Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики
презентация по коррекционной педагогике

Дуброва Наталья Николаевна

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика и коррекция нарушений артикуляционной моторики обследование артикуляционная гимнастика логопедический массаж

Слайд 2

Содержание мастер-класса Как выявить нарушения артикуляционной моторики? Приемы обследования Артикуляционная гимнастика «Во всем нужна сноровка, зарядка, тренировка…» Логопедический массаж

Слайд 3

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Слайд 4

Обследование строения артикуляционного аппарата губы челюсти прикус зубы язык нёбо

Слайд 5

губы тонкие толстые, малоподвижные укороченная верхняя губа неполное смыкание губ

Слайд 6

челюсти прогения: нижняя челюсть выдвигается вперед

Слайд 7

челюсти прогнатия: верхняя челюсть выдвигается вперед

Слайд 8

прикус в норме

Слайд 9

открытый прикус боковой прикус

Слайд 10

зубы мелкие крупные вне челюстной дуги и др.

Слайд 11

язык макроглоссия микроглоссия укороченная подъязычная связка

Слайд 12

нёбо «готическое», куполообразное, уплощенное

Слайд 13

раздвоение маленького язычка ( uvula )

Слайд 14

Отклонения в строении артикуляционного аппарата выявляются визуально

Слайд 15

Обследование подвижности артикуляционного аппарата Кинестетическая основа речи – способность выполнить отдельные артикуляторные движения Кинетическая основа речи – способность выполнить серию артикуляторных движений

Слайд 16

Кинестетическая основа речи Задания для губ: вытянуть вперед, оскал, круговое движение губ, поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз Задания для языка : показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать, присосать к нёбу, чтобы натянулась подъязычная связка Задания для нижней челюсти : рот широко открыть - закрыть

Слайд 17

Кинетическая основа речи Задания для губ : вытянуть губы вперёд, затем улыбнуться (У-И), поднять вверх верхнюю губу опустить вниз нижнюю губу опустить вниз верхнюю губу поднять вверх нижнюю губу

Слайд 18

Кинетическая основа речи Задания для языка : открыть рот показать широкий язык поднять на верхнюю губу опустить на нижнюю губу убрать в рот закрыть рот открыть рот показать узкий язык вытянуть язык влево затем вправо убрать язык закрыть рот

Слайд 19

Кинетическая основа речи Задания для языка : открыть рот показать широкий язык показать узкий язык открыть рот узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке затем в обратном направлении убрать язык закрыть рот

Слайд 20

Кинетическая основа речи Задания для нижней челюсти : осторожно подвигать челюстью вправо – влево Задания для мягкого нёба : открыть рот положить язык на нижнюю губу покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе

Слайд 21

Артикуляционная гимнастика

Слайд 22

Артикуляция – это деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов

Слайд 23

Артикуляционные фазы Три части артикуляции звука: приступ (экскурсия) выдержка (средняя часть) отступ (рекурсия)

Слайд 24

Пассивная артикуляционная гимнастика применяется в тех случаях, когда ребенок не может сам выполнить заданные движения логопед воссоздает артикуляционные позы и движения при помощи механического воздействия на органы артикуляции

Слайд 25

Пассивная артикуляционная гимнастика выполняется в три стадии: экскурсия – вход в артикуляционную позу выдержка – фиксация артикуляционного уклада рекурсия – выход из артикуляционного уклада

Слайд 26

Развиваем мимические мышцы и губы Поднять брови Закрыть один глаз, другой, оба сразу Опустить и поднять углы губ Оттягивать угол рта вправо, влево Наморщить нос, лоб Растянуть углы губ и собрать в трубочку Поднять верхнюю губу и опустить нижнюю

Слайд 27

Развиваем нижнюю челюсть Логопед открывает и закрывает рот ребенка. Открытие рта фиксируется под счет Выдвижение нижней челюсти вперед, затем движения влево –вправо. Поза фиксируется под счет

Слайд 28

Развиваем язык Захватить кончик языка платком и выполнять движения вверх-вниз и в стороны Шпателем удерживать язык за верхними зубами, на нижней губе, в углах рта

Слайд 29

Активная артикуляционная гимнастика система упражнений для органов артикуляции, проводятся по инструкции логопеда улучшает качество артикуляционных движений, вырабатывает тонкие дифференцированные движения формирует кинестетическую и кинетическую основу артикуляционных движений

Слайд 30

Формирование кинестетической основы Упражнения по определению положения губ Упражнения по определению положения кончика языка Упражнения по различению узкого и широкого кончика языка

Слайд 31

Формирование кинетической основы Статические упражнения Развитие динамической координации в процессе выполнения последовательных движений Развитие динамической координации в процессе выполнения одновременно организованных движений

Слайд 32

Логопедический массаж

Слайд 33

Определение: Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека

Слайд 34

ВАЖНО: Массаж не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений.

Слайд 35

противопоказания Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде Острые и хронические заболевания кожных покровов

Слайд 36

приёмы поглаживание растирание разминание вибрация

Слайд 37

поглаживание снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему Движения выполняются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не вызывает смещение кожи

Слайд 38

растирание нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность Усилие больше, чем при поглаживании, вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Прием проводится подушечками пальцев

Слайд 39

разминание максимально активизирует работу мышц проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания и разминания тканей

Слайд 40

вибрация Эффект зависит от интенсивности воздействия: слабое воздействие повышает тонус мышц, сильное – снижает тонус и возбудимость нервов

Слайд 41

Выбор приемов проводится дифференцированно в зависимости от тонуса мускулатуры

Слайд 42

При гипотонусе поглаживание растирание похлопывание легкая вибрация

Слайд 43

При гипертонусе поверхностное поглаживание сильная вибрация

Слайд 44

Расслабление лицевой и губной мускулатуры Направление движений От середины лба к вискам От середины лба к ушным раковинам От бровей до волосистой части головы От спинки носа к ушной раковине От середины верхней губы до ушных раковин

Слайд 45

Расслабление лицевой и губной мускулатуры Направление движений От линии лба вниз через лицо к шее От мочек уха по щекам к крыльям носа От середины верхней губы на подбородок Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (от середины лба)

Слайд 46

Расслабление лицевой и губной мускулатуры Направление движений По верхней губе от угла рта к середине По нижней губе от угла рта к середине Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта Легкое постукивание губ

Слайд 47

Расслабление мышц языка Направление движений Вибрация двумя указательными пальцами под углами челюсти Похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (в течение 15 сек), который накладывается на кончик языка

Слайд 48

Укрепление лицевой мускулатуры Направление движений Поглаживание лба от середины к вискам Поглаживание шеи от носа к ушам и от подбородка к ушам Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения указательным и средним пальцами от виска к подбородку)

Слайд 49

Укрепление губной мускулатуры Поглаживание, разминание, растирание, вибрация губ Направление движений От середины верхней губы к углам От середины нижней губы к углам Поглаживание носогубных складок к крыльям носа Пощипывание губ

Слайд 50

Укрепление язычной мускулатуры Массаж проводится шпателем или пальцами – легкие вибрирующие движения Направление движений От средней части к кончику языка (продольные мышцы языка) Ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы языка) Поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы языка)

Слайд 51

Итог: Массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции Применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза Правильный подбор массажных комплексов позволяет быстрее нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью необходимо постоянно развиватьь мелкую моторику пальцев.В своей работе использую пластилинографию, использую различные виды аппикации.....

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей помощью логопедического массажа ложками

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....

План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».

        Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...

Коррекция нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей с помощью логопедического массажа ложками.

Разновидностью логопедического массажа является массаж ложками. В статье рассказывается о том, как применять ложки в коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики у детей....