План-конспект открытого занятия "Музыкальная гостиная"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Трясунова Татьяна Борисовна

На примере данного материала показано использование элементов музыкальной терапии на занятии по развитию лексико-грамматических категорий по теме:"Игрушки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

План-конспект коррекционно-развивающего занятия

с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

«Музыкальная гостиная»

(с использованием элементов музыкотерапии)

Учитель-логопед: Трясунова Татьяна Борисовна

Санкт-Петербург

2023

Тема: «Музыкальная гостиная»

Цель: создание условий для развития речи, познавательных и творческих способностей в процессе реализации лексической темы «Игрушки» средствами музыкотерапии.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Расширение активного словаря по теме «Игрушки»;

2. Совершенствование грамматического строя речи;

3. Знакомство детей с произведениями П.И. Чайковского;

4. Вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний;

5. Формирование первоначального музыкального вкуса.

Коррекционно - развивающие:

1. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ под влиянием классической музыки;

2. Развитие способности слышать музыку и различать настроение музыки;

3. Развитие чувства ритма и слухового внимания;

4. Развитие познавательных процессов внимания, памяти и творческого воображения;

5. Развитие ориентировки в пространстве и на плоскости;

6. Совершенствовать подвижность органов артикуляции;

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие общей моторики и пластики движений;

Воспитательные: 

1.Создание комфортной психологической ситуации, позволяющей детям проявлять свои чувства и говорить о них;

2.Стабилизация эмоционального состояния (снижение тревоги и напряжения, пробуждение положительного переживания достигнутого успеха при музицировании со звучащими игрушками);

3.Установление эмоционального диалога между детьми и в процессе общения со взрослым;

4.Воспитание любви к музыке;

5.Воспитание радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Методы и приемы:

- наглядные: музыкальный ролик для зрительного подкрепления ритмического рисунка;

- словесные: создание условий для вербализации детьми эмоционально-чувственных переживаний;

- игровые: музыкально-ритмические игры;

- практический метод: музыкальная деятельность детей (передача впечатлений от музыки в пластике движений, оркестровка фрагментов музыкальных произведений).

Технологии: игровая, информационно-коммуникационные (ИКТ), здоровьесберегающие: элементы музыкотерапии, артикуляционная гимнастика,  развитие общей моторики, развитие мелкой моторики.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально - коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Организация видов деятельности:

  1. Партнёрская деятельность педагога и детей;
  2. Взаимодействие ребёнка со сверстниками;
  3. Музыкально-ритмические игры.

Материалы и оборудование:

презентация «Музыкальная гостиная»;

проектор, ноутбук, экран;

аудиозаписи произведений П.И. Чайковского (пьесы из «Детского альбома»: «Старинная французская песенка», «Марш деревянных солдатиков» «Сладкая грёза», «Игра в лошадки», «Утренняя молитва»); «Вальс цветов» и адажио из балета «Щелкунчик»;

детские музыкальные инструменты: клавесы, деревянные ложки, бубны, музыкальные треугольники, маракасы;

Ролик «Полька» (из «Детского альбома» П.И. Чайковского);

дидактический и наглядный материал: игра на зрительное внимание и пространственную ориентировку «Игрушки на полках», игра «2 в 1» (на грамматический строй), кубики-мякиши;

 стимульный материал: деревянные «волшебные» нотки, деревянная музыкальная игрушка Щелкунчик, пластмассовый солдатик, светодиодные игрушки: «Дом», «Лошадка», «Мишка», «Улитка», «Зайчик», «Звездочки», деревянный резной сундучок для ноток, светодиодные свечи с пультом управления, коврики в виде цветов по количеству детей, воздушные шары с нотками.

Ход коррекционно-развивающего занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

1. Организационно-мотивационный момент

(на слайде картина с изображением музыкальной гостиной)

Приветствие

Педагог заходит с детьми в зал под

музыку П.И. Чайковского «Старинная французская песенка» из «Детского альбома», здоровается с гостями.

Под музыкальное сопровождение педагог говорит:

-Ребята, мы попали с вами в необычную комнату. Что вы слышите? Ответы детей.

Да, красивая музыка нас встречает

И в гости приглашает!

2. Сюрпризный момент

(на слайде мрачная, пустая гостиная комната)

- Ребята, мне кажется, к нашему приходу кто-то готовился.

(Педагог обращает внимание детей на круглый стол, цветы, свечи, которые пока не горят).

Неожиданно раздаётся голос, и некто обращается к детям: «Ребята, у меня было много друзей. Мы все вас ждали в гости. Но злой волшебник заколдовал нас. Помочь нам сможет только Музыка и её волшебные нотки».

- Ребята, мы поможем попавшим в беду друзьям? А как это сделать? Варианты ответов детей.

- Да, давайте их будем искать. А ещё нам нужно будет найти 7 ноток. Находя по очереди каждую нотку, мы сможем вызволить из беды друзей. Может где-то рядом, есть нотка-помощница? Педагог на столике находит первую «волшебную нотку». Ой, а тут ещё какой-то дом? Огоньки в нём загораются.

-Мы на правильном пути! Педагог обращается к детям: «Теперь у друзей, которых мы найдём, будет свой уютный дом!»

Педагог предлагает одному из детей поставить светящийся «Дом» на парту и отнести в деревянный резной сундучок первую нотку. На ней домик - это пока первая игрушка.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики под музыку П.И.Чайковского «Сладкая грёза» («Детский альбом»)

На слайде – гостиная, как в начале истории

- Ребята, а ведь у нас с вами тоже есть домик для язычка.  Язык в домике живёт, никогда не устаёт.  А чтобы он был послушным, полезно делать гимнастику.  Давайте, её выполним под музыку?

Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционную гимнастику. После выполнения находят вторую «волшебную» нотку, а под ней коробку со светодиодной лошадкой.

  • Подвижная игра с кубиками-мякишами на внимание и пространственную ориентировку под музыку П.И. Чайковского «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

(на слайде Мальчик на лошадке – качалке)

Педагог предлагает детям подойти к кубикам-мякишам и встать за ними. Сам становится к ним лицом рядом со своим кубиком. Берёт «Лошадку» и под музыку выполняет различные движения с ней (перед кубиком, за ним, приседает с лошадкой  и т.д.). Дети повторяют движения. После игры педагог предлагает одному из детей поставить эту игрушку (она светится) на полку с другими игрушками (слева или справа от «Дома») и положить в резной сундучок вторую нотку.

Упражнение на пространственную ориентировку «Игрушки на полках» под тихую музыку П.И. Чайковского «Утренняя молитва» («Детский альбом)

(на слайде игрушки на полке)

Далее дети находят третью нотку и под ней мишку.

-Ребята, чтобы помочь мишке, нужно выполнить одно задание. Вы готовы? Педагог предлагает детям сесть на свободные стульчики,  объясняет правила игры «Игрушки на полках».  Дети выполняют задание, отвечают на вопросы педагога. Когда задание выполнено, мишка начинает светиться. Следующий ребёнок ставит мишку на парту, выполняя задание педагога, и относит в резной сундучок третью нотку.

 

Музыкально-ритмическое упражнение под аккомпанемент музыкального руководителя. Исполняется пьеса П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»)

(на слайде мальчик и солдатики)

- Ребята, посмотрите, какой красивый здесь камин. А вот и  4 нотка. А на камине, вы узнали кто это? - Оловянный солдатик. Как же нам ему помочь? - Догадалась, нам помогут клавесы – это деревянные палочки, которыми мы исполним любимый марш солдатика. Вставайте в круг, приготовьтесь!

После выполнения упражнения один из детей ставит солдатика и его звезду с мундира на парту по инструкции педагога, а также кладёт волшебную нотку в сундучок.

Лексико-грамматическое упражнение «2 в 1» с карточками

(на слайде музыкальная гостиная)

 «Волшебная» 5 нотка указывает на место шкатулки с новой игрой. У каждого ребёнка 1 карточка с изображением игрушки и символами: сердечко («Назови ласково»), глаз («Много чего»). После выполнения задания зайка светится, он счастлив. Кто-то из детей ставит эту игрушку по инструкции педагога, например, за дом, а также убирает «волшебную» нотку в сундучок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Полька» («Детский альбом») под музыку П.И. Чайковского. Развитие чувства ритма, слухового и зрительного внимания. У детей музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, музыкальные треугольники, маракасы.

Ролик

Дети находят следующую (6) нотку и круглую большую коробку, в которой светодиодная улитка. На экране появляется ролик «Полька». Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время раздаёт музыкальные инструменты. – Ребята, давайте встанем для торжественности момента. Объясняет, по необходимости, как играть на том, или ином инструменте. Дети с помощью игровых нот выполняют музыкально-ритмическое упражнение.

-Какая была музыка? Ответы детей: бодрая, весёлая, танцевальная.

-Да, ребята, композиция так и называется, «Полька». Только интересно, почему у нас в коробке оказалась улитка? Варианты ответов детей. Педагог предполагает, что в душе улитка очень даже активная и жизнерадостная, её мечтой было стать балериной… После выполнения музыкально-ритмического упражнения, улитка светится и кто-то из детей ставит её на парту по заданию педагога, а также «волшебную» нотку убирает к стальным ноткам в деревянный сундучок.

- Ребята, а где же 7-ая нота? Педагог обращает внимание детей на блестящий сундук. Дети заглядывают в него и называют игрушку, а рядом с ним последняя, 7 нотка. Это Щелкунчик. Педагог говорит:

- Ребята, вы помогли всем друзьям Щелкунчика и ему самому. Давайте послушаем, что он нам скажет. (включает механизм, играет музыка). Щелкунчик благодарит нас не словами, а музыкой.

Танец-импровизация под композицию П.И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома»

(на слайде танцующие дети)

Дети оказываются на поляне с цветами.

- Ребята, выберите для себя ту игрушку, которая вам больше понравилась. (2-ой вариант: ту, которую вы ставили на парту). Давайте станцуем с ними. Педагог танцует с Щелкунчиком. Все игрушки светятся. После танца дети ставят игрушки на место, а сами возвращаются к круглому столику.

Заключительная часть.

Рефлексия.

(на слайде снова музыкальная гостиная)

Тихо, фоном звучит адажио из балета «Щелкунчик». Дети делятся впечатлениями друг с другом, с педагогом, достают и складывают из «волшебных» деревянных ноток общий пазл. После того как он собран, неожиданно загораются свечи. Педагог просит детей закрыть глаза.

- Ребята, с закрытыми глазами особенно хорошо можно почувствовать музыку, всем сердцем. Пока дети стоят с закрытыми глазами у столика, педагог  уходит за шариками с нотками. Дарит их детям со словами: - Эти шарики с нотками будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече и о прекрасной музыке Петра Ильича Чайковского, которая сопровождала нас.

Используемая литература:

  1. Дединская Е.П., Щербинин К.А. Музыкальная терапия в клинической практике//Музыкальная психология и психотерапия. 2008
  2. Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья//Молодой ученый, 2017
  3. Колягина В..Г. Музыкотерапия в специальном образовании: уч.- методическое пособие – М., Прометей, 2019
  4. Лев Я.Б. Слушание музыки как средство эстетического развития дошкольников//Детство, открытое миру. Сб.матер. Всерос. науч.-практич.конф. Омск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"

·      Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,·        Побуждать родителей к совм...

План-конспект итогового открытого занятия "Мои друзья", I-ая младшая группа

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе....

План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

Цель:Вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия в семейной гостиной.Показать знания детей и их родителей по правилам дорожного движения.Создать доброжелательную обстановку, положительн...

План-конспект занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница» в подготовительной к школе группе

План-конспект занятия в музыкальной гостиной «Музыка-волшебница»в подготовительной к школе группеТема:  «Времена года»Цель: сформировать представление детей о способах изображения времен года, св...

План-конспект мастер-класса. Музыкальная гостиная «Синтез музыки и изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»

Познакомить родителей(детей) с произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс», научить соотносить музыку с присущим ей цветом, научить родителей (детей) передавать явления природ...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗпо теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Цель: познакомить с домашними животными. Задачи:   Коррекционно-образовате...