Конспект занятия по логоритмике в старшей группе “Прогулка по зимнему лесу” ( 5 – 6 лет) Цель: Преодоление стертой дизартрии путем развития речевых и неречевых функций. Образовательные задачи: - Развивать умение в образовании однокоренных слов;
- Активизировать знания детей о признаке предмета;
- Формировать связную монологическую и диалогическую речь.
Оздоровительные задачи: - Повышение тонуса мышц.
- Развитие ёмкости легких.
Воспитательные задачи: - Воспитывать детей работать в группе без конфликтов.
Коррекционные: - Формирование пространственной организации движений.
- Нормализация мышечного тонуса.
- Активизировать у детей память и внимание.
- Развивать речевое (фонационное) дыхание и голос.
- Координация речи и движения.
- Закрепление навыка правильного произношения.
Активизация словаря: зима, сугробы, снежная, морозная, вьюга, сверкающие. Методические приемы: проблемная ситуация; путешествие; игры - упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, упражнения на развитие коммуникативных навыков, имитация движений, речевые игры, музыкальное сопровождение. Предварительная работа: Изучение тем: “Зима”, “Дикие животные зимой” Изучение грамматических тем: “Однокоренные слова” Разучивание на занятиях по логоритмике: 1) Упражнение “Здравствуй” - развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. 2) Упражнение “В лес на лыжах мы пойдем” ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, зрительной ориентации, координации движений. 3) Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга” 4) Упражнение “Вот на улице мороз” - развитие тактильного восприятия, координации движений и речи. 5) Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили…” - ритмическая гимнастика, регулирующая мышечный тонус 6) Упражнение “Белка” - развитие чувства ритма, голосового диапазона. 7) “Игра в снежки” - пальчиковый игротренинг, способствующий активизации коры головного мозга, согласованной работе речедвигательных и речеслуховых анализаторов. 8) Упражнение “Прогулка” - развитие мелкой моторики рук, внимания. 9) Упражнение “Снежинки” – дыхательная гимнастика. 10) Упражнение “До свиданья, зимний лес” - заключительное упражнение на релаксацию: спокойная ходьба, цель которой – успокоить детей, переключить на другой вид деятельности. Ход занятия Логопед: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом. Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: “Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!” В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе. Логопед: Ребята, вот и началась зима, сегодня я предлагаю вам совершить наше первое в этом году сказочное путешествие в зимний лес! Упражнение – ритмическая разминка “В лес на лыжах мы пойдем”: Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем, (руки в локтях согнуты, ноги прямые, в сторону) По сугробам высоко ноги поднимаем, (шаг с высоким подниманием колена на месте) А по льду совсем легко тихонечко шагаем. (руки на пояс, медленные шаги в сторону) Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. (быстрый шаг на месте) Мы деревья и кусты змейкой обойдем (змейкой за преподавателем) И к лесной опушке вскоре мы придем. Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга? Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.) Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”. Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”. (с понижением звука) Логопед: Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся? Вот на улице мороз! | Руки на поясе. | Ну-ка, все потрите нос! | Трут кончик носа. | Ни к чему нам бить баклуши, | Грозят правым указательным пальцем. | Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! | Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад. | По коленкам постучали, | Стучат ладонями по коленям. | По плечам похлопали, | Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. | Ножками затопали! | Топают ногами. |
Логопед: Дети, вы слышите кто – то рычит? Это медведь. Наверное, мы разбудили его нашим топотом! Мишка: УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает! Логопед: Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”: - Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так! (повороты головы право – влево) - Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так … (руки- лодочка поднимаем вверх-вниз, при подъеме рук к лицу делаем вдох) - Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так… (руки согнуты в локтях, подняты – быстрые движения вперед – назад) - А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так… (руки в напряжении поднимаются вверх, пальцы растопырены) - Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так… (ноги на ширине плеч, перекаты с одной ноги на другую).
Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется. Логопед: Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу. Логопед: Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит. Это скорлупки от орешка. Как вы думаете, чьи они? (выслушивает ответы детей) Логопед: Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка. Чтобы пережить холодную и суровую зиму, она делает много запасов на зиму. Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку.
Упражнение на развитие чувства ритма и голосового диапазона. Дети отстукивают руками ритм и пропевают: По деревьям скок, скок (в ладоши), Ти-ти-ти-ти (по бедрам) - та-та (в ладоши) Да орешки щелк, щелк (в ладоши) . Ти-ти-ти-ти (по бедрам) - та-та (в ладоши) Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти (по бедрам) – та (в ладоши) Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та (можно чередовать ладошки – бедро) Логопед: Ребята, посмотрите на этой полянке образовались настоящие сугробы. А как вы любите играть зимой, когда вокруг много свежего липкого снега? (Ответы детей) Правильно, в снежки. Давайте и мы поиграем сейчас в снежки: зачерпнем снега целую пригоршню, слепим тугой комочек, бросим его далеко-далеко. Слепим еще один комочек и бросим его одной рукой, затем другой рукой. Вот так! А теперь погреем ручки: потрем ладошку о ладошку, чтобы им стало тепло. Встряхнем ручки, чтобы они отдохнули. Молодцы! Логопед: Ребята, а какие еще слова вы знаете, которые образованы от слова снег? Упражнение на образование однокоренных слов. Снег – снежинка, снежный, снежок, заснеженный, снежная баба, снегурочка, снеговик. Снежинка - покрутиться Снежный - руки перед собой крутим, как барабан Снежок- сжимаем ладошку в кулак Заснеженный-руки разводим в сторону, как солнышко Снежная баба- руки в боки и крутимся Снегурочка - руки домиком над головой и крутимся Снеговик- руки округло перед с собой сцепляем и идём Логопед: Молодцы! Что-то замерзли наши пальчики, нужно скорее их согреть (пальчиковая гимнастика). Слова | Движения | Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальчики по одному. | Мы в лесок пошли гулять. | Идут указательным и средним пальчиками | Бабу снежную лепили, | «Лепят» комочек двумя ладонями. | Птичек крошками кормили, | «Крошат» хлеб всеми пальчиками. | С горки мы потом катались, | Ведут указательным пальцем по ладони. | А еще в снегу валялись. | Ладошки медленно почесывают. | Все в снегу домой пришли. | Отряхивают ладошки. |
Логопед Упражнение на развитие дыхания.: Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки (1 вдох – 1 выдох; 1 вдох – 2 выдоха; 1 вдох – 3 выдоха) – каждое повторяется по 2 раза. Заключительное упражнение на релаксацию – спокойная ходьба по залу: До свиданья, зимний лес. Рады были встрече! (машут рукой) Много было здесь чудес. Наступает вечер. (звездочки руками) Нам пора идти домой в этот поздний час. (руки над головой – треугольник) Детский садик наш родной ждет давно уж нас. (обняли себя)
|