Учебный материал.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Перебейнос Валентина Геннадьевна

В данном разделе вы можете найти материал для работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Солнышко» села Новозаведенного»

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности.

« Весёлые звуки добра»

Подготовила:

Учитель-логопед

Карпенко Валентина Геннадьевна

2022 г.

Цель: умение строить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, видео для музыкальной разминки, буквы для составления слова «ДОМ», мяч, значки добра.

Ход НОД:

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.

Добрый день! - они нам скажут,

Добрый день! - ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Возьмёмся за руки, друзья,

Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети садятся за столы)

Логопед: Ребята давайте мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику с помощью наших карточек ( логопед подходит к каждому ребенку и предлагает выбрать карточку с артикуляционной гимнастикой)

Раздается звук.

Логопеду приходит смс, логопед читает его детям:

«Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки!

Пишет вам Сашок.

Я не мал, но пока и не высок.

Я в мячик играю и песни пою

И всё время говорю, говорю, говорю.

Говорю, когда я ем,

Говорю, когда я сплю,

И когда играю, тоже я болтаю.

Говорю про всё, что знаю

И не знаю, - говорю,

Говорю, когда мечтаю,

Говорю, когда пою,

Говорю, когда болею,

Говорю, когда здоров.

Только мне никто не верит, -

Не бывает столько слов!

Помогите мне, ребята

Рассказать всё о словах,

Звуках, буквах, предложеньях,

Как  их  можно составлять,

Где их можно применять!

Логопед: Вот такое письмо мы получили! Ребята, поможем Саше?

Дети: Да!

Логопед: А как мы можем ему помочь?

Дети: Мы научим его играть в разные словесные игры.

Логопед: Для того чтобы игра была интересней, вы будите получать знак добра, но только если будите правильно отвечать и хорошо себя вести, тот кто получит больше значков получит знак дружбы от Саши. Будь внимательней!

Логопед: Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и назовите слово, которое лишнее:

1. Кофта, платье, туфли

Дети: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.

2. Автобус, трамвай, самолёт

Дети: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.

3. Синица, воробей, кошка

Дети: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.

4. Муравей, бабочка, змея

Дети: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.

5. Корова, собака, волк

Дети: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.

6. Стол, диван, чашка

Дети: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.

Логопед: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах? Какие они бывают?

Дети: Слова бывают длинные и короткие;

Логопед: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Логопед: Молодцы! А теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Логопед: Хорошо! Теперь я предлагаю сыграть вам в игру с мячом, послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь... (пол),

Скажу я слово потерял,

Ответишь ты... (нашёл),

Скажу теперь я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец),

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты... (конец).

Логопед: Дети, так какие же слова живут в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.

Логопед: Назовите их, ребята.

Дети: пол - потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.

Логопед: Слова-враги ещё называют антонимы. Это слова противоположные по значению. Давайте повторим все вместе.

Дети: Антонимы.

Логопед: Молодцы дети! А какие слова вы ещё знаете?

Дети: Мы знаем слова-родственники

 Логопед: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники.

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

Логопед: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении слова-родственники зеленеют, зеленые, зелененькие.

Логопед: Почему эти слова — родственники?

Дети: Потому что у них общая часть зелен.

Логопед: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные. Давайте повторим все вместе.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Логопед: Молодцы ребята! А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.

Логопед: Например:

Ручкой целый день писала

Рученька моя устала.

Дома отдохнуть решила,

В ранец ручку положила.

Ранец к верху подняла

Плохи у меня дела -

Отлетела сразу ручка

Почему? Не поняла!

 Логопед: Назовите омонимы (многозначные) в этом стихотворении.

Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.

Логопед: Объясните их значение

Дети: Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

Логопед: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.

Дети: Мама купила ручку;

У сумки крепкая ручка;

Я взяла брата за ручку;

Папа приделал к двери ручку.

Логопед: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».

Логопед: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении 3 слова.

Логопед: Назовите 1 слово.

Дети: Мама.

Логопед: Назовите 2 слово.

Дети: Купила.

Логопед: Назовите 3 слово.

Дети: Ручку.

Логопед:  Давайте составим схему предложения. (Дети работают на местах, один ребёнок у доски).

Логопед: Проверяем.

Дети: (ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова (показывает Мама    Купила    Ручку). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

Логопед: Поработали, друзья

                         Отдохнуть пришла пора!

Музыкальная разминка.

(видео помощник)

Логопед: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Дети: Да

Логопед:        Есть загадки в нашем крае

                              До того мудрёные,

                             Кто загадки отгадает,

                             Попадёт в учёные.

1. В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый.  (Дом)

Логопед: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове  дом? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз. Логопед: Сколько слогов в слове луна? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове луна 2  слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.

Логопед: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Логопед: Какие бывают согласные звуки?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Логопед: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Логопед: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Логопед: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

 Логопед: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Логопед: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Логопед:  Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом.  (Один ребёнок выполняет на доске, другие на рабочих местах).

Логопед: Проверяем.

Дети:  В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его  синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Логопед: Молодцы! Сколько всего звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове дом 3 звука.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове ДОМ 1 гласный звук.

Логопед: Сколько согласных звуков?

Дети: В слове ДОМ 2 согласных звука.

Логопед: А теперь сложите кубики приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Логопед: Ребята, давайте подсчитаем наши знаки и узнаем кто победил и получит знак дружбы от Саши, вы большие молодцы! Саша прислал смс с болагодарностью.

     Вот спасибо вам, друзья!

     Научили вы меня.

     И за это вам награда -

     Интересная игра.

Логопед: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

Логопед: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Логопед: Скажите, смогли ли мы помочь Саше?

Дети: Да.

Логопед: Теперь у вас появился новый друг Саша. А еще я предлагаю вам ребята подарить знак дружбы нашим гостям, ведь совсем скоро у вас будет выпускной и вы пойдете в школу (раздают значки) Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся.

Дети: До свидания! (Дети выходят из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал в раздел "Детский сад".

Данный методический материал   будет интересен воспитателям  и специалистам  дошкольного образовательного учреждения....

Учебный материал в разделе "Начальное образование"

Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам дошкольного образования....

План-график распределения учебного материала

План-график учебного материала  с первого по четвертый квартал для второй младшей. средней и старшей групп...

Учебный материал по хатха-йоге

Хатха-йога-это система и способ жизни, единство тела,души и духа....

Учебный материал

Учебный материал...

распределения учебного материала по плаванию в доу

распределения учебного материала по плаванию в доу...

Дидактический материал к празднованию Дня России (Учебный материал в разделе "Детский сад"

Воспитание у ребёнка любви к своей Родине включает в себе целый комплекс задач. Рзвлечение - это один из видов детской деятельности в решении задачи нравственно-патриотического воститания у детей дошк...