Дидактическое пособие "Речевой куб"
статья по логопедии (старшая группа)

 Степанова Ольга Владимировна

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_rechevym_kubom.docx99.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.

 

Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.

Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи, активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь. Упражнять в умении определять положения звука в слове. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Формировать умения составлять сложные предложения и описательные рассказы. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Описание. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

  Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно – пространственной среды Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении такого пособия. Любой старший дошкольник способен аккуратно раскрасить картинку. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью. Можно использовать в разных возрастных группах.

Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь. Таким образом, использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении со взрослым и с детьми, а также самостоятельно.

Примеры игр по развитию речи:

Дидактическая игра: «Подбери признак»

Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие) – кожаные, белые. Шляпа (какая) – черная, большая… Туфли (какие) – осенние, красивые… Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая) - белая, праздничная…. Шуба (какая) - меховая, теплая…

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

     Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая;

Лиса хитрая - лисичка хитренькая;

Заяц белый - зайчик беленький;

Сапоги чистые - сапожки чистенькие;

Ветка короткая - веточка коротенькая;

Шишка длинная - шишечка длинненькая;

Ворона черная - вороненок черненький;

Снег белый - снежок беленький.

Дидактическая игра: «Посчитай»

Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры:

      Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель игры: Находить лишний предмет и объяснять, почему

он лишний.

Ход игры:

    -Ребята, пожалуйста, подойдите ко мне и послушайте загадку (Шесть квадратов подружились и в него навек сложились.)

-Вы догадались, с чем мы сегодня будем играть? (с кубом)

Что помогает развивать этот кубик? (речь)

Значит, как он называется? (Речевой)

-Верно, к нам в гости снова пришел наш старый знакомый речевой кубик. Но, что-то он какой-то сонный, не веселый. Как же нам его разбудить, чтобы он стал бодрым?

Что вы делаете по утрам, когда просыпаетесь? (Зарядку)

- Мы можем помочь нашему кубику проснуться? (Да.)

Тогда давайте сядем в круг и разбудим наш кубик с помощью считалочки. Ребенок, у которого в руках оказывается куб, самостоятельно выбирает считалку и, проговаривая ее совместно со всеми детьми, передает куб по кругу. У кого оказывается куб на момент окончания считалки, тот выбирает любую грань куба и выполняет задание: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель игры:

Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.

Ход игры:

     Воспитатель вращает куб и выбирает время года. Ребенку необходимо определить какое время года изображено на картинке и  составить небольшой рассказ. Дети по карточкам составляют рассказ об этом времени года:

  1. За каким временем года наступит то, о котором будет рассказ;
  2. Сезонные явления в неживой природе;
  3. Сезонные изменения в жизни растений;
  4. Сезонные изменения в жизни животного мира (зверей, птиц, насекомых);
  5. Особенности жизни и деятельности людей в данное время года;
  6. Какое время года наступит за описанным.
  7. Дидактическая игра «Путаница»

Цель игры: умение находить отличия и обосновывать свой ответ.

Задачи: закрепить умение сравнивать, находить сходства и различие; формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях; развивать у детей память, мышление, воображение, интерес к природе.

Педагог предлагает ребенку найти ошибки в признаках времен года.

Артикуляционная гимнастика.

На кубе изображение язычка. Дети выполняют артикуляционную гимнастику согласно изображению на карточке.

 Пальчиковая гимнастика.

На кубе изображение кисти руки. Дети выполняют гимнастику согласно изображению на карточке.

 Кубик «Звуковой».

Цель: формирование умения дать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.

Развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове

  • красный кружок- гласный звук;
  • синий кружок с колокольчиком – согласный твердый, звонкий;
  • синий кружок -  согласный твердый, глухой;
  • зеленый кружок с колокольчиком - согласный мягкий, звонкий;
  • зеленый кружок- согласный мягкий, глухой.

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

Задание 2.

 Придумать слово на заданный звук  в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти по картинке слова, в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.

C:\Users\andre\Desktop\Лена\Новая папка\P1040207.JPGC:\Users\andre\Desktop\Лена\Новая папка\P1040208.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....