План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».
материал

          Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию29.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

Самообразование по теме:

«Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».

Педагог-психолог ВКК

 Седых Таисия Сергеевна

Новохоперский

2018

Актуальность темы:

          Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Цель:

-повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми;

- изучение возможностей метода арт – терапии  для работы с детьми,  педагогами, родителями как повышение эффективности  здоровьесберегающей и сопровождающей деятельности  педагога – психолога.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

         Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

Задачи арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Показания для проведения арт-терапии:

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия,  сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная  "Я-конецпция»,  низкая самооценка.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует. Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации!

Виды арт-терапии, которые я использовала в работе с детьми: боди-арт, рисование, песок, сказки.

Перспективный план

Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

1

Июль-август 2018

Прохождение курсов повышения квалификации на тему «Песочная терапия и арт-терапия с дошкольниками».

Постановка проблемы.

2

Постоянно

Изучение литературы.

Анализ имеющихся знаний.  

3

Постоянно

Изучение  элементов инновационного использования технологий арт – терапии.

4

Сентябрь 2018 г.

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

5

Октябрь 2018 г.

Диагностика детской тревожности и нарушений в эмоциональной сфере.

Подбор консультаций и индивидуальных бесед.

Подготовка областного мастер-класса на тему «Боди-арт как метод арт-терапии в работе с дошкольниками».

6

Ноябрь 2018 г.

Выделить арт-терапевтические  технологии для использования в работе с детьми.

Сделать подборку оптимальных арт-терапевтических приемов для работы с детьми.

Подобрать комплекс занятий с использованием боди-арта.

Подобрать комплекс занятий сказкотерапии.

Подобрать комплекс занятий песочной терапии.

Консультация: «Создание сказочно–игровой среды».

Проведение областного мастер-класса на тему «Боди-арт как метод арт-терапии в работе с дошкольниками».

7

Декабрь 2018 г.

Игровое занятие с использованием метода атр-терапии боди-арт.

Подборка коллекции игрушек для песочной терапии.

Буклет для родителей на тему «Арт-терапия в ДОУ»

Сбор информации для подготовки презентации на тему «Арт-терапии для оздоровления детей в ДОУ».

8

Январь-февраль 2019 г.

Игровые занятия с использованием метода арт-терапии сказкотерапия.

Подборка аудиотеки.

Стендовая информация для родителей по теме «Арт-ртерапия в работе с детьми».

 Подготовка презентации на тему «Арт-терапии для оздоровления детей в ДОУ».  

9

Март

2019 г.

Игровые занятие с использованием метода арт-терапии пескотерапия.

Рисование в разных нетрадиционных техниках.

Выставка детских рисунков.

Показ презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей в ДОУ».

10

Апрель 2019 г.

Диагностика детской тревожности и нарушений в эмоциональной сфере.

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

 

11

Май - июнь

2019 г.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме "Арт-терапия в работе с детьми"

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычн...

План по самообразованию "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В разработке представлен план работы с воспитанниками, педагогами и родителями по данной теме....

План по самообразованию "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В разработке представлен план работы с воспитанниками, педагогами и родителями по данной теме....

План по самообразованию "Использование Су-джок терапии в работе с детьми с ЗПР"

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с задержкой психического развития. Проблема обучения детей с ЗПР актуа...

План по самообразованию на тему : " Песочная терапия для детей дошкольного возраста"

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаетс...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере «Наше настроение».

Цель:Диагностирование особенностей эмоционального состояния детей.Учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему.Формирование способности определить эмоционально...

План по самообразованию педагога-психолога "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Песок – это удивительный природный материал, который действует на детей как магнит. Дети с огромным удовольствием играют с песком, оставляя на нём отпечатки своих рук, чертят линии, создают замк...