План - конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у дошкольников с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Т.А. Соколова

Тема: логопедическая  - Автоматизация   звука [Р] в словах.

           грамматическая – определение позиции звука в словах.

Цель:  учить правильно, произносить и автоматизировать звук [Р].

Задачи:

  • Коррекционные:

развивать умение подбирать слова-антонимы;

  • закреплять навык звукового анализа и синтеза;
  • развивать логическое мышление;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать длительный, речевой выдох.
  • Развивать зрительно-пространственные представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад №52 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

План- Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Соколова Татьяна Алексеевна

План - конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].

Тема: логопедическая - Автоматизация звука [Р] в словах.

грамматическая – определение позиции звука в словах.

Цель: учить правильно, произносить и автоматизировать звук [Р].

Задачи:

  • Коррекционные:

развивать умение подбирать слова-антонимы;

  • закреплять навык звукового анализа и синтеза;
  • развивать логическое мышление;
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать длительный, плавный выдох, активизировать мышцы губ.
  • Развивать зрительно-пространственные представления.
  • Развивающие:
  • способствовать формированию адекватной самооценки.
  • Образовательные:
  • учить умению подбирать противоположные по смыслу слова;
  • учить умению согласовывать слова с существительными в роде, числе, падеже.
  • Воспитательные:
  • воспитывать навык самоконтроля;
  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение организовывать рабочее место;
  • воспитывать культуру речи школьников

Оборудование: зеркало, тетрадь, ручка, карандаши, предметные картинки, карточки с заданиями, кусочки ваты, презентация – слайды№1-6, мяч.

Планируемые результаты (увеличение словарного запаса, грамматического строя речи, правильное произношение звука Р в словах).

Используемые педагогические технологии: (ЭОР, технология индивидуального обучения, технология здоровьесберегающего обучения).

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Ученика

1. Орг. момент

Приветствие, какое у тебя настроение?

Хорошо!

Здоровается, весёлое.

1мин.

2. Актуализация знаний.

• пробуждение познаватель-ного интереса к изучаемой теме.

•определение направления в изучаемой теме.

Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.

Какой звук я произносила чаще?

Правильно.

Теперь, давай вспомним артикуляцию звука [р] при произнесении.

Возьми картинку в левом нижнем углу парты; в правом верхнем углу, в центре парты; в левом верхнем углу; в правом верхнем углу, назови.

Подбери схему к каждой картинке.

Правильно подобрал, молодец!

Слушает.

Р

Смотрит на слайд и произносит правильно звук.

Топор

Радуга

Ворона

Сковорода

Ракета

Топор- звук р в конце; радуга- звук р в начале; ворона- в середине; сковорода- в середине;ракета- в начале.

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Слайд№1

Рассматривание артикуляции звука «Р».

1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного.
2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а кончик языка касается верхних альвеол.
3. Мягкое небо поднято.
4. Голосовые связки вибрируют.
5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует.

Карточки со схемами.

13мин.

Дыхательные упражнения.

Выполним дыхательные-упражнения. Показывает правильность всех упражнений.

Упражнение «Снежинки». Выполняем стоя. Держа в руках кусочки ваты, делаем вдох и дуем на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

Упражнение «Одуванчик». Выполняем сидя на корточках, раскрыть ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Молодец!

Выполняет за логопедом.

Упражнение «Вдох- выдох».

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом........

Упражнение «Снежинки».

«С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.»

Упражнение «Одуванчик».

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Остался стебелёк.

4мин

#1069;тап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

«Игра с мячом»- Придумай 2 слова со звуком «Р».

Хорошо, а теперь поиграем в игру -« Сосчитай до 5» - например 1 рак, 2 рака, 3 рака, 4 рака,5 раков. Начинай!

Хорошо.

Друг

Рот

1 друг,2 друга,3 друга,4 друга,5 друзей.1 рот,2 рта,3 рта,4 рта,5 ртов.

Мяч.

6мин

4. Удовлетворение познавательных «запросов».

Игра «День-ночь». А теперь поиграем в игру, скажи наоборот! Я буду называть слово, а ты назови противоположное ему. Холод Узкий

Длинный

Жара

Широкий

короткий

Слайд№2

Слайд№3

3мин

Пальчиковая гимнастика и массаж пальцев и ладоней при помощи шарика Су-Джок.

Сделай массаж пальцев и ладоней при помощи шарика.

Выполняй за мной упражнения.

Выполняет массаж и упражнения.

с 2-мя кольцами для Су-Джок «Массажный шарик»

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.

3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка — "СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ".

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).

5. "НОЖНИЦЫ" — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.

6. "КОГОТКИ" — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

7. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ" — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).

5 мин

5. Формирование отношения к теме.

Найди на картинке слова со звуком «р».

Правильно!

Грибы, вертолёт, река, тарелка, горы, топор, дрова, костёр, деревья.

Слайд№4

4мин

6. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

Закончи предложение словом; определи место звука «р» в словах.

Папа Карло принес азбуку для …
Чтобы раскрасить картинку, я взял цветные …

(Буратино). В середине.

(карандаши). В середине.

Слайд№5

3мин

8. Соотнесение старых и новых представлений;

Игра «Помоги Петрушке» добавь слово.

Ра-ра-ра, начинается...
Ры-ры-ры - у Ромы в руках...

Повтори.

игра.

шары.

Ра-ра-ра, начинается игра.Ры-ры-ры - у Ромы в руках шары.

Карточка с предложениями.

3мин

9. Обобщение изученного материала;

Повтори чистоговорки за мной.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

Дружит Рома с носорогом.

Носорог тот - недотрога.

Не дает потрогать рог

Недотрога-носорог.

Повторяет.

3мин.

10. Итог урока

Чем мы сегодня занимались?

Что тебе понравилось больше всего?

Произносили звук [р] правильно, подбирали слова, схемы, повторяли стихи, искали картинки со звуком «р». Мне понравилась дыхательная гимнастика!

1мин

11. Самооценка работы

Оцени свою работу с помощью подходящего «смайлика».

Выбираю весёлый смайлик.

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Л в чистоговорках, стихах и предложениях".

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком дошкольногго возраста в условиях поликлиники...

План-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Р в чистоговорках, стихах и предложениях".

План-конспект иднивидуального логопедического занятия с ребенком в условии поликлиники...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....