Взаимодействие с родителями учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Грачёва Елена Игоревна

Взаимодействие  с родителями учителя-логопеда Грачёвой Е.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  с родителями учителя-логопеда Грачёвой Е.И.

Активно взаимодействую с родителями как с участниками образовательного процесса. Это значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Основная задача – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта ускоряет успехи ребенка и способствует совместному общению.

Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников:

Подготовительный:

  • сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
  • формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
  • изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

Основной:

обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм:

  • участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;
  • включение родителей в проведение занятий;
  • содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;
  • обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
  • мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;
  • содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

Завершающий:

  • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
  • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

На родительских собраниях рассказываю о закономерностях развития речи в каждой возрастной группе; провожу практикумы по выполнению артикуляционной, пальчиковой  гимнастик в домашних условиях; разъясняю и показываю, в чем же состоит логопедическая работа; подчеркиваю полезность разумных требований в ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду, для чего нужны и как работать с  тетрадями  для домашних логопедических занятий.

Для достижения результатов логопедической работы приглашаю родителей на индивидуальные занятия, индивидуальные консультации, где также обучаю родителей совместно с ребенком основным приемам работы, рекомендую, при необходимости, обратиться за консультацией к другим специалистам: неврологу, психологу, дефектологу, ортодонту и т.д., в зависимости от возникающей проблемы. Также на официальном сайте и сообществе детского сада ВКонтакте образовательного учреждения  периодически предлагаю рекомендации для родителей по развитию речи (памятки, игры, консультации).

Родителей постоянно  информирую о достижениях ребёнка в речевом развитии. Веду просветительскую работу с родителями всех воспитанников ДОУ. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребёнка. Родителям даются рекомендации по развитию детской речи, консультации размещаются на  информационных стендах.

Формы взаимодействия с родителями:

- индивидуальные консультации, беседы  с  родителями о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, рекомендованным  учителем-логопедом, которые выдаю для закрепления пройденного материала на дом,

-  провожу мастер-классы и семинары-практикумы по обучению артикуляционным упражнениям и логопедическим играм,

-  еженедельно веду тетрадь взаимосвязи с родителями (с рекомендациями, играми и упражнениями);

- провожу открытые индивидуальные  занятия с целью обучения игровым приёмам для   закрепления речевых навыков в домашних условиях;

- регулярно обновляю информацию на стендах в раздевальной комнате в группах и пополняю материал по вопросам речевого развития на сайте ДОУ для родителей (консультации и советы);

 - регулярно провожу родительские собрания.

Год

Форма

Цель взаимодействия

Результат

В течении всего учебного года ежегодно

Открытые индивидуальные занятия и консультаций для родителей по ходу коррекционного ОП

Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий  процесс по развитию речи

Обучение методам и приёмам логопедической работы для продуктивного выполнения заданий учителя-логопеда

Регулярная смена информации на стендах и в информационных уголках в групповых комнатах

Информировать родителей о тематике  коррекционно-развивающей  работы

Информация о полученных детьми знаниях, умениях и навыках в ходе коррекционно-педагогического процесса на данном периоде обучения

октябрь

ежегодно

Родительское собрание для родителей  вновь поступивших детей .Консультация «Как развивать речь ребенка 3 года. Советы логопеда»

Профилактика отклонений в речевом развитии детей

Обучение родителей  способам  развития речи - отзывы родителей

Сентябрь - октябрь

ежегодно

Родительское собрание для родителей детей подготовительного к школе возраста «Речевая готовность ребенка к обучению в школе»

Познакомить родителей с требованиями по готовности детей к школьному обучению

Обучение методам и приёмам работы для подготовки ребенка к обучению в школе

Октябрь

ежегодно

Родительское собрание для родителей детей старших групп «Особенности речевого развития детей 6 года жизни»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей данного возраста

Обучение родителей  способам  развития речи детей с использованием  речевых игр - отзывы родителей

Ноябрь ежегодно

Родительское собрание для родителей детей младшего возраста «Поговори со мною мама…»

Поговорить о важности семейного воспитания в развитии речи детей.

Обучение родителей  способам  развития речи - отзывы родителей

Ноябрь ежегодно

Родительское собрание для родителей детей средних групп «Особенности речевого развития детей 5 года. На что обращать внимание: норма или нарушение»

Выявление проблем в речевом развитии детей

Направление детей с ОВЗ на ПМПК.

 Ноября 2019г.

Родителям детей младшей группы рассказывалось об особенностях речевого развития детей 3 – 4 лет (с презентацией).

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3 – 4 лет.

Обучение родителей  способам  развития речи - отзывы родителей

Январь 2019 г.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка»

Познакомить  родителей с влиянием детской книги на речевое развитие дошкольников

Изготовление памятки для родителей «Какие книги и как читать детям»

Ноябрь 2021 г.

Для родителей детей средней группы проведено родительское собрание в ZOOM «Использование артикуляционной гимнастики для развития мышц артикуляционного аппарата» (с показом артикуляционных упражнений).

Познакомить родителей с основными комплексами артикуляционной гимнастики

Рекомендации родителям по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики дома.

Декабрь 2021 г.

Консультация для родителей детей старшей группы: «Особенности развития фонематического слуха»

Познакомить родителей с игровыми приемами и методами для развития фонематического слуха.

Обучение родителей  способам  развития фонематического слуха у  детей с использованием  речевых игр - отзывы родителей

Март 2022 г.

Консультация для родителей детей старшей группы: «Как научить ребенка читать»

Познакомить родителей с методами и приемами по обучению дошкольников чтению.

Обучение родителей  способам  и приемам, используемым в обучении чтению дошкольников.

Октябрь 2023г

Консультация для родителей детей старшего возраста  (с презентацией) « От чего зависит правильная речь у ребенка?»

Познакомить родителей с факторами, влияющими на правильность и выразительность речи у ребенка.

Изготовление памятки для родителей «Как общаться с неговорящим ребенком?»

Май 2023 г.

«Как общаться с неговорящим ребенком». Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

Познакомить родителей с методами и приемами по развитию речи у младших  дошкольников

Сентябрь 2023 г.

Выступление на родительском собрании для детей средней группы «Как играть с ребёнком, развивая его речь»

Познакомить родителей с игровыми методами и приёмами, используемыми с детьми среднего возраста для развития речи и домашнего досуга

 Октябрь 2023 г.

Консультация для родителей детей подготовительной группы: «Как научить ребенка читать»

Познакомить родителей с игровыми методами и приёмами, используемыми в  работе учителя-логопеда с детьми по подготовке к обучению грамоте.

Рекомендации родителям по применению логопедических игр для закрепления полученных знаний

Очень важна и просветительская работа, направленная на профилактику речевых нарушений. Поэтому мною разработаны консультации для педагогов и родителей по различным вопросам речевого развития.

Темы консультаций  для родителей:

Консультации для родителей (тема): 

2019 – 2020 учебный год:

«Возрастные особенности развития речи детей в норме» (по всем возрастам);

 «Как выполнять задания логопеда дома»;

«Играем дома – развиваем речь ребенка»;

«Ребенок у экрана. Взаимосвязь речевого развития и гаджетов в жизни ребёнка».

2020 – 2021 учебный год:

«Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»;

«Роль семьи в развитии речи ребенка»;

«Как научить ребенка читать»

2021 – 2022 учебный год:

«Детские ошибки. Не обращать внимания или исправлять?»;

«Родителям о последствиях вредных привычек у детей»;

«Какие ошибки допускают родители при обучении детей чтению»;

«Речевая готовность детей для обучения в школе».

2022 – 2023 учебный год:

«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;

«Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?»;

«Профилактика заикания у детей дошкольного возраста»;

«Советы логопеда родителям неговорящих детей».

Памятки:

Организация занятий по рекомендациям логопеда.

Системное развитие нормальной детской речи (по возрастам).

Артикуляционная гимнастика.

Комплексы дыхательных упражнений.

«Памятка для родителей «Что нужно помнить при обучении дошкольников грамоте (Н.В. Нищева)»;

«Памятка для родителей будущих первоклассников»;

Для родителей подготовлена  стендовая  информация:

 «Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребенком дома»;

«Для чего нужны пальчиковые игры»;

 «Работаем над дыханием»;

«Игры и игровые упражнения по развития артикуляционного аппарата»;

«Речевая готовность ребенка к школе»;

«Развитие речи ребенка 3 года жизни»;

«Поговорим о заикании»;

 «Фонематический слух – основа правильной речи»;
«Почему заговорить бывает трудно?»;

«Правильное формирование речи у ребенка»;

«Развитие речи ребенка 5 года жизни»;
«Речевые игры с детьми по дороге к дому»;

«Советы родителям леворуких детей»;

 «Когда и как начинать учить буквы?»;

«Советы  учителя – логопеда»;

«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»;

«Советы логопеда: говорите с ребенком правильно»;

«Игры на обогащение словаря»;

«Развитие речи. Формирование словаря»;

 «Как подготовить ребенка к школе?»;

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»;

«Подготовка руки к письму»;

«Рекомендации для профилактики дисграфии».

Считаю, что основу совместной коррекционно-развивающей работы специалистов, педагогов МДОУ и родителей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию ребёнка, предъявление к его речи согласованных требований, адекватных возрасту и уровню речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты, памятки и приглашения на консультацию для родителей. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Оно должно отражать чёткие представления родителей об отношении к логопедическим занятиям, к специалисту, работающему с его ребёнком. Анкетиро...

план работы с родителями учителя логопеда на 2011-2012 уч.год

план работы с родителями учителя логопеда на 2011-2012 уч.год...

консультация для родителей учитель-логопед Кулагина Л.В.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»...

Работа с родителями учителя-логопеда (схема)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5961611","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Годовой план работы с родителями учителя-логопеда Хуснутдиновой Ф.Х. на 2015-2016 учебный год.

Годовой план работы  учителя-логопеда с родителями  младших, средних и подготовительных групп....

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности

Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...