». Мама, очень-очень Я тебя люблю! Так люблю, что ночью В темноте не сплю. Вглядываюсь в темень, Зорьку тороплю. Я тебя всё время, Мамочка, люблю! Вот и зорька светит. Вот уже рассвет. Никого на свете Лучше мамы нет! ( Костас Кубилинскас )

Слайд 21

Игра «Расскажи сказку» Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. «Колобок»

Слайд 22

Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 23

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Сердце педагогического коллектива – включает в себя всё, что вы перечисляли в начале семинара – всё, что нас объединяет. Наш семинар педагогов был посвящен маленькой частичке – воспитанию звуковой культуре речи наших воспитанников, над многим нам еще предстоит работать. И оно будет нам своеобразным планом работы на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума «Развитие звуковой культуры речи»

Цель - повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при развитии звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников. Звуковая культура р...

Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...

Семинар - практикум "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников"

Семинар - практикум " Воспитание звуковой речи дошкольников" работа с родителями....

Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...

Мастер-класс "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Цель мастер-класса: совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Видеофайл мастер-класса  https://disk.yandex.ru/i/mdb4n_B_8DjpYw...

Презентация к мастер-классу "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

Совершенствование работы воспитателей ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста,...

Презентация: "Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса"

в"Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса" оспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса...