Активные формы работы учителя - логопеда с родителями.
методическая разработка по логопедии

Методические рекомендации по использованию активных форм работы учителя-логопеда  с родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные

формы работы учителя- логопеда

с родителями.

г. Ульяновск

2023

Активные формы работы учителя- логопеда с родителями в ДОУ: методические рекомендации подготовила учитель- логопед: Хайрутдинова Ю.Ш. МДОУ №244.

Лейтомтивом взаимодействия педагога с родителями является сотрудничество!

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут все более новые точки взаимодействия, современные формы работы с родителями, которые бы помогли в решении проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Содержание:

Введение………………………………………………………………4

Формы работы учителя- логопеда с родителями…………………...5

Аквтиные формы проведения родительских собраний……………7

ВВЕДЕНИЕ.

Массовая цифровизация общества, дефицит времени у работающих родителей, а также обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации и совершенствования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – первичная социальная доминанта, дающая ребенку ощущение психологической и физической защищенности и нужности, поддержку, безусловное безоценочное принятие. В этом главное значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Детский сад и семья - два очень важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется взаимодействие. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи нельзя недооценивать при воспитании детей с речевыми нарушениями. Систематическая и целенаправленная помощь родителей ребенку с речевыми нарушениями, в сочетании со своевременным выполнением рекомендаций логопеда на различных этапах обученияи корекции, способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника.

Одним из основополагающих принципов социальной и коррекционной работы является комплексное педагогическое воздействие на ребенка. Реализация данного принципа предполагает привлечение к социализации и коррекционной работе не только логопеда, но и при необходимости медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др.), а также обязательное активное участие родителей.

В современном обществе, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут и зачастую не хотят найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Работа с семьей — одна из основполагающих сторон деятельности педагога.

Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно- образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Она направлена на решение следующих задач:

• установление единства в коррекционно- развивающем обучении и воспитании детей;

• психолого- педагогическое просвещение родителей;

• изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

• ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей.

Современные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Цифровизация современного общества предполагает поиск новых форм работы с родителями и обновление традиционных с одной целью – обспечить процесс непрерывного

Активные формы работы учителя- логопеда с родителями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, обусловленных цифровизацией современного общества и вхождением в жизнь семьи и ребенка новомодных гаджетов, котороые не способствуют полноценному развитию детей любого возраста. Поэтому новые познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Остановимся более подробно на более актуальных формах взаимодействия с родителями воспитанников. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические ( хотя по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Современные нетрадиционные формы работы

учителя- логопеда с родителями.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Познавательные

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, и деловые игры.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные печатные и цифровые листы для родителей

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Используя цифровые средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, дать рекомендации по воспитанию детей и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Активные формы проведения родительских собраний.

Логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:

  • Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.
  • Несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
  • Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Основная задача родительского собрания – поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития дошкольников.

Е.Н. Фоминых, И. А. Коротаева и С. В. Чиркова считают, что форма собраний может быть самой разной:

  • традиционное собрание. Донесение информации до родителей; вопросы родителей - ответы логопеда и воспитателя;
  • педагогическая мастерская;
  • конференция;
  • консилиум;
  • диспут;
  • диалог;
  • размышление;
  • дискуссия;
  • практикум;
  • тренинг;
  • опыт;
  • «круглый стол»;
  • вечер-встреча;
  • совместно с детьми;
  • в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

Формы проведения нетрадиционных родительских собраний :

«Педагогическая гостинная».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Аукцион».

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Мастер – класс».

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Методы активизации родителей:

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм».

Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».

Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись».

Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах».

При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

«Мини-эксперимент».

Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Формы работы учителя - логопеда с родителями

Работа должна быть интересна для начинающих логопедов. В ней отражены различные способы работы с родителями:  индивидуальная консультационно - коррекционная работа, родительские собрания, мастер ...

Презентация ""Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями!

Презентация "Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями"...