Нейропсихологические упражнения в логопедической работе с детьми с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Родичкина Ирина Валентиновна

Нейропсихология –раздел клинической психологии, который изучает деятельность мозга в организации психических процессов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.docx15.7 КБ
PDF icon prez_neyrops_upr.pdf1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое  занятие  по нейропсихологической коррекции

Цель:

-оптимизация тонуса мышц;

- развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса;

- развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности;

- освоение и закрепление позы покоя и расслабления.

Вводная часть


1.  Игра на оптимизацию тонуса мышц «Половинка»


И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Основная часть

2.  Дыхательное  игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля и ритмирование  «Красный шар»
   И.п. - сидя на полу. Вдох. Ребенку предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3.  Глазодвигательное упражнение. 
    И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям                                     (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. 
         Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание  равно по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка  используется  яркий предмет. В начале освоения этих упражнений ребенок  следит за предметом, перемещаемым психологом, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда,   "прорисовывается"  несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4.   Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:

«Колечко»
      Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.                                В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  * «Кулак-ребро-ладонь» 
        Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

5.  Игровое упражнение на формирование произвольной регуляции собственного тела и развитие аудиального гнозиса                                   «Послушай тишину»
      И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6.  Функциональное игровое упражнение с правилами «Костер"                  

 Ребенок садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду психолога. 
         По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра", 
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру", 
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками, 
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши, 
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки с психологом и ходить вокруг "костра".

7.   Функциональное  игровое упражнение «Море волнуется...»                                             на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию  импульсивности
    Ребенку предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Психолог произносит считалку:
         Море волнуется - раз! 
         Море волнуется - два!
         Море волнуется - три!
         Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде психолога "Отомри!" упражнение продолжается.

Заключительная часть

8.  Игра-релаксация «Ковер-самолет»                                                                            на освоение и закрепление позы покоя и расслабления

Психолог: "Представь, что ты лежишь на волшебном ковре-самолете;                    ковер плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно-нежно обдувает усталое тело и оно отдыхает... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)...                                                                                                        Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открывай глаза, медленно                    и аккуратно садись".


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....