Знакомство со звуком ( Р - Рь) и буквой "Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тулякова Юлия Александровна

Знакомство со звуком ( Р - Рь ) и буквой "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_r.docx318.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 9"

Знакомство со звуком (Р – Р,) и буквой «Р».

Составил

учитель – логопед 1 кв. категории:

Тулякова Ю. А.

г. Богородск,2023

Цель: знакомство со звуками [P] и [P’].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • научить детей давать сравнительную характеристику звуков [P] и [P’];
  • закреплять умение определять место звука в слове;
  • учить дифференцировать звуки [P] и [P’] в слогах, словах, чистоговорках;
  • познакомить детей с новым словом «скороговорка»;
  • учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
  • развивать пространственную ориентировку.
  • развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, наблюдательность, память.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать наблюдательность;
  • воспитывать любознательность, познавательный интерес к логопедическим занятиям.
  • воспитывать усидчивость, умение слушать товарищей.

Методические приемы: музыкальное сопровождение (Е.Железнова «Автобус»), словесный, наглядный, игровой, практический.

Оборудование.                                                                         Демонстрационный материал: письмо, нарисованная карта, Звуковички (головные уборы, башмачки), паровозик, 2 иллюстрации к скороговоркам, мяч.                                                                Раздаточный материал:  иллюстративный материал, ключи зеленого, желтого, красного цветов для рефлексии.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Логопед: Ребята, утром к нам заходил почтальон, и оставил в кабинете письмо, но я не могу его найти. Помогите найти это письмо.

Ориентировка в пространстве.

(Дети вместе с логопедом ищут письмо, учитель-логопед может давать словесную инструкцию, ориентируя детей в пространстве кабинета)

Логопед: Смотрите, вот оно! Но здесь не только письмо. Что это? Это же карта. А как узнать, кто его нам прислал?

Дети: Нужно открыть письмо.

Логопед: Ребята, вы, конечно, помните, что без взрослых, письма открывать нельзя, так как они могут быть опасными.  (Педагог открывает письмо и читает)

 «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.

Со мной случилось несчастье, я случайно потерял Золотой ключик. Но он оказался в руках Карабаса-Барабаса. Чтобы вернуть ключик, нужно  пройти по извилистой дороге, ведущая к Карабасу-Барабасу.  В этом поможет карта. Но одному мне не справиться! Я надеюсь на вашу помощь! Вы настоящие друзья!»

Буратино

Логопед: Вы готовы помочь? Давайте сядем на ковер и рассмотрим карту (дети совместно с логопедом рассматривают карту).

Логопед: Ребята, дорога оказывается с препятствиями.

  1. Основная часть.
  1. Станция «Скороговорки» (знакомство со звуками [p] и [p’], на карте станция обозначена символом-Звуковичком)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что такое скороговорка?

(Это веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз; это гимнастика для языка; это стихотворение или фраза, которую нужно быстро произносить, не запинаясь, в скороговорке используются слова с труднопроизносимым набором звуков)

Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, который спрятался в скороговорке. Но сначала вспомним, что такое звук. (Звуки мы произносим и слышим).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

 «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Логопед: Повторим вместе. Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?

Дети: Звук [Р].

Логопед: А вот еще одна скороговорка:

«Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!»

Логопед: Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?

Дети: Звук [P’].

Логопед: Вы догадались, с какими звуками  мы будем сегодня играть? ( [p],[p’])

Логопед: Правильно, сегодня мы познакомимся со звуками [p],[p’].

Произнесите звук [Р],  [P’].

Характеристика звуков [P], [P’] по артикуляционно – акустическим признакам (использование индивидуальных зеркал)

Логопед: В каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р]?  Где находится язык? Что происходит с язычком?

Дети:  Язык дрожит-вибрирует.

Логопед: Какой звук [Р]?

Дети:  Звук  [Р] согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Назовите маленького братца звука [Р]?

Дети:  Звук [Р’].

Логопед: Чем звук [Р]  отличается от [Р’] ?

Дети:  (ответы детей)

(Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает)

Логопед: Предлагаю нарядить Звуковичков (правильно подобрать головной убор, башмачки). Девочки собирают мягкий звук [Р], а мальчики – твердый.

(Взаимопроверка!)

Логопед: Ребята, вас Буратино в письме назвал настоящими друзьями. Как вы это понимаете? Что значит быть настоящим другом? (ответы детей)

Логопед: Я надеюсь дружба нам сегодня поможет помочь Буратино.

Логопед: А в слове дружба слышится звук, с которым мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Логопед: В какой части слова «дружба» мы слышим звук [Р]? Подбери схему к слову.

  1. Остановка № 2 (остановка обозначена знаком «хлопок в ладоши»)

Игровое упражнение «Услышь звук» https://3.bp.blogspot.com/-HfBQkHFxH6E/VuoIqmniT6I/AAAAAAAAAZc/2eOtse0VyHoo7ngi1oBFUm75_Ss88BzBg/s1600/clap.png

Логопед: Ребята, хлопните в ладоши, когда звук [Р] в слогах, словах.

(п, т, р, о, а, р, р, ….

па, ип, ту, ра, ор, ди, ша, ры …

брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

  1. Остановка потерянных слов № 3(остановка обозначена символом «корзина»)

Игра «Словопотеряшка» (работа на интерактивной доске) 

Логопед: Ребята, Карабас-Барабас  оставил на этой станции 2 корзины. Даже слова разбежались от него. Помогите собрать их и распределить их в 2 корзины: в одну корзину картинки, в названии которых слышится звук [P],  во вторую – со звуком [P’]. Будьте внимательны!

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/korzina.png

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/korzina.png

 (иллюстративный материал для игры: рыба, репа, кастрюля, ….)

  1. Физкультминутка (инструкция по карте) Е.Железновой «Автобус»

«Автобус»
(1)Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

Инструкция:
1 – покачиваемся, имитируя движение  руля;
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны;
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони;
4 - пожимаем плечами;
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя;
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»),
7 - «крутим руль» и бибикаем,
8- подпрыгиваем, покачиваемся, имитируя движение  руля.

Логопед: Молодцы! Прибыли с вами на следующую станцию.https://fantany.ru/media/images/guestbook/1706szo5u9.jpg

  1. Остановка «Станция Железнодорожная» (остановка обозначена знаком «паровозик  с вагонами») 

Игра «Подели слова на слоги»

Логопед: Ребята, перед вами паровоз с тремя вагонами. В 1 вагоне одно окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка. Вам необходимо распределить  картинки по вагонам в соответствии с количеством слогов в названии каждой картинки.

(Дети по очереди определяют количество слогов в словах хлопками: рыба, ракета, рисунок, кровать, рак, парк, самовар….)

  1. Остановка «Дразнилки» (остановка обозначена знаком «дразнящий человечек») 

Дидактическое упражнение «Скажи  наоборот»

Логопед: Делимся на 2 команды. 1 команда произносит (с подсказкой педагога) слоги с твердым звуком, 2 –  дразнится, произносит с мягким звуком, потом меняются.http://i027.radikal.ru/0802/31/ea8b57654039.png

1 команда:                         2 команда:

ра-ра-ра                        ря-ря-ря

ры-ры-ры                        ри-ри-ри

ро-ро-ро                        рё-рё-рё и т.д.

  1. Остановка «Чистоговорки» (остановка обозначена знаком «мяч») 

(логопед бросает мяч ребенку, произнося чистоговорку, ребенок повторяет, возвращая мяч обратно)

Ра-ра-ра – высокая гора

Ря-ря-ря – синие моря

Ры-ры-ры – летят комары

Ре-ре-ре – санки на горе

Ру-ру-ру – начинаем мы игру

Рю-рю-рю – репу я варю

Ар-ар-ар – летит комар

Арь-арь-арь – у меня букварь

И т.д.

Логопед: Ребята, мы все задания выполнили. Поверьте по карте, ничего мы не пропустили? Молодцы! Помогли Буратино выполнить все задания, добраться до Карабаса-Барабаса. Он возвращает Буратино Золотой ключик. Буратино убедился в том, что вы настоящие друзья. Ему пора возвращаться в сказку, а нам в детский сад.

  1. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, с какими новыми звуками  мы сегодня познакомились? Логопед: Чем эти звуки похожи, чем различаются?

- В какие игры играли?

- Что вам больше всего понравилось?

- С каким новым словом познакомились? (скороговорка)

- Что обозначает это слово, напомните мне.

Рефлексия.

Логопед: Какое задание было для тебя самым трудным? Почему?

Логопед: Теперь предлагаю каждому себя оценить. Кто считает, что хорошо сегодня занимался на занятии, справился со всеми заданиями - возьмет зеленый ключик, а кто считает, что возникали трудности при выполнении заданий, старался -  возьмет желтый ключик, а кто не справился с заданиями, но в следующий раз постарается справиться с ними - возьмет красный ключик (использование интерактивной доски).

Логопед: Ребята, чтобы Карабас-Барабас не забирал Золотой ключик у Буратино, предлагаю подарить ему наши маленькие ключики (которые дети выбрали), сложим их в корзинку.

Логопед: Ребята, мне сегодня с вами было очень легко и интересно, дружно преодолели все препятствия. Поэтому я выбираю зеленый ключик и дарю его Карабасу-Барабасу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...