"Профилактика нарушений звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Татьяна Михайловна

В материале даются рекомендации, как избежать нарушений звукопроизношения и почему надо как можно раньше заниматься артикуляционными упражнениями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Черепашка» Подготовила учитель-логопед Бадалян Т.М.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты возникают при нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др . Родовая травма и асфиксия ( недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям . Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка . Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга . Наследственные факторы . Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Слайд 3

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ В РЕЧИ РЕБЁНКА РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ возраст ребёнка 1-2 ГОДА 2 -3 ГОДА 3 -5 ЛЕТ 5 -6 ЛЕТ Звуки А О Э П Б М И Ы У Ф ВТ Д Н К Г X Й С 3 Ц Ш Ж Ч Щ Л Р

Слайд 4

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения Благоприятная речевая среда. Хорошо поставленное речевое дыхание. Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторики.

Слайд 5

Работа над речевым дыханием От него зависит правильность произношения некоторых звуков. Помогает лучшему звучанию голоса. Установлению плавности речи. Переходу от одной тональности к другой и т.д.

Слайд 6

Артикуляционные упражнения - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) , необходимые для правильного звукопроизношения .

Слайд 7

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой : Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста . Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены . Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту ». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться гово­рить правильно, чётко и красиво.

Слайд 8

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например : что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу )? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла . Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка . Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений . Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Слайд 9

Развитие мелкой моторики Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка . Это необходимо использовать в работе с детьми. Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами.

Слайд 10

Игры, развивающие мелкую моторику: Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий -шершавый »; «Найди такой же на ощупь»; « Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое». Игры с водой и песком. Игры с нанизыванием: « Собери бусы», «Собери пирамидку », « Хоровод зверей», «Сушим одежду ». Игры с пластилином. Игры с бумагой : « Снежинки» ( 1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); « Складывание из бумаги». Фольклорные пальчиковые игры: « Сорока-ворона», « Ладушки »,« Этот пальчик...», «Расскажи стихи руками». Игры на выкладывание: « Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики , мозаика .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Методические рекомендации по теме: «Профилактика нарушений звукопроизношения»

Профилактическая работа начинается с раннего возраста и строится по четырем основным  направлениям: - развитие фонематического восприятия;- развитие речевого дыхания;- развитие подвижн...

Антикян И. В. Круглый стол для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ, не имеющем в своем составе специализированных групп"

Деловая игра учителя-логопеда для педагогов ДОУ. Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников....