Нарушения артикуляционных движений
статья по логопедии

 

Признаком длительного заикания является образование голоса при вдохе, чем прерываются фонаторные или артикуляционные тоны. У некоторых заикающихся детей период фонации заметно укорочен.

Нарушения артикуляционных движений наступают при произно­шении всех звуков, чаще всего «чеканных», больше незвонких (п, т, к), чем звонких (б, д, г). При произношении длительных согласных бо­лее часты тонические остановки. Артикуляционные нарушения очень разнообразны и у одного и того же ребенка могут меняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения артикуляционных движений

Признаком длительного заикания является образование голоса при вдохе, чем прерываются фонаторные или артикуляционные тоны. У некоторых заикающихся детей период фонации заметно укорочен.

Нарушения артикуляционных движений наступают при произношении всех звуков, чаще всего «чеканных», больше незвонких (п, т, к), чем звонких (б, д, г). При произношении длительных согласных более часты тонические остановки. Артикуляционные нарушения очень разнообразны и у одного и того же ребенка могут меняться.

При заикании трудно произносятся согласные, причем больше начальные звуки, чем последующие. Затруднительны для заикающихся те звуки, которые они сами считают наиболее трудными. Иногда больные хорошо произносят физиологически трудные звуки и, наоборот, легкие представляют для них непреодолимые затруднения. Статистически доказано, что заикание наступает чаще при произношении длинных слов, чем коротких. Слово, которое часто вызывает приступы заикания, под влиянием психологических факторов становится постоянным местом запинки.

Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. В этих движениях могут участвовать самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и т. д. Некоторые дети проделывают сложные движения: подергиваются, кивают или вертят головой,

напрягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами и пр.

Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство и во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперек кровати. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они боятся или уважают, например в школе — учителей, в детском саду — воспитателей. Заикание также резче проявляется после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях.

Кроме физических признаков заикания существуют психические, которые превращают заикание в тяжелое мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи (логофобия), страх перед определенными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторое дети предпочитают молчать и не произносить опасное слово. Другие его заменяют синонимом. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механизме артикуляционных движений, и от этого они становятся малоразговорчивыми и необщительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Знакомство с основными артикуляционными движениями "

Первое занятие для ребенка старшей логопедической группы, целью которого является ознакомление ребенка с основными артикуляционными движениями, вырабатывающими  основные движения и положения орга...

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»

Презентация к логопедической консультации для родителей детей имеющих речевые нарушения «Артикуляционная гимнастика»...

«Профилактика речевых нарушений - артикуляционная гимнастика»

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 4-6 лет артикуляционная гимнастика поможет быс...

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей помощью логопедического массажа ложками

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....

МАСТЕР-КЛАСС учителя логопеда «Профилактика речевых нарушений. Артикуляционная гимнастика дома».

Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения....

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей с помощью логопедического массажа ложками.

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....