План по самообразованию "Профилактика дисграфии"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у детей старшего дошкольного  возраста в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Еще в 2007 году Россия занимала 15-е место по уровню  грамотности  у  школьников, но уже к 2016 году в рейтинге из 65-ти позиций мы скатились на 49-е место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет через дидактические игры»

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Актуальность данной темы обусловлена научно подтвержденными сведениями о том, что с каждым годом в Российских школах увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Еще в 2007 году Россия занимала 15-е место по уровню грамотности у школьников, но уже к 2016 году в рейтинге из 65-ти позиций мы скатились на 49-е место.

 Проблему дисграфических нарушений у детей старшего дошкольного возраста рассматривали такие ученые и педагоги как Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, О.А. Токарева,И.Н. Садовникова, , А.В. Ястребова, Г. В. Чиркина и др. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.

    Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия, которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова.  Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи.

 Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

    В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено» - недостаточная сформированность: зрительно-пространственных представлений; зрительного гнозиса и мнезиса; зрительного анализа и синтеза; зрительно-моторных координаций. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв.  Это приводит к:

  • их заменам на письме,
  • к неправильному написанию некоторых букв,
  • добавлении лишних элементов,
  • не дописывании элементов букв
  • в зеркальном написании букв.

   Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Профилактическая работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику. Таким образом, начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала обучения ребенка.

Цель: повысить уровень личной профессиональной компетенции в вопросе профилактики оптической дисграфии у детей 5-7 лет.

Задачи:

  1. Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями по профилактике оптической дисграфии.
  2. Внести в работу игры и игровые упражнения по профилактике оптической дисграфии у детей.
  3. Повысить мотивацию у педагогов учреждения в проведении данной профилактической работы.
  4. Повысить осведомлённость родителей в необходимости проведения профилактической работы с детьми.

План работы по самообразованию

п/п

Вопросы для изучения

Сроки

Форма работы

Практический выход

1

Выбор темы.

Определение цели и задач.

Сентябрь-

Октябрь

Составление перспективного плана работы по

изучаемой теме.

Перспективный план

2

Изучение литературы по данной теме

Ноябрь- Декабрь

Подбор литературы по теме.

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Оформление уголка- логопеда на тему:

«Игровые приемы по профилактике

нарушений письменной речи у детей».

3

Подбор дидактических игр и упражнений по данной теме.

Январь- февраль

Найти основные и инновационные методы в работе по данной теме

Пополнить картотеку методическим и

дидактическим

материалом.

4

Систематизация дидактических игр и

упражнений, составление картотеки.

Март-май

Найти основные и инновационные методы в работе по данной теме

Систематизировать методический и дидактический

материал.

5

Проведение диагностики

Сентябрь

Определения уровня сформированности словарного запаса, связной речи,

фонематического восприятия, грамматических категорий и навыков звукобуквенного анализа и синтеза у детей подготовительной группы.

Показ проведения дидактической игры для воспитателей

6

Проведение речевых дидактических игр и упражнений.

Октябрь- март

Внедрение основных и инновационных методов в работу.

Выступление на педсовете

Консультация для педагогов

«Предупреждение

нарушений письменной речи у старших

дошкольников».

Консультация для родителей

«Предупреждение

нарушений письменной речи у старших

дошкольников».

7

Проведение итоговой диагностики

Апрель

Определения уровня сформированности словарного запаса, связной речи,

фонематического восприятия, грамматических категорий и навыков звукобуквенного анализа и синтеза у детей подготовительной группы.

Результаты диагностики.

Открытое занятие

«Это мы знаем и умеем»

8

Результаты

самообразования.

Май

Распространение опыта.

Представить опыт работы

Изучение современной литературы по теме самообразования.

Книги:

  1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей».
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков».
  3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»
  4. Волкова Л.С. «Логопедия. Методическое наследие. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. Книга IV».
  5. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи»
  6. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов».
  7. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.
  9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».
  10. Лопухина И.С. «Логопедия 550 игр»
  11. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие».
  12. Парамонова Л. «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция».
  13. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов».
  14. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников».
  15. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. «Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. Подготовительный к школе класс».
  16. Федорова Т.Н. «Развитие слухового внимания как основа предупреждения дисграфии и дислексии».
  17. Юрова Е.В. «Коррекция устной речи»
  18. Юрова Е.В. «Коррекция письменной речи»
  19. Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи».

Статьи:

  1. Калиниченко С.А. «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Журнал «Дошкольная педагогика» №2 (29) март, апрель 2006 г.
  2. Кудрова Т.И. «Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников». Журнал «Логопед в детском саду» № 5(30) 2008 г.
  3. Логинова Е.А. «Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста». Журнал «Логопед в детском саду» №4 (7) 2005 г.
  4. Мансурова Л.А. «Игры-загадки «Подскажи словечко». Журнал «Логопед в детском саду №3 (28) 2008 г.
  5. Проворова Н.Н. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников». Журнал «Логопед в детском саду» №6 2010 г.
  6. Сергеева Е.Е. «Принципы системности и предупредительного подхода в логопедической работе по профилактике дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте». Журнал «Логопед в детском саду» № 6-7 (49-50) 2010 г.
  7. «Упражнения для развития зрительно-моторных координаций и звукобуквенного анализа при трудностях обучения письму» журнал

«Дефектология» 2002 г. №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

План совместной деятельности: "Профилактика дисграфии" с использованием SMART доски

Презентация для SMART доскиСовместная деятельность  учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речиТема: «Профилактика дисграфии с использованием новых информа...

Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".

Что такое дисграфия.  Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и  пример материала для исправления конкретного вида дисграф...

Перспективно-тематический план логопедической работы по профилактике дисграфии в условиях логопункта.

Определение дисграфии по Р.И. Лалаевой (1997)- дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высшихпсихич...