Учебный материал.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В данном разделе вы можете найти материал для работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Солнышко» села Новозаведенного»
Конспект логопедического занятия
по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности.
« Весёлые звуки добра»
Подготовила:
Учитель-логопед
Карпенко Валентина Геннадьевна
2022 г.
Цель: умение строить звуковой анализ слов.
Задачи
Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.
Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.
Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, видео для музыкальной разминки, буквы для составления слова «ДОМ», мяч, значки добра.
Ход НОД:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.
Добрый день! - они нам скажут,
Добрый день! - ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмёмся за руки, друзья,
Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети садятся за столы)
Логопед: Ребята давайте мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику с помощью наших карточек ( логопед подходит к каждому ребенку и предлагает выбрать карточку с артикуляционной гимнастикой)
Раздается звук.
Логопеду приходит смс, логопед читает его детям:
«Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки!
Пишет вам Сашок.
Я не мал, но пока и не высок.
Я в мячик играю и песни пою
И всё время говорю, говорю, говорю.
Говорю, когда я ем,
Говорю, когда я сплю,
И когда играю, тоже я болтаю.
Говорю про всё, что знаю
И не знаю, - говорю,
Говорю, когда мечтаю,
Говорю, когда пою,
Говорю, когда болею,
Говорю, когда здоров.
Только мне никто не верит, -
Не бывает столько слов!
Помогите мне, ребята
Рассказать всё о словах,
Звуках, буквах, предложеньях,
Как их можно составлять,
Где их можно применять!
Логопед: Вот такое письмо мы получили! Ребята, поможем Саше?
Дети: Да!
Логопед: А как мы можем ему помочь?
Дети: Мы научим его играть в разные словесные игры.
Логопед: Для того чтобы игра была интересней, вы будите получать знак добра, но только если будите правильно отвечать и хорошо себя вести, тот кто получит больше значков получит знак дружбы от Саши. Будь внимательней!
Логопед: Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и назовите слово, которое лишнее:
1. Кофта, платье, туфли
Дети: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.
2. Автобус, трамвай, самолёт
Дети: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.
3. Синица, воробей, кошка
Дети: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.
4. Муравей, бабочка, змея
Дети: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.
5. Корова, собака, волк
Дети: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.
6. Стол, диван, чашка
Дети: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.
Логопед: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах? Какие они бывают?
Дети: Слова бывают длинные и короткие;
Логопед: Назовите короткие слова.
Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.
Логопед: Молодцы! А теперь назовите длинные слова.
Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.
Логопед: Хорошо! Теперь я предлагаю сыграть вам в игру с мячом, послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь... (пол),
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты... (нашёл),
Скажу теперь я слово трус,
Ответишь ты... (храбрец),
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты... (конец).
Логопед: Дети, так какие же слова живут в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.
Логопед: Назовите их, ребята.
Дети: пол - потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.
Логопед: Слова-враги ещё называют антонимы. Это слова противоположные по значению. Давайте повторим все вместе.
Дети: Антонимы.
Логопед: Молодцы дети! А какие слова вы ещё знаете?
Дети: Мы знаем слова-родственники
Логопед: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники.
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
Логопед: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении слова-родственники зеленеют, зеленые, зелененькие.
Логопед: Почему эти слова — родственники?
Дети: Потому что у них общая часть зелен.
Логопед: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные. Давайте повторим все вместе.
Дети: слова-родственники называют однокоренные.
Логопед: Молодцы ребята! А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.
Логопед: Например:
Ручкой целый день писала
Рученька моя устала.
Дома отдохнуть решила,
В ранец ручку положила.
Ранец к верху подняла
Плохи у меня дела -
Отлетела сразу ручка
Почему? Не поняла!
Логопед: Назовите омонимы (многозначные) в этом стихотворении.
Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.
Логопед: Объясните их значение
Дети: Ручка — школьная принадлежность;
Рученька — часть тела человека;
Ручка — часть рюкзака;
Логопед: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.
Дети: Мама купила ручку;
У сумки крепкая ручка;
Я взяла брата за ручку;
Папа приделал к двери ручку.
Логопед: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении 3 слова.
Логопед: Назовите 1 слово.
Дети: Мама.
Логопед: Назовите 2 слово.
Дети: Купила.
Логопед: Назовите 3 слово.
Дети: Ручку.
Логопед: Давайте составим схему предложения. (Дети работают на местах, один ребёнок у доски).
Логопед: Проверяем.
Дети: (ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова (показывает Мама Купила Ручку). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.
Логопед: Поработали, друзья
Отдохнуть пришла пора!
Музыкальная разминка.
(видео помощник)
Логопед: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?
Дети: Да
Логопед: Есть загадки в нашем крае
До того мудрёные,
Кто загадки отгадает,
Попадёт в учёные.
1. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
Логопед: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом? Давайте прохлопаем.
Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз. Логопед: Сколько слогов в слове луна? Давайте прохлопаем.
Дети: В слове луна 2 слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.
Логопед: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Логопед: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Логопед: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Логопед: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Логопед: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
Логопед: А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Логопед: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом. (Один ребёнок выполняет на доске, другие на рабочих местах).
Логопед: Проверяем.
Дети: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.
Логопед: Молодцы! Сколько всего звуков в слове ДОМ?
Дети: В слове дом 3 звука.
Логопед: Сколько гласных звуков в слове ДОМ?
Дети: В слове ДОМ 1 гласный звук.
Логопед: Сколько согласных звуков?
Дети: В слове ДОМ 2 согласных звука.
Логопед: А теперь сложите кубики приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Логопед: Ребята, давайте подсчитаем наши знаки и узнаем кто победил и получит знак дружбы от Саши, вы большие молодцы! Саша прислал смс с болагодарностью.
Вот спасибо вам, друзья!
Научили вы меня.
И за это вам награда -
Интересная игра.
Логопед: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!
Собирайтесь детвора,
Начинается игра!
Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Лей-лей-лей.
Как поёт в селе петух?
Ух-ух-ух.
Да не филин, а петух!
Ух-ух-ух.
Вы уверены, что так?
Так-так-так.
А на самом деле как?
Как-как-как.
Это ухо или нос?
Нос-нос-нос.
Или, может, сена воз?
Воз-воз-воз.
Вы хорошие всегда?
Да-да-да.
Или только иногда?
Да-да-да.
Не устали отвечать?
Чать-чать-чать.
Разрешаю помолчать.
Логопед: Ребята, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Логопед: Скажите, смогли ли мы помочь Саше?
Дети: Да.
Логопед: Теперь у вас появился новый друг Саша. А еще я предлагаю вам ребята подарить знак дружбы нашим гостям, ведь совсем скоро у вас будет выпускной и вы пойдете в школу (раздают значки) Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся.
Дети: До свидания! (Дети выходят из группы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал в раздел "Детский сад".
Данный методический материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образовательного учреждения....
Учебный материал в разделе "Начальное образование"
Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....
План-график распределения учебного материала
План-график учебного материала с первого по четвертый квартал для второй младшей. средней и старшей групп...
Учебный материал по хатха-йоге
Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....
Учебный материал
Учебный материал...
распределения учебного материала по плаванию в доу
распределения учебного материала по плаванию в доу...
Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"
Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...
- Мне нравится (1)