Логопедические игры с чистоговорками
консультация по логопедии

Остроумова Алевтина Николаевна

Игры с чистоговорками. Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logopedicheskie_igry_s_chistogovorkami.docx367.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические игры с чистоговорками»

Мастер-класс для педагогов

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.

С помощью чистоговорки, педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, а затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.

В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного возраста?

  • Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
  • Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
  • Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение;
  • Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Каковы приемы работы с чистоговоркой? Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.

Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками одновременно нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели могут использовать чистоговорки в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах.    

Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ни-ни-ни – куртку застегни и т.д. Следует помнить, что дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации. 

Игры с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

 -произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са). и т.д.

 -прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.

 -закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

 -повторяем без ошибок:

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

 -поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

 На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

4.Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

5. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая? Са-са-са – это лиса.

 -отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе, на столе, под столом юла

 -называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

 -называем слова «ласково»: 

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. и т.д.

7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонематический слух.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

9. Инсценировка чистоговорки.

Цель: закрепление четкого произношения звуков.

Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее: ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит). 

10. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

11. Прием «ЭХО»

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

12. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ 

13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА и др.

14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

15. Скажи, какой или какая?

Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.

Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?

Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д

16. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

17. Посчитай.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

18. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить. Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Логопедические игры с чистоговорками"

В данной консультации рассказывается о том как с помощью  чистоговорок  родители смогут автоматизировать звуки....

«Логопедические игры с чистоговорками»

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок....

Буклет "Логопедические игры с чистоговорками"

  Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье... далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и п...

Консультация для родителей: "Логопедические игры с чистоговорками"

Один из приемов развития речи является использование чистоговорок....

Логопедические игры с чистоговорками

Логопедические игры с чистоговорками...

Логопедические игры с чистоговорками

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Бл...

Консультация для родителей "Логопедические игры с чистоговорками"

Чем полезны чистоговорки? Произносить и сочинять чистогорки- очень полезно для развития речи. Чистоговорка-это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отраб...