Использование кинезиологических упражнений на подготовительном этапе и при автоматизации звуков
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Судолова Людмила Геннадьевна

В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с такими трудностями, как:вызывания звука, запоминания вызванной артикуляционнной позы, автоматизации вызванного звука в речи. Современным и перспективным направлением является кинезиология. Кинезиология –это наука о развитии умственных способностей через движение.Кинезиологические упражнения очень значимы в нашей работе так как они способствуют развитию психической базы речи, моторики, пространственных представлений, а еще снижают утомляемость! Существует много кинез приемов, далее мы  рассмотрим каждый.
При постановке звука мы используем три этапа (подготовительный, основной (постановка) и автоматизацию. На всех этапах мы используем кинезеологические упражнения. Начинаем с нейробики – общих двигательных упражнений : нейробика, растяжки и релаксации Дерево – ребенок должен почувствовать напряжение мышц тела (когда дерево растет) и расслабление (когда дерево качается на ветру), телесные упражнения на ощущение своего тела– Велосипед , сам себе качели. Работа над дыханием может быть увлекательной и интересной, когда она проводится одновременно с движениями. Необычным приемом является дыхание через левую ноздрю  - это активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание, только через правую ноздрю, активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению  рациональных задач.
Работа над слуховым восприятием проходит в игровой форме и одновременно со слуховым восприятием развивается мелкая или крупная моторика ( в зависимости от игры).
Для крупной моторики используем пособие Змейка, коврики, кочки.
Расширить поле зрения , улучшить восприятие – помогут глазодвигательные упражнения, а однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергитезацию организма. Биоэнергопластика так же является эффективным кинезеологическим упражнением.
 Самомассаж – активизирует биологически активные точки головы и шеи, мышц языка, ушных раковин и мышц лица.
Упр направленные на развитие общей и мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.
На этапе постановки и автоматизации звуков активно используем следующие упр:

- Хлопни-топни - Перед началом игры педагог с ребёнком отражённо выполняют простые движения: хлопок в ладоши, стук кулаком, топанье ногой. Затем ребёнку демонстрируется карточка, он должен повторить ритмический ряд одновременно проговаривая речевой материал

- лесенки- Для упражнений понадобится координаионная лестниа. Ребёнок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, и приземляется в следующий сектор в соответствии со схемой (на одну или две ноги). Одновременно проговаривать чистоговорку или четверостишие .

- мешочки – Для этих упражнений понадобятся мешочки с разным наполнителем ( песок, крупа, соль) по 200 гр на один мешочек. Начинаем работать с простых движений и постепенно их усложняем добавляя речь ( чистоговорки).21.)

- дорожки - Ребёнок ведёт указательными пальами или маркерами (карандашами) линии одновременно двумя руками по двум дорожкам на карточке. Одновременно проговаривая автоматизируемый звук.

Все эти упражнения Совмещаем их с речевым материалом ( изолированный звук, со словами, чистоговорками  и  стихотворениями.

Все эти упражнения есть в нашей картотеке, с которой вы познакомитесь в группах.

 Вдохновляясь готовыми разработками других педагогов мы создали пособия Нейроладошки и таблицы Шульте на автоматизацию и диф.звуков, а так же таблицу шульте для арт гимнастики.

Кинезио- мешочки сшили из разных материалов. Для упражнений по нейробики изготовили пособие «Змейка».
Все это нравится детям и привлекает их внимание, что способствует повышению эффективности нашей работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни"

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и ...

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием кинезиологических упражнений

Конспект коррекционно- развивающего занятия для детей с общим недоразвитием речи....

Интегрированная ООД с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к солнышку» по автоматизации звука [С] для детей подготовительного дошкольного возраста .

Приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Правильно и четко произносить звук [С] в словах, предложениях и стихах....

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «Ш» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет)

Как учителю-логопеду разнообразить занятия с ребенком по автоматизации поставленных звуков? Использовать больше движений и кинезиологических упражнений. Когда занятие проходит не за столом, а в движен...