Познавательные УУД в логопедии
консультация по логопедии

Познавательные УУД в логопедии

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе. В  процессе познавательной деятельности формируются умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается   жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  • Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
  • Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
  • Необходимо понимание важности преподносимого материала.
  • Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
  • Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания,  предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
  • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
  • Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться». В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Я хочу остановиться на познавательном универсальном учебном действии. Познавательные УУД

  • Ориентировка  в пространстве и времени;
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • Умение работать по заданному алгоритму;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать по книге;
  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • Умение работать по иллюстрациям.
  • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Сериация
  • Сернация
  • Исключение   лишнего
  • Подбор подходящего  
  • Установление причинно-следственных связей и др.
  • Использование  знаково-символических  средств
  • Моделирование

Предпосылками  познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

Для формирования  предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование  следующие задания:

  • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • анализ – предлагается выделить, расчленить  объект на составляющие его элементы;
  • синтез – объединение   отдельных компонентов в целое;
  • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия  в предметах;
  • обобщение – выделение  общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
  • сериация – установление  последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
  • сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
  • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
  • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения  типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • решение логических задач – решение различных логических задач,  в том числе и задачи с отрицанием;
  • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

 

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания,  такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_pozn.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные УУД в логопедии

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  • Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
  • Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
  • Необходимо понимание важности преподносимого материала.
  • Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
  • Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
  • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
  • Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Я хочу остановиться на познавательном универсальном учебном действии. Познавательные УУД

  • Ориентировка в пространстве и времени;
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • Умение работать по заданному алгоритму;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать по книге;
  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • Умение работать по иллюстрациям.
  • Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Сериация
  • Сернация
  • Исключение лишнего
  • Подбор подходящего
  • Установление причинно-следственных связей и др.
  • Использование знаково-символических средств
  • Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться простейшими инструментами.

Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:

  • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
  • синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
  • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
  • обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
  • сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
  • сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
  • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
  • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
  • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...

Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ

Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....

Познавательно – речевая непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда в старшей группе по теме: "Составление рассказа об осени по опорным картинкам".

Конспект содержит  один из вариантов составления рассказа об осени с опорой на предметные картинки, подобранные логопедом....

Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду

Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал  «В гостях у логопеда».Он ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...